Назад

КУЛЬТУРА 14 мая 2019, 00:02 Сложное искусство: почему сохранение арт-объектов все чаще требует особых навыков

Специально для российских специалистов, работающих с современными художниками, учредили новую стипендию. О ней объявили на Венецианской биеннале

Текст материала

Стремление современных художников расширять существующие границы, экспериментируя с формами и носителями, ставит новые вызовы перед профессионалами из арт-сферы: нередко для того, чтобы сохранять или перевозить такие объекты требуются навыки, которых у кураторов и хранителей просто нет. Помочь русскоязычным специалистам получить необходимые знания и опыт может специальная стипендиальная программа, учрежденная нью-йоркским Музеем Гуггенхайма совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина. О ней в начале мая было объявлено в Венеции, накануне открытия 58-й биеннале.

Подробнее о том, в чем заключается специфика этой работы, почему кураторам или музейщикам может потребоваться помощь коллег-археологов или специалистов по работе с искусственным интеллектом, может ли в России современное искусство стать инструментом решения социальных проблем, и как провести несколько месяцев в одном из самых известных музеев мира — в материале «Известий».

Стипендия как способ диалога

В рамках анонсированной в мае стажировки российский специалист сможет провести от полугода до полутора лет в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, где находится одно из старейших и самых известных в мире собраний современного искусства. Кроме того, реставрационный отдел музея имеет большой опыт работы со внеконвенциональными художественными объектами и так называемым «временным» искусством.

Отечественный стипендиат получит доступ к наиболее современным методам сохранения и реставрации художественных произведений, работая вместе с сотрудниками музея над изучением коллекции и подготовкой выставочных проектов. Кроме того, ожидается, что в 2020 году он сможет принять участие в изучении полотен Владимира Кандинского, работы которого считаются одной из жемчужин коллекции Гуггенхайма.

Финансироваться стажировка будет за счет средств Благотворительного фонда Владимира Потанина. Организация, которая в этом году отмечает свое 20-летие, специализируется на поддержке социально значимых проектов в сфере образования и культуры, а также отдельных профессионалов творческого сектора, ранее уже предоставила гранты более чем 400 отечественным музеям, в том числе, расположенным в отдаленных регионах.

В учреждении стипендии также принимал участие лично Владимир Потанин, предприниматель, меценат, глава Попечительского совета Государственного Эрмитажа и член Попечительского совета фонда Соломона Гуггенхайма. По его мнению, речь в данном случае идет не только о возможности предоставить доступ к наиболее современным технологиям и знаниям отдельно взятому отечественному специалисту, но и о налаживании диалога между странами.

«В современном мире все более важной становится поддержка инициатив, которые объединяют творчество и знания, инновации и наследия, а также открывают новые возможности для диалога между культурами и сообществами. Выполняя важные музейные задачи по сохранению культурного наследия, музеи успешно работают с социальными вызовами как на местном, так и на мировом уровнях, делятся этими практиками друг с другом, преодолевая любые географические или политические границы», — отметил Владимир Потанин.

О важности развития подобных межкультурных проектов говорил также директор нью-йоркского Музея Гуггенхайма и всего Фонда Соломона Гуггенхайма, объединяющего несколько институций по всему миру, Ричард Армстронг.

«Такие знаковые межкультурные инициативы способствуют активному вовлечению нового поколения специалистов в сохранение культурного наследия современности. Благодаря поддержке Фонда Потанина эта программа внесет заметный вклад в развитие международного сотрудничества в сфере реставрации и консервации культурного наследия», — убежден он.

Обсудить сложности, с которыми сталкиваются профессионалы в процессе решения подобных задач, были приглашены участники панельной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху», организованной музеем и фондом Соломона Р. Гуггенхайма и Благотворительным фондом Владимира Потанина. Мероприятие, которое в четверг, 9 мая, прошло на площадке Музея Пегги Гуггенхайм в Венеции, объединило российских и зарубежных экспертов из ведущих институций: Государственного Эрмитажа, РОСИЗО-ГЦСИ, а также Лаборатории национального культурного наследия при Управлении по вопросам охраны культурного наследия Нидерландов и, разумеется, Музея Гуггенхайма.

Без старого и нового

Искусство — зеркало реальности, которое отражает проблемы современного художнику общества, обозначая их для зрителей наших дней и, в то же время, помогая зафиксировать эти свидетельства для публики будущего. И если мы не научимся заботиться о его сохранении, работать с ним, вне зависимости от того, какие формы оно принимает, огромный пласт культуры может быть утрачен.

Между тем, сегодня художники все чаще работают с цифровыми носителями: создавая объекты видеоарта, используя возможности искусственного интеллекта, как американец Ян Чэн, и социальных сетей. Или просто используют для создания инсталляций новые материалы, включая, например, обычный пластик. Какими бы хорошо знакомыми нам в быту не были использованные художником предметы и технологии, все это требует выработки совершенно нового подхода к сохранению и, в дальнейшем, реставрации их произведений.

Именно об этом, в первую очередь, говорили участники дискуссии, состоявшейся в Венеции. Так, заместитель директора по вопросам хранения и реставрации Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Лена Стрингари, подчеркнула, что речь идет о возможности (или невозможности) сохранить объекты наследия для следующих поколений.

— Это особенно важно в век, когда художники производят все большее количество работ, стремясь преодолеть границы — как концептуальные, так и социальные или географические, — отметила она.

Однако если специалисты из Европы и США заняты решением скорее вопросов технических и технологических, в России, в первую очередь, необходимо наладить диалог между художниками, кураторами и зрителями, поскольку по-прежнему далеко не все понимают и принимают значимость современного искусства, подчеркнула директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Алиса Прудникова.

Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта в области «Эрмитаж 20/21», Дмитрий Озерков, в свою очередь, обратил внимание на то, что оценивать произведения искусства в зависимости от времени его создания по меньшей мере некорректно.

— Для нас <Государственного Эрмитажа — прим. ред.> нет искусства нового и старого, для нас это протяженный во времени процесс, который продолжается ещё с момента, когда искусство зародилось. Другими словами, любое искусство когда-то считалось современным. Ведь было время, когда люди протестовали и против вида обнаженной Венеры, — напомнил он.

Проект «Эрмитаж 20/21» был создан в 2007 году специально для привлечения внимания к произведениям современного искусства и построен на принципах своеобразного диалога между «старым» и «новым». С тех пор в стенах одного из самых известных классических музеев в мире прошло несколько десятков современных выставок. Кроме того, в здании Главного штаба действует постоянная экспозиция Отдела современного искусства Эрмитажа, которая включает, в том числе, работы Матисса, Малевича и Кандинского, а также инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон».

«Нам проще уничтожить произведение искусства»

По мере того, как художники экспериментируют с форматами, расширяется и список навыков, которые будут необходимы тем, кто отвечает за сохранение, реставрацию или транспортировку таких объектов. Нередко для решения таких задач требуются специалисты из самых разных сфер — от IT до естественных наук.

Рассказывая об опыте работы над проектом «Эрмитаж 20/21», Дмитрий Озерков, который является его бессменным руководителем, отметил, что для перемещения масштабной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в свое время потребовалась помощь сотрудников отдела археологии одного из городских музеев.

Еще чаще у кураторов и музейных работников возникает потребность в специалистах, готовых принять участие в сохранении объектов, созданных с использованием цифровых носителей или искусственного интеллекта. Так что не исключено, что в будущем речь может идти о появлении новой синтетической профессии, объединившей навыки из самых разных дисциплин.

Между тем, пока в России кураторы сталкиваются не только с нехваткой специфических технических знаний, но и с несовершенством бюрократических процессов — например, процедура проведения экспертизы объектов современного искусства, как и требования к человеку, который хотел бы пройти соответствующую сертификацию, просто официально не прописана. Проблемой остается и транспортировка тех или иных объектов между регионами.

— Пока нам проще уничтожить произведения искусства после биеннале, чем бороться с бюрократией, — подчеркнула Алиса Прудникова, рассказывая о работе над Уральской индустриальной биеннале современного искусства, крупным международным проектом, который в этом году будет проводиться в пятый раз.

Решение всех этих вопросов может стать ключом не просто к сохранению наследия, но и к тому, чтобы сделать современное искусство доступнее для жителей страны. Что, в свою очередь, позволит сократить разрыв, существующий между публикой крупных мегаполисов и жителями регионов. Пока же в арт-секторе большая часть ценностей оказывается сконцентрирована в Москве и Петербурге, где в распоряжении кураторов и музейщиков есть необходимые ресурсы. Вывезти их оттуда в другие, особенно отдаленные или небольшие, города бывает дорого и сложно.

В то же время, убеждена Алиса Прудникова, сегодня в регионах есть запрос на то, чтобы иметь доступ к произведениям искусства и целым проектам на равных с жителями столичных городов. И для людей это, в том числе, вопрос признания их значимости в глобальном смысле.

— В наши дни люди хотят быть важными, они хотят, чтобы их видели и слышали, — заключила представитель РОСИЗО-ГЦСИ.

Условия текущей стипендиальной программы, как и форма заявки, доступны на сайте Музея Гуггенхайма — именно его специалисты будут выбирать кандидата-финалиста. Подать заявку может широкий круг профессионалов из арт-сферы — как хранители, так и кураторы и даже художники. Подать заявку можно будет до 15 июня.

Другие статьи

Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
24 апреля 2024
Агентство социальной информации
Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне