Назад

О секретах эндаумента. Или как использовать искусственный интеллект в образовании

Представьте себе: у вас есть, например, три миллиона виртуальных, игровых рублей. И вы хотите заняться эндаументом, то есть отдать или взять в управление этот капитал, пустить его в рост и тратить доходы с него на различные некоммерческие проекты.

Как это сделать? Кому отдать капитал в управление или как самому управлять им и получать доход? Научиться эндаументу позволит деловая настольная игра, разработанная Фондом целевого капитала Московского физико-технического института. Презентация игры «Эндаумент» прошла на площадке Томского государственного университета, а участниками игры стали представители самых разных российских вузов.

Как рассказала исполнительный директор фонда Светлана Красночуб, на самом деле в настольную игру могут играть как дети, так и взрослые.

– Основная наша задача – обучить детей и взрослых основным принципам создания эндаумент-фондов, – объяснила Светлана Красночуб. – Это, во-первых, объяснит им, как можно привлекать средства в эндаумент-фонд, во-вторых, самому правильно управлять деньгами. И в-третьих, как поддерживать проекты, ради которых он создается. В рамках игры каждый из ее участников становится директором эндаумент-фонда с базовым капиталом в три миллиона рублей. Он должен уметь рисковать, грамотно вкладывать деньги в проекты, рассчитывая, на какие мероприятия владелец эндаумент-фонда может потратить деньги, а на какие нет. Доход формируется в зависимости от спонтанно выбранной карточки, определяющей стратегию экономики: спад, рост и стабильность. Тот, кто сможет в итоге создать самый большой фонд, станет победителем игры. Несколько раз проиграв в игру, человек научится формировать свою систему создания эндаумент-фондов и управления ими.

Механизм организации и работы в вузах эндаумент-фондов стал одной из тем Всероссийской конференции для преподавателей высшей школы «Проектное наследие и трансформация университета», которая прошла на площадке Томского госуниверситета. Участники совещания говорили о том, как создавать эндаумент-фонды на базе вузов, собирать в них деньги, передавать эти средства в целевое управление, а полученную прибыль тратить на дополнительные стипендии студентам, гранты преподавателям, развитие научных проектов.

– На базе МФТИ создано четырнадцать целевых эндаумент-фондов, – рассказала Светлана Кочеруб. – Те пожертвования, которые мы получаем от меценатов, крупных инвест-фондов, коммерческих компаний и физических лиц, передаются в доверительное управление. А ежегодный доход направляется на различные целевые программы и проекты, в частности, общее развитие института, именные стипендии студентам и аспирантам, проведение исследований в передовых лабораториях, современное переоборудование этих лабораторий, поддержку заслуженных преподавателей старше 75 лет, проведение предметных олимпиад по физике и математике для будущих абитуриентов, развитие издательского дела, университетский спорт. По итогам нашей работы в прошлом году инвестиционный доход на все наши целевые капиталы составил 160 миллионов рублей. За десять лет средняя доходность на целевой капитал составила более 12% годовых.

Еще один пример успешной работы эндаумент-фонда привел на конференции представитель Московского института стали и сплавов Глеб Узунов.

– За 13 лет существования фонда целевого капитала мы смогли поддержать около 170 различных проектов на общую сумму более 113 миллионов рублей, – рассказал Глеб Узунов. – Это проекты самой разной направленности: дополнительные именные стипендии студентам в размере от 5 до 15 тысяч рублей, поддержка молодежных проектов в институте, оборудование исследовательских лабораторий, помощь педагогам, совершенствование инфраструктуры вуза. Очень важно объяснять и нашим студентам, и педагогам, что эндаумент-фонды – это наша кубышка, в нее не только меценаты и благотворители, но и непосредственные участники образовательного процесса могут вкладывать деньги. А потом нужно объяснять, как мы грамотно размещаем эти средства, чтобы получать максимальные дивиденды.

В рамках конференции «Проектное наследие и трансформация университетов» обсуждался также вопрос, каким должно быть высшее образование в будущем, какими могут стать университеты будущего. По словам генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Орачевой, фонд поддерживает студентов и преподавателей вузов уже более двадцати лет.

– Помимо грантов, одной из форм такой поддержки является организация конференций, где преподаватели могут общаться друг с другом, обмениваться опытом и рассказывать о своих профессиональных достижениях. И только совместная работа, где учитываются интересы друг друга, поможет высшему образованию двигаться вперед, – отметила Оксана Орачева. – В университете будущего студенты должны уметь вычленять самое важное в общем объеме информации, работать с профессиональной документацией, брать на себя ответственность, не бояться многозадачности, иметь коммуникативные навыки, а также навыки поиска новых идей.

По словам ректора Томского госуниверситета Эдуарда Галажинского, в университете будущего, а значит и в обществе будущего, надо сохранить фундаментальность современного образования, но при этом сделать его более гибким и настроенным на рынок труда.

– Для этого необходимо разрабатывать новые рамки профессиональной квалификации, – считает Эдуард Галажинский. – Поэтому мы сейчас должны вместе с работодателями формировать шкалу оценки компетенций в разных областях, пересмотреть существующие образовательные программы, чтобы понять, что из базового необходимо сохранить, а какие мягкие навыки развить.

Несколько секций конференции было посвящено обсуждению темы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе.

По мнению ректора Балтийского государственного университета Александра Федорова, в самое ближайшее время система высшего образования разделится на две части: на вузы, которые могут создавать нейросети с искусственным интеллектом, и те, которые не могут.

– Призрак искусственного интеллекта, который долго бродил в обществе, сейчас стал одной из важнейших составляющих системы высшего образования, – заявил Александр Федоров. – Искусственный интеллект позволит сделать информационный поток, который обрушивается на учащегося, более доступным и структурированным, то есть поможет быстро извлекать из него нужную информацию.

Как рассказала Оксана Орачева, вместе с Высшей школой экономики было проведено исследование на тему, что волнует студентов и педагогов, а также представителей творческих индустрий в вопросе активного внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.

– Больше всего их волнует тот факт, чтобы преподаватель был интереснее машины. И они думают на тему, как это сделать, – говорит Оксана Орачева. – Респонденты считают, что в вузах надо учить студентов критическому мышлению, чтобы ребята могли отделить фейковую информацию от подлинной. Кстати, в этом году мы впервые разрешили нашим заявителям использовать искусственный интеллект при написании заявок на гранты. Только поставили условие, чтобы они признались в этом. Но могу сказать, что он не помог всем обратившимся выиграть гранты.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский заявил, что искусственный интеллект можно использовать для решения нескольких задач: ускорения исследовательской деятельности, например, анализа научных текстов, проведения переводов, реферирования статей, быстрого обобщения научных экспериментов.

– Он способен помочь человеку прочитать большое количество текстов по заданной теме за одну минуту и выдать выжимку, опираясь на которую уже можно будет проводить собственный научный поиск, – говорит Эдуард Галажинский. – Еще одна задача искусственного интеллекта – быть квалифицированным собеседником, партнером по обучению, в частности, выполнять роль электронного тьютора при изучении иностранных языков. Но при этом крайне важно научить студентов критическому мышлению, чтобы они могли отличать в информации, представленной искусственным интеллектом, правду от фейков. А задача вузов – научить студентов грамотно работать с большим объемом данных, анализировать их, верифицировать, выстраивать алгоритмы на их основе. Так что мы не запрещаем студентам работать с ИИ, но просим в работах всегда отмечать, пользовались ли они этим инструментом.



ИсточникМосковская правда




Другие статьи

Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
24 апреля 2024
Агентство социальной информации
Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне