Назад

Время думать о будущем: каким организациям нужны целевые капиталы?

Текст материала

Кризис – это период, когда почти каждая организация начинает задумываться о собственной устойчивости. Особенно это касается образовательных, культурных и социальных учреждений, которые зачастую оказываются в зависимости от внешних обстоятельств

Один из наиболее действенных для них способов сохранить свое дело в долгосрочной перспективе – создать фонд целевого капитала. Об особенностях работы эндаументов в текущих реалиях, о вызовах и возможностях, связанных с этой темой, мы поговорили с генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаной Орачевой.

Одно из основных направлений работы Фонда Потанина — распространение знаний об эндаументах. Сегодня общее число эндаументов в России, по разным оценкам, — немногим более 200, не очень большая цифра. Видите ли вы перспективу развития этой сферы?

Двести эндаументов — это действительно не так много, с одной стороны. С другой — сорок из них появилось за последние два года. Цифры сами по себе не дают полного представления о развитии индустрии в целом. Закону о целевых капиталах в этом году исполняется 15 лет — тогда запрос был скорее не на эндаумент, а на устойчивый финансовый инструмент. В 2020 году к эндаументам целенаправленно стали обращаться всё больше организаций. Мы видим, что к созданию целевых капиталов пришли даже крупные фандрайзинговые фонды (например, недавно был зарегистрирован эндаумент фонда «Подари жизнь»). 

Вы отмечали, что в кризис отмечается резкий рост интереса к теме целевых капиталов. Но трудно поверить, что совсем небольшой региональный музей, который и до пандемии еле сводил концы с концами, всерьез заинтересовался созданием целевого капитала в период локдауна. Какие институции и типы учреждений начали интересоваться эндаументами в кризис?

Когда организации оказываются в глобальном кризисе, встает вопрос: «Что нужно было сделать, чтобы пережить кризис с меньшими потерями?». В 2020 году многие стали интересоваться эндаументом как способом обеспечения финансовой устойчивости. Мы увидели это на примере нашего грантового конкурса «Новое измерение», где можно было среди других статей бюджета заложить средства на формирование или пополнение целевого капитала. Многие победители выбрали  создание эндаументов или их пополнение, чтобы лучше подготовиться к возможным потрясениям. 

Наверняка многим меценатам в кризис кажется, что разовое пожертвование, закрывающее насущные нужды, может быть эффективнее, чем пополнение эндаумента организации. Но как тогда наполнять эндаумент в кризис?

Есть фандрайзинговые стратегии организаций, а есть мотивация тех, кто жертвует. Как раз во времена кризиса, когда всем нужны свободные, «гибкие» деньги, у них больше  точек пересечения. Весь прошлый год как частные доноры, так и государство, например, тот же Фонд президентских грантов, меняли свои подходы к выделению средств, предоставив либо большую гибкость грантополучателям, либо поддержку на уставные цели. Последнее чем-то похоже работу эндаумента, так как в основе этого вида поддержки – уверенность донора в организации и в ее способности решать задачи.

Возвращаясь к примеру совсем маленького музея в российской глубинке: эндаумент для такой организации – подходящая модель? Существуют ли какие-то институции, которым эндаументы как финансовый инструмент не подходят?

Эндаументы не нужны организациям «одного проекта»: если организация создана, чтобы проводить, например, благотворительный фестиваль, ей нужно получать финансирование в период действия конкретного проекта. Но если речь идет о более сложных общественных задачах, эндаументы могут стать решением.

А если небольшой организации хочется иметь целевой капитал, но бюджет скромный — как ей поступить? Собрать единомышленников и объединиться, как это сделали организации «Культурного капитала 73»? Или создать собственный эндаумент, пусть и маленький? Или ждать и копить?

Работают обе стратегии, потому что они про разное. Небольшая организация может понимать, зачем ей эндаумент, но при этом у нее нет крупных доноров. В этом случае для регионального музея это может быть поддержка местного сообщества, которое он вокруг себя объединяет — небольшой эндаумент позволит решать дополнительные задачи, выходящие за рамки обычной работы. Если мы говорим об объединении как о создании одного эндаумента ради какой-то общей цели — это может стать инструментом развития сферы в конкретном регионе. Эндаумент будет выступать как грантодающая организация, которая по определенному принципу распределит доход между теми учреждениями, которые могут на него претендовать. 

По статистике, в России 46% эндаументов — это фонды с капиталом от 3 до 10 млн. Законодательная новелла, касающаяся смягчения условий сбора первоначальных 3 млн рублей для формирования капитала фонда, говорит о том, что государство готово поддерживать небольшие эндаументы. Есть ощущение, что будущее за малыми фондами, приходит их время. Так ли это?

Государство заинтересовано в поддержке организаций, которые не могут сразу замахнуться на большой целевой капитал. Снижение барьера с трех миллионов рублей до полутора — это возможность расширить пул участников, не отпугивая тех, кто не готов сразу поставить перед собой объемный план. Дальше — вопрос развития, но важно, чтобы условия, которые задает государство, работали и на небольшие организации, и на крупные, потому что в регулировании нуждаются все.

В списке крупнейших управляющих компаний год от года ничего не меняется. Это связано с тем, что рынок управляющих компаний находится в стагнации, или с тем, что сфера эндаументов консервативна сама по себе, и консервативные тенденции в сфере управления эндаументами — это скорее плюс, нежели минус?

Управление эндаументами — консервативная история, защищенная законодательно. Конечно, не всем управляющим компаниям интересно работать с эндаументами, особенно небольшими. Но управление целевым капиталом —  это определенный вызов для управляющих компаний, как соединение коммерческого интереса с некоммерческими деньгами. Это может быть совпадением по миссии, например, поддержка конкретной сферы. На определенном этапе развития небольшие эндаументы часто объединяются и формируют запрос на специальные управляющие компании, которые являются социально ориентированными по духу. Так в США возник, например, Commonfund, который объединил  управление сначала небольшими образовательными эндаументами, а сейчас — и эндаументами благотворительных организаций. 

Больше всего эндаументов в России существуют в организациях, работающих в сфере образования, на втором и третьем местах — культура и благотворительность, есть также эндаументы у организаций, действующих в областях здравоохранения, спорта. Есть ли какая-то сфера, в которой сегодня в России эндаументов мало (или нет совсем), в то время как именно для нее этот инструмент оказался бы полезным?

Прогнозировать сложно, одна организация обычно одновременно работает в нескольких сферах: в культуре и в социальной сфере, в образовательной и социальной. Скажем, «Большая перемена» — это организация исключительно социальная или ее можно отнести к образовательной? Эндаументы начинают развиваться в тех сферах, где это сделать проще — в первую очередь это образование. Затем идёт культура, а дальше сферы, с которыми работать сложнее. 





Источник: Эксперт

Другие статьи

Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
26 мая 2021
Агентство социальной информации
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
20 мая 2021
Официальный сайт Московского патриархата
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
По ту сторону инсталляции
23 декабря 2020
ИА Пресс-лайн
По ту сторону инсталляции
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект