Назад

Цифровые инструменты без ущерба качеству образования: о том, как идти в ногу со временем и не поддаться панике

Текст материала

Технологии дистанционного обучения все больше захватывают современное образование, и это вполне объяснимо. Изменения в бизнесе, связанные с цифровизацией, влияют и на рынок труда: требования к персоналу возрастают, от сотрудника ждут гибкости, мобильности и реальных практических навыков, которые можно применять здесь и сейчас. И хотя классическое образование с его фундаментальностью и обширной теоретической базой все еще воспринимается большинством российских работодателей как обязательное требование при трудоустройстве, на практике оно все чаще доказывает свою несостоятельность в современных реалиях. Требуется гибкая и непрерывная подготовка кадров, заточенная под конкретные практические задачи.

В этом контексте особое значение приобретают онлайн-курсы. Они лишены некоторой «статичности» офлайна, их намного легче дополнить и скорректировать в соответствии с актуальными реалиями. Такой курс, как правило, разработан под конкретную цель, а значит он достаточно емкий и имеет четкую структуру. К тому же дистанционное обучение более гибкое по своей сути – человек может учиться откуда угодно, при необходимости повторяя материал столько раз, сколько ему требуется.

Онлайн-обучение в новых реалиях

Элементы онлайн-обучения присутствуют в учебных программах большинства российских вузов достаточно давно – формирование электронной образовательной среды является для учебных заведений обязательным требованием ФГОС. Еще совсем недавно дистанционные программы выполняли функцию дополнения к очному обучению, и, наверное, в таком формате образовательный процесс имел бы наибольшую эффективность, но на данный момент обстоятельства складываются несколько иначе. Пандемия заставила быстро перейти в онлайн практически всех. Каким будет будущее российского образования в свете последних событий, можно только гадать, но пока что очевидно одно: к такому резкому развертыванию e-learning оказались готовы далеко не все.

Еще в 2019 году ВШЭ проводила исследование степени владения дистанционными технологиями преподавателями российской высшей школы. Сами преподаватели оценивали свои цифровые навыки невысоко – в среднем 3,2 балла из 5, а каждый 4-й признался, что ни разу за последние три года не использовал инструменты видеосвязи для участия в вебинарах или проведения занятий. В итоге, согласно недавнему исследованию Минобрнауки, около 60% преподавателей вузов так и не смогли адаптироваться к цифровым условиям и онлайн-парам. В свою очередь, те, кто внедрял элементы дистанционного обучения ранее, пережили процесс массового перехода в онлайн гораздо менее болезненно.

Через тернии к звездам

Алла Шестерина, профессор, доктор филологических наук и преподаватель журфака Воронежского государственного университета, начала еще активнее использовать элементы дистанционного образования в своей преподавательской практике в 2013 году, когда стала победителем конкурса индивидуальных грантов «Преподаватель онлайн» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Тогда Алла представила сайт, на площадке которого разместила три своих учебных курса в открытом доступе. С тех пор она начала еще активнее развивать цифровые образовательные инструменты и внедрять их в свою преподавательскую практику. За это время она сняла около 70 видеоматериалов для лекций, создала образовательные аккаунты в соцсетях и обучающий канал на YouTube. К резкому переходу в онлайн, с которым столкнулся, в том числе и ВГУ, Алла оказалась готова.

«Для меня как преподавателя важное преимущество онлайн-обучения – возможность давать материалы в разных форматах и упрощать его усвоение, – отмечает Алла Шестерина. – Недавно я победила в конкурсе «Лучший лектор страны» с видеолекцией, в которой часть информации я перенесла в видеоряд. Благодаря дистанционным возможностям я могу прочитать лекцию студентам разных вузов, не выезжая из дома. С точки зрения студентов, онлайн – это доступ к дополнительным знаниям, что особенно важно для людей, которые чувствуют недостаток учебных программ по курсу. Еще один плюс – возможность формировать индивидуальную траекторию обучения: выбирать курс, который нужен тебе, и осваивать его в удобное время, многократно повторяя сложный материал».

Перевести в онлайн непереводимое

Еще одно ограничение, с которым, по данным исследования, столкнулись некоторые вузы при переходе в онлайн – невозможность  проводить дистанционные занятия по инженерным, медицинским и отдельным творческим направлениям, где требуются постоянный контакт преподавателя со студентом. Затруднен был и процесс оценки прогресса студентов, обучающихся по таким специальностям, потому что полученные знания в подобных областях едва ли можно проверить как-то еще, кроме как на практике. Однако и здесь существуют успешные кейсы.

Своим опытом делится доцент кафедры электроники, колебаний и волн Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского Ирина Ремпен: «К началу работы в новых условиях у меня был небольшой опыт дистанционного общения со студентами. В 2011 году я стала одним из победителей конкурса Фонда Потанина «Преподаватель онлайн» и вместе со своими коллегами-учёными из разных городов России посетила школу по созданию преподавательского сайта. Для этого сайта мной был подготовлен ряд материалов, включая презентации некоторых лекций и “Виртуальную лабораторию”. Для приёма промежуточной аттестации я разработала вопросы и задания для теста, размещённого на платформе Moodle».

Об оптимальной комбинации онлайн и очных занятий

Несмотря на резко изменившиеся реалии, большинство преподавателей продолжают рассматривать дистанционную работу как дополнение к традиционному образованию, способное заполнить определенные пустоты, но неспособное полностью заменить «живую» коммуникацию. И в этом есть своя логика. Пожалуй, за смешенным обучением – будущее образование, главная задача преподавателей – найти оптимальный баланс.

Практический опыт в разработке самой концепции смешенного обучения имеет Владимир Хрящев, доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики, научный руководитель Центра искусственного интеллекта и цифровой экономики ЯрГУ. В 2016 году он также становился победителем грантового конкурса Фонда Потанина с проектом совмещения двух форматов в высшем образовании. Проект заключался в разработке методов одновременного использования онлайн и аудиторного обучения, а также разработке онлайн-среды «Study24Seven» - аналога системе Moodle. Полученный опыт сформировал понимание того, как использовать современные коммуникационные технологии в учебном процессе.

«Гуманитарные дисциплины, с большим объемом текстовой нагрузки, достаточно хорошо «ложатся» на дистанционный формат. В эпоху доступности любых источников в интернете традиционный формат «лекций под запись» явно устарел. С лабораторными занятиями дела обстоят сложнее. Однако могу себе представить появление своеобразных городских Кванториумов, оснащенных современными компьютерными классами, наборами для робототехники на базе Arduino, 3D-принтерами и другим массовым оборудованием. Мое мнение, что после снятия карантина онлайн компонента обучения в том или ином виде останется с нами. Ключевой момент  это интерес студентов к дисциплине, к личности преподавателя, к обучению в вузе в целом», – рассказал Владимир Хрящев.