Назад

Светоживопись Павла Голубятникова

Каждый год Благотворительный фонд Потанина проводит конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Текст материала

0acc7e3fbdafcda19eb041c2f5fc90f8.jpg
Каждый год Благотворительный фонд Потанина проводит конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Его непосредственной организацией занимается Ассоциация менеджеров культуры, и на данный момент этот конкурс - практически единственная инициатива, реально помогающая поддержать небольшие, но интересные музейные проекты в российских регионах. Победителем этого года стал нижнетагильский «Исконный свет Салафиила. Светоживопись Павла Голубятникова – ученика К.С. Петрова-Водкина».

АМК традиционно премирует музеи нового типа: развлекательные, интерактивные, где все можно потрогать руками или попробовать на вкус, с оригинальной авторской концепцией, как например, ставший очень успешным Музей коломенской пастилы. Выставка Павла Голубятникова из этого ряда. Оригинальные идеи светоживописи, озвученные художником в период Первого русского авангарда, были переработаны кураторами в свете новых технологических возможностей и реализованы учеными-физиками в виде экспериментальной оптической установки. Она-то и стала центральным объектом выставки.

История проекта началась в 1942 году, когда Ольга Петровна Голубятникова, жена художника, погибшего в блокадном Ленинграде, вывезла его работы в эвакуацию – в Нижний Тагил. Сейчас там находится единственная в мире коллекция работ русского авангардиста. 
 
fe9f62abd36a27171d5035cb23f04933.jpg

Кроме самих произведений, авторам проекта достались дневниковые записи Голубятникова, где они нашли описания его художественных исследований цвета и света. Восприняв интерес своего учителя Петрова-Водкина к цветовым экспериментам, Голубятников вместе с физиком Дмитрием Форшем, сыном писательницы О. Форш, проводил собственные опыты по разделению светового радужного спектра и вычленению отдельных цветовых лучей разной длины.
Одна из работ, хранящихся ныне в Нижнетагильском музее, «Архангел Салафиил - молящий за людей», была выполнена художником именно для того, чтобы воплотить свои теоретические выкладки на практике. Голубятников планировал использовать этот живописный эскиз для создания светоживописного произведения. Он писал, что приступает к реализации идеи, из которой может вырасти новое искусство, где цвет организует форму, пространство и движение. Художник сокрушался ограниченности существующих техник живописи, и его интересовала возможность использования чистого цвета, без примесей и оттенков, того чистого цвета, который человек может наблюдать в радуге летним солнечным днем. Движимый желанием создать абсолютно новый, технически более совершенный, более чувственный и глубокий метод живописи, Павел Голубятников начал использовать дисперсионные призмы для особой фокусировки света. Однако эти поиски были оборваны войной.

Авторы нынешнего проекта попытались доработать «Архангела Салафиила» в соответствии с желанием художника, но используя технологии, которые были ему недоступны. В результате усилий физиков-оптиков была создана установка - конструкция из системы линз, затворок и призм, расположенных под определенным углом друг к другу. Луч света, проходя сквозь эту установку, в итоге распадается на видимые человеку цветовые пятна красного, зеленого и синего цвета, расположенные независимо друг от друга на белой стене. Так кураторы постулируют возможность реального и буквального воплощения идеи светоживописи Голубятникова на практике. 
 
3e1c108e9874f2d3a3a834bce7c7c3b3.jpg

Составной частью выставочного проекта стала и реализация недавно открытой в киевских архивах учебной программы «Живопись света» Голубятникова 1929 года, по материалам которой студенты Нижнетагильского института художественного образования создали собственные лабораторные работы. Подчеркивая вариативность реализации идей Павла Константиновича, авторы экспозиции также представили трехметровую картину «Архангел Салафиил», современного художника Владимира Селезнева, выполненную светонакапливающими красками, фотографии Владимира Наседкина и электро-световые объекты Татьяны Баданиной.

Артур Бондаренко. Журнал "Искусство" 
 

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне