Назад

Образование и культура формируют будущее

Интервью с Оксаной Орачевой о направлениях работы Фонда и изменениях в обществе за последние десятилетия

Текст материала

Оксана Ивановна, по образованию Вы…

Историк. Я специализировалась на современной истории, на политической истории, политической философии, а в магистратуре изучала политологию. Достаточно долго я работала в вузе, поэтому знаю, насколько важна поддержка образования, поддержка преподавателей. Их сегодняшняя деятельность отличается от той, которая была раньше, но все равно остается достаточно сложной.

И сейчас, когда я работаю в Благотворительном фонде В. Потанина, у меня и у моих коллег есть возможность сделать их жизнь более яркой и интересной, помочь им в самореализации. Мне кажется, что это даже более интересно, чем реализовывать себя самому. 

Важно, чтобы люди понимали, что их не заставляют это делать в принудительном порядке, но если у них есть желание двигаться вперед, то они могут его реализовать

Какие изменения, с Вашей точки зрения, произошли в работе преподавателей?

Произошла некая девальвация профессии в целом, и это вызвано многими причинами. Профессия стала массовой – в отличие от того, как было раньше; появились проблемы с диссертациями, финансовое положение преподавателей изменилось не в лучшую сторону… 

Но появились и важные положительные моменты: у людей стало больше возможностей для саморазвития, для интегрирования в международное сообщество.

Важно, чтобы люди понимали, что их не заставляют это делать в принудительном порядке, но если у них есть желание двигаться вперед, то они могут его реализовать. 

Вы говорили про интегрирование в международное сообщество, и у Вас есть личный опыт стажировки за рубежом. Чем он оказался полезен?

Этот опыт действительно был полезным, но оценить его получается не сразу, а «на расстоянии», через несколько лет. 

Я думаю, что обучение за рубежом помогает развивать определенные социальные навыки. Важно адаптироваться, чтобы получить максимум знаний, научиться, с одной стороны, принимать «правила игры» и следовать им, а с другой – перестраиваться самому, переосмысливать свои знания, критически относиться к собственному опыту. 

Методики обучения за рубежом также отличаются от привычных нам: это касается, в том числе, и академического письма, и навыков публичных выступлений…

Кроме того, ты находишься в незнакомой стране, с незнакомыми правилами, общаешься со студентами из разных стран – и это тоже дает возможность научиться по-другому мыслить и принимать решения. 

Вы были преподавателем, занимались наукой, исследованиями – и потом сменили вектор деятельности. Почему это произошло?

Работа в благотворительных организациях не была кардинальной сменой сферы деятельности. Все происходило постепенно: моя научная работа была связана с региональной политикой и федеративными отношениями, мне всегда было интересно изучать, что и как происходит в регионах.

Затем я перешла в проекты, которые также были связаны с этой темой: два года мы издавали информационный бюллетень, в котором были собраны данные о том, что происходит в регионах. Мы мониторили СМИ, работали с сетью собственных корреспондентов, и по итогам исследований и анализа каждые две недели выпускали дайджест с актуальной информацией о состоянии дел в регионах. Он давал возможность наметить определенные ориентиры и понять, какие проблемы существуют, и наметить пути их решения. 

В этот период моя деятельность также была связана с образованием – но уже не с преподавательской работой, а с поддержкой высшей школы в регионах.

То есть для вас благотворительная деятельность связана с образованием?

Думаю, что не только для меня. Я думаю, что между благотворительностью в целом и образованием есть очень глубокая связь.

Образование – это сфера, которая так же, как и благотворительность, ориентирована на то, что человек, работающий в ней, настроен на отдачу. 

Это не формальная передача знаний – отчитал лекцию, провел занятия и ушел. Эффект от работы преподавателей сложно оценить в трудоднях или в часах – ведь эти люди делятся не только своими знаниями, но и опытом, и таким образом в определенном смысле проявляют благотворительность. 

Кстати, еще в 90-е годы в этот сектор в основном приходили люди именно из образования, потому что, как я уже говорила, это две очень близкие сферы. 

Благотворительность сегодня – какая она? 

Сегодня благотворительность стала массовой – и это очень важно. В ней участвуют не только организации, которые были и остаются самыми крупными донорами, но и обычные люди – через систему пожертвований, через волонтерскую деятельность. 

Второе значимое отличие от того, что было еще 20 лет назад, – это то, что благотворительность стала профессиональной. Есть определенные институты, организации, которые занимаются этой работой, проводят исследования… 

Раньше благотворительность была адресной: увидели проблему и постарались ее решить. Сейчас этот вид деятельности тоже остается, но в основном речь идет уже о системном развитии сегмента. 

Если в адресной благотворительности участвуют в основном частные лица, то как действуют организации? 

Многие фонды начинали с того, что осуществляли именно адресную поддержку, собирая средства на помощь конкретным детям. Сейчас они тоже делают это, но в то же время стараются менять ситуацию глобально.

Так, например, фонд «Подари жизнь» вкладывает средства в обучение врачей. И речь уже идет не только о помощи конкретному ребенку, но и о том, чтобы в стране были специалисты, которые могли бы эту помощь оказать. Тогда она будет доступна здесь и сейчас, и не надо будет везти ребенка в другую страну, собирать деньги на его лечение и т.д.

Чем важна благотворительность для Вас лично?

Возможность что-то изменить в лучшую сторону – и увидеть результат этих изменений. Когда благодаря тому, что ты делаешь, люди смогли чего-то добиться, получили поддержку, «путевку в жизнь» – это очень важно. 

Ценно и понимание того, что в сегодняшнем успехе этих людей есть и наш вклад, пусть он и не так заметен. 

Но есть и обратная сторона медали. Когда мы работаем с людьми и стараемся им помочь, главное еще не навредить. 

Каким образом?

Навредить на самом деле очень легко, дав больше денег, чем надо, например, или приняв за человека решение, изменив его жизненные планы. Навредить, породив иждивенческое отношение вместо того чтобы дать толчок к развитию…

Помогать нужно, но важно при этом быть очень внимательным, чтобы помощь была во благо, а не во вред. 

Расскажите, пожалуйста, о Благотворительном фонде В. Потанина и о его основных направлениях работы. 

С самого момента основания – с 1999 года – Фонд выделил для себя три основных направления деятельности: это поддержка высшего образования, культуры (в первую очередь музеев) и развитие филантропии. 

Все эти направления остаются стратегически значимыми и неизменными и сегодня, модифицируются только программы. 

Конкурс – это не аванс на будущее, это просто фиксация того, на какой точке ты в данный момент находишься

Как осуществляется поддержка высшего образования?

Мы работаем с теми, кто уже сделал определенный выбор в своей жизни и готов двигаться дальше – как со студентами, так и с преподавателями. 

Важно помнить, что наша жизнь меняется настолько быстро, что даже за время получения образования знания устаревают и многое из того, что ты изучал, уже неактуально – даже если мы говорим о четырехлетнем бакалавриате. 

Так что наряду с традиционными знаниями необходимо получать социальные навыки, soft skills, иметь критическое мышление, уметь коммуницировать с окружающими, работать в команде, в проектах – то есть качества, позволяющие адаптироваться к любой ситуации. 

Поэтому наш фонд интегрирует в образовательные программы элементы, направленные на развитие этих навыков – мы поддерживаем социально значимые инициативы, проводим Школу Фонда, реализуем программы грантовой поддержки. 

Поддержка культуры – это в первую очередь работа с музеями?

Да, мы стараемся менять концепцию восприятия музея – чтобы он воспринимался не только как некий центр хранения, хотя это тоже очень важно, но как центр развития, и просвещения, как образовательный центр. 

Музеи могут выполнять социально значимые функции, ориентироваться не только на прошлое, но и на будущее. 

И наш Фонд также поддерживает людей, которые стремятся к профессиональному развитию, которые создают проекты и готовы их воплотить в жизнь. Сейчас, например, мы проводим конкурс на формирование центров социальных инноваций в культуре, это позволит создать инфраструктуру, которая поможет передавать опыт и развивать новых лидеров, даст возможность людям реализовать свои инициативы. 

В конкурсах, которые проводит Благотворительный фонд В. Потанина, участвуют тысячи человек. На что бы Вы хотели обратить их внимание?

На то, что конкурс – это инструмент саморазвития, а не возможность победить и получить определенную сумму денег. 

Иногда участие бывает важнее, чем победа, потому что это тоже очень важный опыт. Если что-то не получилось сегодня, то это не значит, что не получится завтра. 

Конкурс – это не аванс на будущее, это просто фиксация того, на какой точке ты в данный момент находишься. Сегодня ты чего-то достиг – победа в конкурсе это подтвердила, но завтра все уже может быть совсем по-другому. 

А поражение – это тоже не повод для того чтобы опускать руки, нужно делать правильные выводы и идти вперед. 

Еще один важный момент: в системе конкурсного отбора нужны четко установленные и понятные правила, которые не дают никому преимуществ, и независимые эксперты. Конкурс должен проходить честно. 

Как Вы считаете, за какими направлениями и программами будущее благотворительности?

Думаю, что всегда будет востребована индивидуальная поддержка людей, и работа в этом направлении является важной частью стратегии нашего Фонда. 

Очень важно поддерживать образование и культуру, поскольку это те базовые ценности, которые формируют будущее. Образование – с точки зрения человеческого капитала, а культура – с точки зрения среды, в которой мы живем. 

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне