Назад

«Надо постоянно учиться у тех, кому ты помогаешь»

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева в интервью журналу «Филантроп» рассказала, что меняется в работе российского третьего сектора за последние годы, как построить эффективную работу НКО, а также о профессионализме и личной мотивации.

Текст материала

Оксана Орачева возглавляет один из первых частных фондов в современной России — благотворительный фонд Владимира Потанина. Фонд ведет масштабные социально значимые долгосрочные проекты в области образования и культуры, у фонда много долгосрочных стипендиальных и грантовых программ для студентов, преподавателей вузов России, сотрудников музеев, в том числе Государственного Эрмитажа. Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2000 стипендий. Фонд является членом Европейского центра фонда и учредителем и членом Форума Доноров. Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева в интервью журналу «Филантроп» рассказала, что меняется в работе российского третьего сектора за последние годы, как построить эффективную работу НКО, а также о профессионализме и личной мотивации. 

Что изменилось в работе российского третьего сектора за последние годы? В чем его особенность?

— Особенность нашего некоммерческого сектора в том, что мы выросли из этапа когда просто помогаем, и стали это делать системно и профессионально. Двадцать лет назад люди оказывались в НКО случайно. Многие уходили из сферы образования по понятным причинам — она резко утратила финансирование. Теперь же можно говорить о том, что сектор прошел определенный путь и сложилось несколько поколений, которые в нем работают. Есть те, кто вырос вместе с сектором, пройдя путь самообразования, различных тренингов и тд. Есть люди другого поколения, которые сознательно делали выбор, когда сектор уже встал на ноги и, выбирая работу в сфере благотворительности, они уже понимали, зачем туда идут. НКО — определенная часть нашей экономики, нашей жизни, и туда нужны специалисты самых разных сфер, которые выбирают эту работу по многим причинам и остаются в ней. Сектор поменялся. И поколенчески это видно.

Сейчас благотворительность в хорошем смысле слова становится модой. Мы уходим от узкого понимания помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, к возможности сделать это своей профессией.

Сейчас можно помогать не только деньгами, но и временем или собственным примером. То, что про благотворительность стали писать и говорить — это тоже признак развития. Она перестает быть чем-то странным. Хотя необходимость объяснять мотивацию присутствует, потому что стереотипное восприятие благотворительности все равно есть. Объяснять надо, потому что человек по природе недоверчив.

— Какие основные тренды развития благотворительности еще не пришли в Россию?

— В целом, мы двигаемся в примерно в том же направлении, что и благотворительность всех развитых стран. У нас меньше развито то, что принято называть impact investment, когда интересы бизнеса соединяются с социальным эффектом. Но и это у нас сегодня есть. Возможно, не используются какие-то самые последние технологии из западного опыта, но они и не всегда необходимы к использованию. Чего не хватает? Не конкретных инструментов и механизмов, а формирования некой общности с реальной повесткой и пониманием того, что следует делать. В этом плане сектор находится в стадии становления. Меньше развиты различного рода партнерства и совместная деятельность. Но это должно возникнуть органично, сверху это насадить нельзя.

Как в России развивается культура благотворительности? Что можно оценить, как позитивное?

— Тенденция последних лет: люди все более активно участвуют в благотворительности. Пользуются популярностью различные благотворительные акции − марафоны, ярмарки, другие совместные действия.

Люди не просто тратят деньги, они реализуют при этом собственные интересы (спортивные, культурные, кулинарные) и получают удовольствие.

Мне это кажется очень позитивным. Конечно, в процентном отношении все не так хорошо, как хотелось бы: недавно опубликован новый мировой рейтинг благотворительности CAF, Россия в нем занимает 126 место. Тем не менее, вдвое больше россиян стали делать пожертвования в НКО – таких стало на 11 миллионов больше, а в процентном отношении доля благотворителей составила 18%.

— Как тогда лучше вовлекать людей в благотворительность? Есть какие-то свежие интересные примеры?

— Активно развивается все, что связано с корпоративным волонтерством, некоторое время назад даже был создан Национальный совет в этой сфере. Идея взаимопомощи и поддержки превратилась в движение и стала частью жизни очень многих людей. Эти инициативы находят массовую поддержку со стороны работодателей и становятся частью корпоративной социальной ответственности практически любой современной бизнес-компании.

Другая тенденция – отказ от иждивенческой модели взаимодействия с благополучателями в пользу партнерской. Благотворители стремятся выявить источник проблемы и воздействовать на него, а не просто помочь людям в беде. Мы видим, как в здравоохранении фандрайзинговые фонды все чаще не просто собирают деньги для конкретных больных, а пытаются изменить ситуацию на более высоком уровне: сделать так, чтобы люди своевременно получали медицинскую помощь, чтобы она была качественной (в ситуациях с обезболиванием или допуском родственников в реанимацию).

Мы перешли от стадии, когда проблемы решаются точечно, к более высокой, когда выявляются корни проблемы и ищется ее решение.

— В этом году в России впервые пройдет #ЩедрыйВторник. В чем особенность этой инициативы?

— Щедрый вторник – одна из тех инициатив, которые позволяют лишний раз обратить внимание на то, что происходит в благотворительности. Показать, как много мы можем сделать вместе − как отдельные люди, так и организации. Это возможность сделать простые и важные вещи и сказать: «Делай, как я». Здорово, что у нас появляются такие праздники, как Европейский день фондов 1 октября или День мецената, инициированный Государственным Эрмитажем (15 апреля — «День Спасибо», как называет его директор Эрмитажа Михаил Пиотровский). Щедрый вторник – следующий шаг в этом направлении.

— Почему до сих пор многие люди, в том числе бизнесмены, скрывают свое участие в благотворительности?

— Вопрос открытости, на мой взгляд, очень тесно связан с вопросом доверия. Невозможно поддерживать то, о чем ты не знаешь и чего не понимаешь. Если организация закрыта, то и доверия к ней не будет. В основе любого доверия – знание. Без открытости нельзя сформировать репутацию организации и сектора. Люди помогают фондам своим временем и знаниями, доверяют им свои деньги, которые затем тратятся на помощь нуждающимся. Закрывая информацию, мы ограничиваем возможность их вклада.

Действительно, нередко меценат не хочет рассказывать о том, что он тратит деньги (порой достаточно большие) на благотворительность. Я говорю о другой открытости, имеющей отношение к следующему, институциональному уровню развития благотворительности. Как и что делает организация, с какой целью, кто в ней работает? Это должно быть известно и понятно. Донор может оставаться анонимным, но в любом случае он должен четко формулировать, на что дает средства. Есть очень хороший пример в лице Чарльза Фини, о котором мало кто знал на протяжении почти всей его жизни, хотя всем был известен фонд Atlantic Philanthropies. Я бы резюмировала это так: человек, который жертвует, имеет право оставаться анонимным, но должно быть понятно, сколько он жертвует, как и на что именно.

— Как и когда вы сами начали заниматься благотворительностью и работать в этом секторе?

В секторе я работаю с конца 1998 года. Первый волонтерский опыт был во время учебы в университете, когда студентами мы работали с детьми в детдомах. Затем я издавала Российский региональный бюллетень, перейдя от этого занятия к работе в стипендиальной программе Фонда Форда – там можно было соединить знания образовательного рынка с собственным интересом к регионам. Я всегда занималась регионами, а здесь можно было посмотреть, как вопрос доступа к образованию представлен на разных территориях. Не было ярких переломных моментов, приведших к работе в некоммерческом секторе, скорее, это был постепенный переход, который всегда был косвенно связан с образованием и профессиональной деятельностью в высшей школе.

— Есть ли какие-то критерии отбора управленцев именно в НКО сфере? И к чему должен быть готов человек, который идет работать в эту область?

— Человек, который приходит на работу в НКО должен понимать, что в этой сфере есть некоторые ограничения. Большинство некоммерческих организаций небольшие по численности, в них сложно продвигаться по карьерной лестнице. В НКО обычно очень небольшая текучесть кадров и, соответственно, редко освобождаются вакансии. Поэтому человек должен быть ориентирован не столько на карьерные возможности, сколько на содержательные – перспективу заниматься интересными делами, решать новые задачи. Логическим следствием этого являются критерии отбора управленцев: у человека должна быть другая мотивация – он должен понимать, зачем идет работать в некоммерческий сектор, быть готовым к ограничениям: уровень зарплат здесь ниже, чем в бизнесе, стабильности меньше (впрочем, это сейчас относится к любой отрасли экономики). В некоммерческом секторе остро нужны профессионалы, при этом найти их крайне сложно: возможностей получить специальное образование мало, и основная часть людей проходит путь самообразования. Поэтому нужны люди, готовые и умеющие учиться.

— Как вы считаете, может ли фонд вырастить хорошего управленца «с нуля«?

— Я считаю, что управлять надо эффективно, и это не зависит от того, коммерческая организация или нет. Вырастить управленца «с нуля» можно, главное – увидеть потенциал человека и дать ему возможность раскрыться. Для этого нужна система поддержки, позволяющая развивать потенциал, когда люди имеют возможность пробовать, совершать ошибки и двигаться дальше. Мы в фонде применяем это на практике, у нас есть случаи, например, когда за время работы у нас люди вырастали до директоров программ.

Как не перегореть, работая в НКО?

— Когда есть сомнения — за тобой не идут. Нужно верить в ту идею, которую ты несешь в массы. Как не перегореть? Это вещь сложная. Здесь не будет одного рецепта.

В первую очередь — надо уметь вовремя поставить барьер. Нужно разделять работу и жизнь.

Из каждого случая надо уметь извлекать урок. Для это следует подниматься над эмоциями. Конечно всем хочется помочь и всех обогреть, но лучше подумать о том, откуда взялась текущая проблема. Нужно помнить, что очень часто в стремлении помочь ты можешь предложить не то решение, которое будет оптимальным, потому что слишком увлечен.

— Какая у вас мотивация в работе? Какие основные личные цели?

— Моя работа может изменить жизнь людей в лучшую сторону – мне повезло, у меня много таких примеров. Это и мотивирует, и ограничивает. Есть желание помочь, но главное – не навредить. Здесь очень тонкая грань, нельзя полагаться на собственный опыт, надо постоянно учиться у тех, кому ты помогаешь. Держать глаза и уши открытыми, видеть, что происходит вокруг. В нашем случае, когда мы говорим про образование, культуру и развитие филантропии, особенно заметно: если человек получает поддержку в нужный момент, он становится гораздо сильнее. Как не пропустить этот момент, когда человека нужно поддержать (студент ли это, преподаватель или музейщик), и как не навязать при этом свою помощь. Наша задача – вовремя подставить плечо.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне