Назад

«Мы не про самоповторение — мы про движение»: новое интервью директора Фонда Потанина

Оксана Орачева дала большое интервью «Артгиду»

Текст материала

На «Артгиде» — интернет-портале о художественной жизни в России — вышло большое интервью с генеральным директором Фонда Потанина Оксаной Орачевой. Интервью посвящено истории и трансформации программ Фонда, влиянии пандемии на работу культурных институций и третьего сектора, партнерским проектам и новым конкурсам Фонда.

Проследив эволюцию Фонда от Северной стипендиальной программы к стратегической поддержке проектов и организаций в различных областях, в том числе и в сфере культуры, Оксана Орачева подробно осветила вопросы современной музейной практики и переосмысления роли культурных институций в обществе в XXI веке. «В нашем конкретном случае стало понятно, что в сфере культуры не хватает людей, которые бы не только мыслили по-новому, но и умели применять свои прогрессивные идеи на практике. Из этого понимания выросла программа «Меняющийся музей в меняющимся мире», направленная на создание в том числе сообщества проектировщиков. И одним из ее инструментов стало образование, интегрированное в наш грантовый конкурс», — рассказала она. 

Приведя в пример историю программы Фонда «Первая публикация», Оксана Орачева отметила, что Фонд никогда не закрывает существующие программы, а трансформирует их в соответствии с изменениями и уточнением их инструментальной основы: «Любой конкурс — это инструмент, и, как показывает опыт, без изменений он может эффективно работать максимум лет десять. Потом он исчерпывает себя и скатывается в самоповторение. А мы не про самоповторение — мы про движение».

Влияние пандемии на сферу культуры руководитель Фонда связала с сегодняшним уровнем развития музеев, театров и других культурных институций, подчеркнув, что, случись пандемия десятью годами ранее, ее удар по учреждениям культуры не оказался бы столь болезненным: «Сейчас поменялось базовое отношение к функции музея: мы четко осознаем, что не существует никаких «посетителей», а есть партнеры, с которыми мы вместе проектируем культуру. К тому же во время пандемии мы увидели яркие доказательства того, что культура — важная составляющая жизни людей. До этого мы не осознавали ценности похода на выставку или в театр, а пандемия продемонстрировала, что культура является тем спасительным кругом, за который в сложную минуту хватается человек. Именно поэтому в тот момент увеличилось производство и потребление культурного контента».

Тема партнерства в деятельности Фонда, продолжившись в обсуждении проекта «Коллекция!» и программы «Культурный прорыв», раскрывается в интервью также и на примере взаимодействия между культурными институциями и НКО с бизнесом и госструктурами. Здесь директор Фонда сосредоточилась на том, что сегодня бизнес становится все более и более социальным. Вместе с тем, Оксана Орачева отметила, что процесс взаимодействия по природе своей двусторонний, и сфере культуры со своей стороны также необходимо предпринимать шаги в этом направлении: «Нам нужно научиться общаться на равных, а не с позиций «Мы все знаем про контент, а вы в этом не разбираетесь» или «Вы ничего не понимаете в финансах». Нам нужно наконец понять, что одно без другого не может существовать, а соединение культуры и бизнеса делает каждую из партнерских сторон более устойчивой. Да, это новая модель отношений, и она сейчас активно складывается».

Ту же потребность в поиске баланса и запрос на устойчивость Оксана Орачева отметила и говоря о взаимодействии некоммерческого сектора и организаций, работающих в сфере культуры, с государственными органами: «Модели взаимодействия государства и социальной сферы, которые отвечают запросам общества, меняются все время. В один период участие государства в социальной и культурной сфере будет расти, в другой — государство будет отходить на второй план, а культура получит больше самостоятельности. Весь мир идет по этому пути. Государство — это большая машина, которой трудно разглядеть творческие ростки. А культура стремится к чему? К тому, чтобы прорастало все новое и интересное, она боится консервации. И это перетягивание каната между государством и культурой не закончится никогда. Но если культура встроена в общественную жизнь, то баланс обязательно найдется».

Рассказала Оксана Орачева и о двух новых конкурсах Фонда. Первый из них — «Индустриальный эксперимент». Идея конкурса строится вокруг сохранения индустриального наследия. Руководитель Фонда выразила надежду, что этот конкурс сможет продемонстрировать, каким образом городская среда может формироваться  инструментами культуры. «Мы уверены, что вокруг этой темы может произойти объединение людей и институций, что в перспективе даст какие-то позитивные изменения в тех местах, которые попадут в орбиту «Индустриального эксперимента». Нам очень интересно, удастся ли средствами конкурса что-то изменить в конкретном городе: привлечь к нему внимание, увидеть его по-другому, создать новые центры притяжения», — резюмировала она. 

Тема второго конкурса — креативные индустрии. Цель конкурса руководитель Фонда описала так: «Мы хотим попробовать соединить в одном проекте музей и креативные индустрии, попытаться помочь найти точки соприкосновения. И на основе этих общих точек создать устойчивую модель взаимодействия, которая в дальнейшем будет развиваться сама». При этом Оксана Орачева отметила, что Фонд не стремится к созданию креативных кластеров. Задача нового конкурса в том, чтобы музеи смогли увидеть потенциал креативных индустрий и объединиться с ними в рамках взаимовыгодного сотрудничества, что позволит музеям в еще большей степени интегрироваться в жизнь общества. 


Целиком текст интервью можно прочитать на сайте «Артгиде»: https://artguide.com/posts/2324



Другие статьи

Фонд Потанина выбрал 15 лучших проектов социального спорта
20 января 2022
Агентство Социальной Информации
Фонд Потанина выбрал 15 лучших проектов социального спорта
12 важных событий социальной сферы и третьего сектора 2021 года
30 декабря 2021
Агентство Социальной Информации
12 важных событий социальной сферы и третьего сектора 2021 года
Люди года в сфере культуры 2021
24 декабря 2021
Газета "Культура"
Люди года в сфере культуры 2021
Культура участия: 5 историй музейных волонтеров
5 декабря 2021
Агентство социальной информации
Культура участия: 5 историй музейных волонтеров
Корпоративные новости на “Ъ FM”
14 октября 2021
Коммерсантъ-FM
Корпоративные новости на “Ъ FM”
«Люди добрые». Документальный фильм
8 сентября 2021
Первый канал
«Люди добрые». Документальный фильм
Социальный туризм – равные возможности
20 августа 2021
Удмуртская правда
Социальный туризм – равные возможности
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
26 мая 2021
Агентство социальной информации
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
20 мая 2021
Официальный сайт Московского патриархата
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
По ту сторону инсталляции
23 декабря 2020
ИА Пресс-лайн
По ту сторону инсталляции
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
Центру Помпиду подарили коллекцию российского нонконформизма
14 сентября 2016