Назад

Музейный переворот: Оксана Орачева о современном музее и открытости

В Калининграде прошла презентация проектов-победителей музейных программ благотворительного фонда Владимира Потанина. Напомним, что в этом году пять местных музеев получили шесть грантов в таких программах, как «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный десант» и «Музейный гид». «Афиша Нового Калининграда.Ru» встретилась с генеральным директором Фонда Оксаной Орачевой и поговорила о том, как современные музейные программы меняют культурную ситуацию в регионах, что сегодня означает понятие «современный музей» и чем замечательны калининградские проекты.

Текст материала

В Калининграде прошла презентация проектов-победителей музейных программ благотворительного фонда Владимира Потанина. Напомним, что в этом году пять местных музеев получили шесть грантов в таких программах, как «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный десант» и «Музейный гид». «Афиша Нового Калининграда.Ru» встретилась с генеральным директором Фонда Оксаной Орачевой и поговорила о том, как современные музейные программы меняют культурную ситуацию в регионах, что сегодня означает понятие «современный музей» и чем замечательны калининградские проекты.

— Оксана Ивановна, музейные программы благотворительного фонда Владимира Потанина существуют с 2003 года. За всё это время вами были поддержаны более двухсот музейных проектов из сорока регионов страны. Можно ли за всю историю существования программы проследить некую тенденцию: как меняются из года в год заявки, поступающие на конкурс, как меняются интересы музеев?

 

— Динамика, конечно, есть. Мы можем наблюдать ее хотя бы по тому, что заявки, поступающие на конкурс, из года в год разные. Когда мы только начинали заниматься программой в 2003 году, проектная деятельность среди музеев была не распространенным явлением. Для региональных площадок эта ситуация вообще была принципиально новой. Мало кто знал, что такое проектная деятельность, как подступиться к проекту, как вообще найти идею и финансирование под нее.

 

А благодаря программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в самых разных музеях по всей стране выросла целая команда проектировщиков — людей, которые могут не только придумывать, но и реализовывать музейные экспозиции и оригинальные решения для музейных пространств. И многие вещи, которые мы специально продвигали внутри программы (например, наличие партнерской составляющей проекта), прижились. Кроме того, мы замечаем, как тот или иной проект начинает активно вовлекать в музей местное сообщество, и это не может не радовать.

 

— Если говорить о проектах-победителях из Калининграда и области, мне кажется, что несмотря на разные концепции, в целом они практически об одном и том же: об истории места, которая рассказывается через частные истории людей. Иногда, как, например, в случае с проектами «Открытка из Кёнигсберга» или «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи», это та история, которая в советское время была здесь некой фигурой умолчания. Каким вы видите потенциал этих проектов?

— Всего из Калининграда и области на конкурс поступили 29 заявки, и экспертное жюри отметило их высокий уровень. Конечно, каждый проект от каждого города самобытный. Калининград не исключение. Это самобытный город с самобытными проектами, которые, в свою очередь, имеют большой потенциал развития не только среди местных жителей, но и среди туристов. Проекты-победители довольно разные, но они, как вы отметили, объединены одной проблематикой.

Вот мы говорим о проекте «Открытка из Кёнигсберга: антропология быта». Но ведь он не только об истории и открытка�, он, прежде всего, о людя�, которые эти открытки отправляли. И все калининградские проекты не навязывают какой-тоодин определенный взгляд, а предлагают всем вместе ответить на ряд вопросов. Что такое Кёнигсберг? Что такое Калининград? Кто мы и что мы делаем в этом месте? Частью какого мира мы являемся?

Калининградские проекты объединяют между собой и прошлое, и настоящее, что кажется мне очень важным, причем важным не только с точки зрения привлечения туристов. Туризм — это всего лишь следствие. Понятно, что любой музей хочет привлечь больше посетителей, но это желание не может и не должно быть задачей. Основная задача любого музея — это, прежде всего, хранение прошлого, а с другой стороны — работа на будущее. А туристы… Туристы помогут это поддержать.

Я всегда говорю о том, что проект не может появиться на пустом месте. Он не может появиться только потому, что кто-тозахотел его придумать. Если в проекте нет потребности на месте, если нет потребности вот в этой рефлексии, в вовлечении людей, то он не получит ни поддержки, ни развития. Здесь потребность в рефлексии очень велика.

баба2.jpg

 

— Фонд и программа и его Музейная программа стали работать в тот временной период, когда музейное сообщество в России (не хотелось бы говорить о столицах, ситуация с регионами более показательна) еще не отошло от шокового и травматичного опыта 90-х. И тут, в начале нулевых, этому сообществу предлагается пересмотр тех консервативных устоев: рентабельность, эффективность, интерактивность, социальная вовлеченность и так далее. На ваш взгляд, этот переход для музейщиков был сложным?

 

— Мне кажется, что такие кризисные ситуации, как середина девяностых, — это не только период потери финансов икаких-то идеологических ориентиров. Это еще и период очень больших возможностей. И перестройка у людей в сознании состоялась тогда, когда она стали видеть в наших программах не замену одного финансирования другим (тогда бы мы проводили совсем другие конкурсы и выделяли бы деньги, к примеру, на ремонт зданий или пополнение коллекций), а именно новые возможности. Мы предложили музейщикам попытаться решить свои проблемы с помощью проектного финансирования. И я могу сказать, что такое предложение себя оправдало.

 

Если мы посмотрим на результаты деятельности Фонда сейчас, то увидим, что многие музеи настолько втянулись в проектную деятельность, что стали центрами музейного развития с новыми технологиями подхода к своей деятельности. Смотрите, музеи в силу самых разных причин довольно часто переезжают — это уже довольно традиционная история. И у нас есть ряд примеров, которые показывают, что даже из такого переезда при проектном финансировании можно извлечь максимум пользы. Например, пермский краеведческий музей выиграл свой первый грант в тот момент, когда находился в стадии переезда из прежнего здания в дом Мешкова. И до сих пор сотрудники музея вспоминают, что тот грант дал им не только финансы. Грант дал им понять, что их деятельность нужна, важна и помогает думать о том, каким может стать старый музей на новом месте. Хотя ситуация и была трудной и тяжелой. А если говорить о реакции, то здесь все очень предсказуемо. Основная функция музея — это хранить.

Музей по определению должен быть консервативным, ему нужно сохранить то, что у него есть, и передать это дальше. Но при всем этом музей все больше и больше открывается миру.

Да, это сложный и тяжелый процесс, любые изменения, связанные с людьми и психологией, — это не дело одного дня. Но мы видим, как все постепенно меняется на наших глазах. Например, мы видим открытые музейные фонды, в которые можно прийти и посмотреть, как там все устроено.

баба3.jpg

 

— А что в вашем понимании значит фраза «современный музей»? Довольно много говорится об интерактивности, но хочу заметить, что порой в региональных музеях форма (допустим, те же самые планшеты в качестве навигаторов и так далее) подменяет содержание, и само наличие в экспозиции современных гаджетов не решает проблемы консервативного подхода к экспонируемым материалам и к самим идеям выставки.

 

 

— Если мы говорим о музее как об общечеловеческом понятии, то это то пространство, которое сочетает в себе две функции: функцию хранения и не менее важную функцию работы, направленной на развитие и изменение, то есть на будущее. И конечно,прежде всего, это открытый музей, заинтересованный в сотрудничестве с местным сообществом. И не важно, в большом или маленьком городе он находится.

 

Открытость может проявляться разными способами. Музей может создать на своем сайте онлайн-коллекцию произведений. Он может предложить более удобные часы работы, чтобы посетители смогли прийти на выставку после работы, а может создать такую атмосферу, которая затягивает. Музей начинается не с коллекции, а с порога, и много зависит от того, как вас встречают. Понятно, что чаще всего первыми в музее нас встречают охранники. Но потом мы все равно попадаем в зал, и здесь уже важно, как разговаривают с нами смотрители. Готовность каждого музейного сотрудника поделиться с тобой своим знанием — это важный элемент открытости, характерный для современного музея. Ты только оставляешь свои вещи в гардеробе, а с тобой уже начинают дружеский разговор о выставке. Или, наоборот, ты посмотрел выставку, идешь в гардероб, и вы начинаете обсуждать, что видели и что это было. Современный музей — это история про все это.

И, конечно, это музей, в котором интересно людям самого разного возраста. При том, что интересно им может быть по самым разным причинам, например они могут найти ответы на интересующие в данный момент жизни вопросы. Музей не навязывает свои ответы, как это было раньше, а предлагает найти их сообща.

 

Показательная ситуация еще и в том, что существенно меняется отношение к тому, пойти или не пойти в музей. С чем мы сталкивались раньше: в музей ходили три раза в жизни. Первый раз в школе на экскурсию привели, и человеку не понравилось, второй раз уже ставший взрослым бывший школьник привел своих детей, а в третий раз он уже привел своих внуков. Сейчас музей стал гораздо динамичнее и удобнее благодаря разным мелочам. Практически в любом современном музее есть вай-фай, кафе, сувенирный магазин. Но, конечно же, нельзя впадать в другую крайность — делать все ради развлечения посетителей. Нельзя превращаться в условный торговый центр, но можно использовать некоторые механизмы его работы.

  

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне