Назад

Люди года в сфере культуры 2021

по версии газеты «Культура»

Оксана ОРАЧЕВА, руководитель Благотворительного фонда Владимира Потанина

Один из старейших благотворительных фондов России — Благотворительный фонд Владимира Потанина первым поспешил на помощь НКО, в том числе в сфере культуры, когда волна коронавирусных ограничений только-только накрыла нашу страну. Уже в конце марта 2020 года глава «Норникеля» пожертвовал для этих целей дополнительный миллиард рублей.

Этой осенью Фонд Потанина провел новый конкурс для поддержки НКО в пандемию. Его грантовый фонд составил 308 миллионов рублей. Поддержку получат организации сферы культуры и НКО, победившие в антикризисных конкурсах Фонда Потанина «Новое измерение», «Общее дело» и в номинации «Системный эффект» «Школы филантропии».

Надо сказать, что с помощью таких конкурсов Фонд год за годом меняет социокультурный ландшафт регионов, поскольку основная часть проектов ориентирована именно на провинцию. И та отвечает взаимностью — вырос интерес к культурным инициативам, которые особенным образом встраиваются в территорию. Эти проекты становятся объединяющими, привлекают внимание к своему городу, к своему поселению.

Например, сейчас активно развиваются культурные проекты в Екатеринбурге. Их спектр очень широк: начиная с открытия культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» и заканчивая различными проектами по продвижению авангарда. Развиваются культурные проекты и за пределами крупных городов, и это то, что помогает этим территориям возродиться. Например, Фонд поддерживал инициативы на севере Архангельской области, связанные с сохранением деревянного зодчества. Помогает благотворительная организация и «оживить» объекты индустриального наследия. Так, Фонд запустил конкурс «Индустриальный эксперимент». И за всем этим стоит ежедневная работа главы Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Орачевой. Поэтому мы считаем ее человеком года. 

Ольга ЯРИЛОВА, заместитель министра культуры РФ

Ольга Ярилова координирует и контролирует деятельность нескольких департаментов министерства и отвечает за реализацию национального проекта «Культура». Этот проект весьма амбициозен — восстанавливаются, переоборудуются, строятся театры, музеи, концертные залы и творческие школы. Ведется работа с талантливыми молодыми музыкантами, реконструируются и создаются сельские клубы и муниципальные библиотеки. Долго перечислять все направления проекта, который после «провала девяностых» должен вернуть культуру в быт граждан нашей страны — и обитателей мегаполисов, и тех, кто живет в небольших городах и деревнях. Хотя 2020-й и 2021-й пандемийные годы оказались крайне непростыми для культурной отрасли, одновременно стало очевидно, насколько она важна для общества. Людям очень помогали фильмы и книги, видеотрансляции концертов. Значимость нацпроекта «Культура» выросла в разы. В этой сложной ситуации Министерство культуры, несмотря на локдауны и карантины, эффективно реализовывало нацпроект. В 2020-м в кассовом исчислении его исполнение составило 99,3%. Состоялись — пусть в дистанционном формате — почти все мероприятия, запланированные до пандемии. Строились и модернизировались дома культуры и модельные библиотеки. Создавались виртуальные концертные залы, оцифровывались книжные памятники, проходили фестивали — и в онлайн, и в офлайн-режимах. Успешно развивался охвативший все субъекты Российской Федерации проект «Культура для школьников». Совместно с Министерством просвещения был создан одноименный сайт с культурной афишей, конструкторами культурных маршрутов и обратной связью. Называя Ольгу Ярилову «человеком года в сфере культуры», мы, во-первых, подчеркиваем ее личные заслуги, и, во-вторых, отдаем дань всем сотрудникам Министерства культуры, которые в сложных условиях обеспечивали, несмотря на все ограничения, не только функционирование культурной отрасли, но и ее стремительное развитие.

Римас ТУМИНАС, художественный руководитель Театра имени Евг. Вахтангова

Римас Туминас возглавил Театр имени Вахтангова в 2007 году. У него было громкое режиссерское имя, а у Театра Вахтангова — превосходная труппа и славная история. Настоящий день театра в то время был не слишком ярок: в его репертуаре были и превосходные спектакли, но в целом он переживал период безвременья. Туминас прежде ставил в Театре Вахтангова, театр его знал, то, что литовского режиссера пригласили на роль художественного руководителя московского театра, было логично. Но мало кто предполагал, что под его руководством, при помощи приглашенного им директора Кирилла Крока, Театр Вахтангова станет едва ли не самым популярным, самым посещаемым театром Москвы, соперничая с Художественным театром Олега Табакова.

И это многое говорит не только о режиссере и его театре, но и о московской публике. Туминас — серьезный, сложный режиссер. Его лучшие спектакли можно сравнить с поэмами — как и настоящие стихи, они выстроены на метафорах, в них нет прямой повествовательности. Однако его спектакли стали московскими хитами, и это значит, что сетования на то, что люди утратили вкус к настоящему искусству, по меньшей мере, преувеличены.

«Война и мир», последняя премьера Туминаса, стал ярким открытием сезона 2020/2021 годов. Но его значение выходит за рамки текущей театральной жизни: уверены — об этой работе будут говорить и писать и через много лет, как о спектаклях Станиславского и Мейерхольда. У Туминаса были и очень значительные, и великолепные спектакли, такие, о которых уместно говорить в превосходных тонах. Но сейчас он выпустил шедевр: смотреть его «Войну и мир» стоит не раз и не два, наслаждаясь режиссерскими метафорами и игрой актеров, следя за развитием лежащей в основе спектакля мысли. Эта мысль остро-драматична и важна для режиссера, возможно, «Война и мир» — самый искренний из спектаклей Туминаса. Не случайно Наташа в его спектакле, глядя в зеркало, произносит слова из толстовской «Исповеди», над которыми впору задуматься не юной девушке, а немолодому человеку. Вот они в оригинале Толстого:

«...Вопрос состоит в том: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, — что выйдет из всей моей жизни?» Иначе выраженный, вопрос будет такой: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» Еще иначе выразить вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»

Толстой в спектакле Туминаса порой звучит как Достоевский. Но спектакль так мастерски сделан, что кажется воздушным, легким. Создается впечатление, что в четыре с половиной часа действия уместился весь огромный роман — а это далеко не так. «Война и мир» Туминаса — немногословный спектакль. Он во многом выстроен на музыкально-пластических рефренах, и кажется, что его герои обращаются не столько друг к другу, сколько к мирозданию и Творцу. Работы такого масштаба и значения в нашем театре редки.

Алексей ЧУПОВ и Наталья МЕРКУЛОВА, кинорежиссеры

С именами кинорежиссеров и сценаристов Алексея Чупова и Натальи Меркуловой связано едва ли не главное событие в жизни отечественного кино в 2021 году. Их фильм «Капитан Волконогов бежал» получил приз за лучший сценарий и приз зрительских симпатий на «Кинотавре»-2021 и номинировался на главный приз Венецианского кинофестиваля. Он ему не достался, и многие отечественные киноманы решили, что это несправедливо.

Чупов и Меркулова превратили рассказ о репрессиях Большого террора в притчу и поместили его в контекст разговора о Добре и Зле, дьявольской и божественной природе людей, они вернули наше кино на территорию больших смыслов. Герой, капитан условного, лишенного примет времени НКВД, спасается от своего начальства (а может, и от судьбы). Он избежит ада, если его простит родственник хотя бы одной из его жертв. Герой пускается в поиски, и на этом пути его ждут тяжелые испытания.

Для нашей страны, с ее трагической историей, разговор такого уровня не скоро перестанет быть актуальным, на Западе понятнее иные, лишенные такого трагического накала вещи — отсюда и решение жюри Венецианского кинофестиваля. У европейцев своя оптика, а нам, в отличие от них, ясно, что существование преисподней, в которую главный герой поначалу не очень верит, необходимо для сугубо земных сдержек и противовесов — это гарантия, что адом не станет земная жизнь.

Об этом фильме можно говорить очень долго. Отдельно — о месте действия, прекрасном и жутком Петербурге-Ленинграде, с его дворцами и трущобами, каналами, граффити, облупленными фасадами. Отдельно об отсылках к «Ивану Грозному» Эйзенштейна. Отдельно о лицах героев...

В последнее время жизнь и искусство шли разными дорогами. Жизнь становилась сложнее и трагичнее, последний пример — пандемия, погрузившая нас в совершенно новое, знакомое лишь по книгам и фильмам о войне пространство трагедии. Мы, незаметно для самих себя, привыкли к миру, в котором внезапно оказались. Трагедия стала рутиной, и уже неважно, что за каждым углом может подстерегать смерть. Сегодняшний человек оказался лицом к лицу с судьбой, а искусство еще живет вчерашним днем, оно не успело отрефлексировать новую реальность. Фильм Чупова и Меркуловой стал исключением, хоть он и говорит не о пандемии, а о власти, вине, прозрении, попытке искупления...

Но это трагедия, и она вполне соотносится с трагизмом нашей новой жизни.

А еще это разговор о сформировавшем нашу историю прошлом — и то, что здесь нет конкретных примет сталинской эпохи, петлиц и околышей униформ, портретов вождей на стенах кабинетов, придает действию универсальный, вневременной характер. Красные спортивные костюмы заменяют сослуживцам капитана Волконогова униформу (тут вспоминаешь и братков из девяностых, и «красных дьяволят», вышедших то ли из старой книжки, то ли из самого ада), работают они в оупенспейс с хрустальной люстрой, и там же играют в мяч. Разные эпохи сливаются с друг другом, а потом (чур нас, чур!) начинает казаться, что речь в этой антиутопии идет и о будущем.

Сергей КАРТАШОВ, архитектор-реставратор

Сергей Карташов — архитектор-реставратор, скульптор, художник, в сферу его интересов входит и Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество XII–XIII веков. Он руководитель некоммерческого научного проекта «Время собирать камни». Сейчас Сергей Карташов и его команда занимаются спасением белокаменного Георгиевского собора в Юрьев–Польском, одного из немногих домонгольских храмов Центральной России.

Отечественная культура всегда держалась на энтузиастах, в особой мере это касается сохранения художественного наследия. Всем памятно то, что делали Дмитрий Сергеевич Лихачев и Савва Ямщиков, без защиты и помощи энтузиастов судьбы многих памятников культуры будут незавидны и в наши дни. В советскую эпоху речь сначала шла о целенаправленном разрушении того, что было связано с православием, а затем бедой стали невнимание, пренебрежение, равнодушие. В наше время одну из главных угроз представляет несовершенство законодательства. Положение о госзакупках, тендеры, где побеждает самое недорогое предложение, не всегда совместимы с долгой и счастливой жизнью памятника. Здесь часто бывает верной старая русская пословица: «Дорого, да мило». В этой ситуации энтузиасты необходимы, как воздух: они поднимают тревогу, будоражат общественность, пишут коллективные письма в органы власти — очень часто их вмешательство оказывается спасительным.

Своды Георгиевского собора рухнули еще в XV веке, пострадали и фасады. Храм восстановили, но пострадала резьба: мастера Ивана III перепутали части композиций, после их работы остались лишние детали. Немалую лепту в разрушение собора добавила проведенная в 2008–2009 годах некачественная реставрация. Раствор, которым покрыли белокаменную резьбу, отваливался вместе с декором.

«Время собирать камни» работает с археологической лабораторией «Археолаб»: 50-килограммовые камни, детали резьбы, сканируют, делают трехмерную модель, получают точный слепок — тут помогает 3D-принтер. Оригиналы имеют сколы, они пострадали от некачественной реставрации — модели Сергея Карташова полностью совпадают с работами средневековых резчиков по камню. Проекту два года, за это время было отсканировано чуть больше сорока камней. Работы ведутся за счет энтузиастов, деньги собираются через народное финансирование. Это очень долгий труд, но когда-нибудь он будет завершен, и люди увидят Георгиевский собор таким, каким он был во времена наших далеких предков.


Полна версия статьи: Газета КУЛЬТУРА


Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне