Назад

Как в регионах ищут и находят новые места «культурной силы»

Корреспондент «Культуромании» побывала в Омске на выставке «Прибытие поезда. Станция «Омск». Арт-поезд с произведениями находится на месте недействующего метро.

Экспозиция «Прибытие поезда. Станция «Омск» открылась во второй половине июня. Она посвящена 130-летию Транссибирской магистрали и является составной частью проекта, посвященного перезапуску омской подземки.

Ее «рельсы» проложены на единственной построенной станции омского метрополитена.  Недействующая подземка – а строить метро начали в 1992 году – уже десятилетиями раздражает местных жителей. Строительство было окончательно законсервировано в 2014-м. Единственную законченную станцию метро используют как подземный переход.

Омский областной музей изобразительных искусств (ООМИИ) имени М.А. Врубеля, веря в исцеляющую силу современного искусства, решил перезапустить заброшенную подземку и изменить отношение горожан к вызывающему негативные ассоциации месту. В 2018 году сотрудники музея подали заявку на конкурс Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музей. Сила места».

Путь к получению гранта, а омский музей имени Врубеля его получил, был труден. Была и защита проекта, и обучение в «Сколково», и времени это заняло много, пока учреждение не получило 15 млн рублей на два года: с 21 ноября 2019-го по 20 ноября 2021-го.

Идея поддержки культурно-городских проектов состояла в том, чтобы изменить жизнь в городе, помочь людям найти новые смыслы, говорит директор программ благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Фодина.

– Проект по «перезапуску» омской подземки получил очень высокие оценки экспертов, эта тема показалась актуальной, важной. То, как ее представила команда, оказалось очень интересным подходом, который, мне кажется, оценен по заслугам и первые результаты этого проекта мы можем наблюдать сейчас, – отмечает собеседница «Культуромании».

Говорить с городом языком современного искусства

Ребята – а экспозицию делали именно молодые люди – решили рассказать об индустриальном облике Омска и железных дорогах, о значении Транссибирской магистрали, которая меняла город на протяжении более ста лет.

Елена Треуголка, одна из художественных руководителей выставки «Прибытие поезда. Станция «Омск», рассказывает «Культуромании», что идея «перезапустить» подземку возникла и «сложно, и случайно».

– Началось все с обучения Иры Гавриленко (худрук «Проекта М», заведующая оргсектором ООМИИ им. М. А. Врубеля – Ред.) в проекте «Сколково». В тот же период я как-то сидела в баре с экс-директором «Центра современной драматургии – Омск» и рассказывала ей о галерее двух грузинских молодых художниц, которые устроили ее в переходе метро. Так и появилась идея «перезапустить» омскую подземку, – делится она. – Когда стало ясно, что Фонд Потанина поддержал нашу идею, я стала выходить на сообщества, искать художников. Нам нужны были те, кто будет работать с теми же муралами (огромное изображение, которое нанесено на стену здания – Ред.).

Всего над выставкой работали десять художников и граффитистов. Некоторые из них не из Омска, а из других городов России. Например, Антония Лев из Москвы, Максим Реванш из Екатеринбурга, Янина Болдырева из Новосибирска.

На экспозиции представлены не заранее привезенные работы. Выставка создавалась художниками с нуля, они творили прямо на стенах метроперехода, а местные жители могли наблюдать за этим процессом. Как, например, за росписью стен Яниной Болдыревой. Ее роспись называется «Поворотный момент». Источником вдохновения для девушки послужили снимки Леона Буланже, который фотографировал строительство железной дороги в Омске в конце XIX века.

Елена Треуголка объясняет, что как такового центра у экспозиции нет.

– Здесь очень сложная архитектура перехода. Поэтому нашу выставку можно читать в любом направлении, – отмечает она.

И читать, и смотреть на «Прибытие поезда. Станция «Омск» можно много чего: например, на потолке прибиты рельсы, в изгибе перехода отражает множество солнечных зайчиков огромный зеркальный шар.

Корреспонденту «Культуромании» больше приглянулось полотно «Преемственность» Натальи Денисовой. Оно посвящено художнику-футуристу Давиду Бурлюку, который путешествовал по Сибири в 1918-1920 годах по железной дороге. В марте 1919-го основатель русского футуризма находился в Омске, где ему удалось за короткое время взбудоражить культурное пространство эксцентричными выходками и экспериментами. Недолгий визит сильно повлиял и на местных художников, и на местных писателей.

Заведующая оргсектором ООМИИ им. М. А. Врубеля, художественный руководитель «Проекта М» Ирина Гавриленко рассказывает, что приезд Бурлюка в Омск – пример того, как даже один человек может изменить жизнь города.

– Представьте себе, приехал поезд. Из него вышел человек и изменил облик города. В юбилей Западно-Сибирской части Транссиба «Проект М» хочет представить вам тех людей, которые приехали в наш город благодаря этому чуду цивилизации. Герои нашей выставки – это архитекторы, которые меняли облик города. Это скульпторы, которые нашли здесь любовь всей своей жизни. Это фотографы, с помощью которых мы сейчас видим прошлое города Омска. Это поэты и художники, которые взрывали общественное сознание. Все эти люди когда-то вышли на платформу станции Омск и до сих пор вокруг нас, – рассказывает она «Культуромании». – Одна из идей проекта была в том, чтобы дать новый импульс местным художникам, поэтому мы специально приглашали художников из других городов.

Выставка начала работу с народного перформанса: в первые дни ее работы студенты притащили огромный болт, склеенный из картона. Подобное раздражение людей понять можно, столько лет этот переход был черной эмоциональной дырой. Елена Треуголка вспоминает, как одна молодая мама с ребенком ходила неделю и каждый раз рассказывала малышу, как здесь все плохо. Но гораздо больше людей проявляет интерес, спрашивает, останавливается и рассматривает произведения, читает тексты и благодарит организаторов.

– Когда первую выставку открыли, люди не понимали, что это. К нам подходили и спрашивали: что это такое, почему здесь лежит женщина в полиэтилене? У нас и правда лежала красивая девушка, закрытая прозрачным полиэтиленом. Зато потом, когда мы стали убирать экспонаты, к нам стали подходить с требованием вернуть девушку, – вспоминает уже Ирина Гавриленко. – Сейчас люди довольны. На открытии выставки я вела сторис в Инстаграме, и никогда у меня не было такого количества просмотров.

Оксана Фодина уверена, что этот проект – точка роста для города. Благотворительный Фонд Владимира Потанина доволен результатами своего культурного инвестирования.

Теперь надо, чтобы арт-поезд не потерял скорости или не оказался в тупике. Выставка «Прибытие поезда. Станция «Омск» продлится четыре месяца, затем начнет работу новая экспозиция. Что будет дальше – не очень понятно.

Ирина Гавриленко мечтает о том, чтобы проект вышел в формат арт-резиденций, и ей вроде бы уже удалось заручиться поддержкой местного минкульта. Планирует она и подавать заявку в Президентский фонд культурных инициатив.

– Изначально проект планировался на два года. Но пандемия повлияла на планы, Фонд добавил денег и нам продлили проект. Но это время скоро закончится, мы же хотим, чтобы это место жило. Чтобы не получилось так, закончился грант и место опустело, – говорит она.

Елена Сердечнова

Автор фото Дарья Никитина, предоставлено для публикации руководителем проекта Ириной Гавриленко

Текст материала



Источник: Культуромания

Другие статьи

«Люди добрые». Документальный фильм
8 сентября 2021
Первый канал
«Люди добрые». Документальный фильм
Социальный туризм – равные возможности
20 августа 2021
Удмуртская правда
Социальный туризм – равные возможности
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
26 мая 2021
Агентство социальной информации
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
20 мая 2021
Официальный сайт Московского патриархата
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
По ту сторону инсталляции
23 декабря 2020
ИА Пресс-лайн
По ту сторону инсталляции
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю