Назад

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева — о креативной экономике, сотворчестве и умении оставаться собой

В рамках 5-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге состоялся международный форум «Индустриальность и культура», участники которого обсудили особенности развития креативной экономики в индустриальных городах, задачи творческих кластеров и инвестиции в культуру как инструмент развития бизнеса.

Текст материала

В рамках 5-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге состоялся международный форум «Индустриальность и культура», участники которого обсудили особенности развития креативной экономики в индустриальных городах, задачи творческих кластеров и инвестиции в культуру как инструмент развития бизнеса.

Оксана Орачева — генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, при поддержке которого состоялся форум, рассказала Posta-Magazine о миссии фонда, его проектах и команде мечты.

Юлия Жоля: Оксана, Фонд Потанина поддерживает проекты, которые в конечном счете приводят к изменению качества жизни обычных людей в нашей стране. У фонда есть определенный набор ценностей, разделяете ли вы их? Что вас мотивирует?

Оксана Орачева: Ценности фонда появились неслучайно — мы работали над ними всей командой, прежде чем принять их единогласно. В некоммерческом секторе важна личная вовлеченность в работу, поэтому, как и мои коллеги, я разделяю наши ценности. Они объединяют команду и мотивируют всех нас на дальнейшее профессиональное развитие.

2_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Мне как руководителю НКО не понаслышке известно, что люди, которые занимаются некоммерческой проблематикой, имеют, как правило, внутреннюю потребность делиться. И в этом смысле это уникальные люди, потому что они не просто должны быть профессионалами своего дела, но и нести в своем ДНК определенную сверхмиссию. Расскажите о вашей команде и о том, как вы с ней взаимодействуете?

— У Фонда замечательная сплоченная команда, каждый сотрудник является профессионалом своего дела. Также важно, что коллег действительно волнуют проблемы высшего образования, культуры, развития филантропии — профильных для фонда сфер. Только объединенные усилия настоящих специалистов вкупе с их личным участием и энергией, а также движение к общим целям могут принести высокие результаты.

— Когда вы принимаете человека на работу, есть какое-то обязательное требование, например, базовое образование? Или все-таки это ценности прежде всего?

— Базовое образование необходимо — трудно представить юриста или бухгалтера без него. Однако сегодня сфера высшего образования быстро трансформируется — поэтому наличие диплома скорее позволяет судить об определенных навыках, которые получил человек, чем о сумме его знаний. Поэтому также важно, чтобы ценности нового сотрудника совпадали с ценностями Фонда.

— Учитывая, что фонду 20 лет, видимо, вы успешны в этом — в подборе команды. Я знаю, что вы работаете по всей России, при этом у вас нет филиалов. Каким образом вы взаимодействуете с регионами?

— У Фонда действительно нет региональных филиалов, как и ограничений по региональному участию в конкурсах. Буквально недавно я смотрела статистику за последние шесть лет. Когда у нас появилась онлайн-система работы с грантами, представители всех регионов России так или иначе начали взаимодействовать с Фондом через нее — в качестве заявителей, участников программ, победителей, экспертов.

Объем работы в фонде очень большой и справляться с ним только своими силами сложно. Поэтому мы ценим наши партнерские отношения с 75 вузами-участниками Стипендиальной программы Владимира Потанина. Они помогают Фонду информационно и административно, включаются в орбиту сотворчества, потому что осознают важность участия преподавателей и студентов в наших конкурсах. Ведь каждое учебное заведение стратегически заинтересовано в создании среды, способной стимулировать активность тех, кто в вузе учится и работает.

С музейными программами нам также помогают партнеры. За многие годы работы Фонда в сфере культуры очень хорошо себя зарекомендовала система региональных координаторов. Как правило, это сотрудники музеев или НКО из сферы культуры, которые распространяют информацию о конкурсах и консультируют потенциальных заявителей.

Более года назад мы поддержали создание центров знаний по целевым капиталам и центров социальных инноваций в сфере культуры. Теперь в регионах появляются специализированные хабы, которые расширяют доступ к информации. Эти центры не продвигают программы фонда напрямую, но благодаря их просветительской деятельности в нашей орбите появляются новые люди. Это еще один способ работы с регионами.

— Я думаю, что и те, кто уже принял участие в ваших грантовых конкурсах, тоже выступают амбассадорами.

— Да, это по умолчанию так. За 20 лет работы Фонда в его орбиту попало больше 35 тысяч человек — экспертов, партнеров, победителей конкурсов. Если же говорить о количестве заявителей, то их намного больше. Все эти люди готовы помогать друг другу экспертно, придумывать совместные проекты.

— То есть у них есть возможность общаться друг с другом?

— Мы действительно планируем запустить платформу для общения. Однако уже сейчас наши грантополучатели сохраняют те неформальные отношения, которые сложились в период реализации проектов. Зачастую они продолжают взаимодействовать по новым проектам и после получения гранта — у нас есть немало таких примеров.

— Пройдя этот успешный путь, приумножают свои победы. Это круто! Не так давно завершились Уральская индустриальная биеннале, в рамках которой состоялся форум «Индустриальность и культура». Вы довольно серьезно поддерживаете такие проекты. Насколько важной является для вас проблематика ревитализации индустриальных объектов в городах и создания креативной городской среды и почему?

— Для нас важны креативность и творчество — эти слова звучат в ценностях и миссии Фонда. Вторая важная повестка — позитивные изменения. Мы поддерживаем тех, кто меняется сам и готов помогать меняться другим. Один из инструментов изменений — культура. Форум «Индустриальность и культура» как раз об этом — о трансформации среды промышленных предприятий средствами культуры, которая способна предложить заводам новую жизнь. Мы поддерживаем форум и другие проекты, потому что они объединяют творческих лидеров, готовых создавать новые смыслы и работать над изменениями.

5_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Расскажите про другие успешные примеры?

— Примеров может быть очень много. Так, несколько лет назад в Архангельской области в деревне Кимжа при грантовой поддержке фонда прошел фестиваль северных мельниц. Мы поддержали только первый фестиваль, однако позже команда проекта провела его еще несколько раз — проект не закончился с завершением гранта. Более того, сейчас организаторы планируют учредить свой эндаумент-фонд, и одна из участниц проекта проходит обучение по нашей совместной с Московской школой управления «Сколково» программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».

Совсем другой пример — «Народный музей исчезнувших деревень» в деревне Сеп в Удмуртии, который появился несколько лет назад при грантовой поддержке Фонда. Позже команда проекта смогла получить еще один наш грант — на создание Центра социальных инноваций Sep Community, который специализируется на работе с местным сообществом.

Один из лучших реализованных проектов последнего года программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» «Засушенному — верить», который рассказывает о репрессиях через историю растений и гербариев, был недавно представлен на книжной ярмарке КРЯКК в Красноярске. Этот проект примечателен еще и тем, что объединил вокруг себя несколько музеев со всей России.

Пример студенческого проекта, переросшего в социальный бизнес — красноярский «Ньютон-Парк», интерактивный музей науки. Его идея — рассказывать школьникам о точных науках в развлекательном формате.

В общем, важна поддержка на старте, дальше активный и творческий человек будет продолжать развиваться, а его дело — жить без дальнейшего грантового финансирования с нашей стороны.

4_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Я заметила, что людям, которые приходят в НКО, потом очень сложно вернуться в бизнес. Видимо, в НКО приходят люди, которые уже доросли до определенного уровня качества жизни, понимания того, что нужно сделать не только что-то для себя, но и для той среды, в которой ты живешь, работаешь, учишься и так далее. Это здорово, что вы поддерживаете этих людей.

— Сегодня поддержка друг друга — это очень распространенное явление.

— И люди вкладывают не только деньги, но и свою энергию. Им не все равно, что будет дальше, их интересует результат. Когда я соглашалась на позицию директора НКО, я не предполагала, что настолько включусь. Думала, что у меня бизнес, а это я просто поддержу. И в процессе я осознала, насколько велика ответственность. Сколько в среднем грантов вы даете в год?

— Около тысячи грантов и стипендий ежегодно. Из них 500 — это ежемесячные стипендии для магистрантов в размере 20 тысяч рублей, которые студенты получают до окончания учебы в магистратуре. Гранты организациям могут достигать 15 миллионов.

— Серьезный спектр.

— Да, это так. У Фонда помимо крупных грантов есть и небольшие, но не менее важные. Например, мы регулярно проводим конкурс профессиональной мобильности «Музейный десант», который позволяет музейным специалистам принимать участие в групповых и индивидуальных стажировках в России и за рубежом. Гранты по этому конкурсу не такие большие — до 300 тысяч рублей. Однако благодаря этому грантополучатели могут участвовать в конференциях, знакомиться с проектами коллег, обмениваться опытом.

— Я понимаю, что вы готовы к разному масштабу в зависимости от предмета, от региона, и это здорово. Мы немножко затронули тему жизни после гранта, но тем не менее расскажите чуть подробнее, как вы оцениваете эффективность реализованного проекта? И что происходит после того, как грант заканчивается? Вы курируете каким-то образом эти проекты, людей, команды или отходите в сторону?

— В проектных музейных конкурсах Фонд отмечает лучшие реализованные инициативы, которые могут выступать моделью для тиражирования. Для нас также важна обратная связь от грантополучателей, поэтому мы стремимся отслеживать, что происходит с проектами и с командами после завершения грантового финансирования. Как показывает опыт, грант для многих — только начало.

Зачастую, чтобы понять эффективность грантовых инициатив, мы проводим разного рода исследования. Например, мы изучали профессиональные траектории выпускников программ Фонда. Стипендиаты часто отмечают, что участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина позволило им попасть в нужную среду, установить важные связи. Это утверждение подтверждает лозунг стипендиального конкурса «Больше чем стипендия». Аналогичный результат мы получили и по музейным конкурсам: самое ценное для музейных специалистов — вхождение в профессиональное сообщество. Кстати, результаты этих исследований находятся в открытом доступе.

Важно добавить, что фонд не курирует проекты, на которые он выделил грант. Однако мы поддерживаем партнерские отношения с нашими выпускниками, вовлекая их в программы фонда в качестве экспертов.

— Насколько вы занятой человек и как выглядит ваш среднестатистический рабочий день?

— Среднестатистический рабочий день длится дольше, чем он должен быть. (Смеется.) К сожалению, в отведенные 8 часов не удается сделать все, что было запланировано. Но частично это связано и с тем, что для меня важно лично видеть проекты и общаться с нашими грантополучателями. В том числе и в регионах.

— То есть вы отдаете толику своей энергии в каждый проект, который случается?

— Конечно, не в каждый, но по возможности стараюсь получать обратную связь от грантополучателей, чтобы понимать ценность поддержки для конкретных людей или организаций. Разумеется, более тесно с проектами работают коллеги, которые каждый день остаются с грантополучателями на связи.

— Стресс — часть вашей жизни? Как вы с ним справляетесь?

— Я бы сказала, что во всех некоммерческих организациях уровень стресса высокий. Мы работаем с людьми — и это уже фактор, требующий больших ресурсов. Более того, на нас лежит большая ответственность за распределение средств, что также не дает расслабиться. Но я восстанавливаюсь, когда получаю обратную связь и вижу конечный результат. Мы снова возвращаемся к ценностям, потому что работа в Фонде — это больше, чем просто набор профессиональных функций, это еще и личная заинтересованность в проектах.

— Это такой грамотный энергообмен: ты сначала вкладываешь энергию в цель...

— ...и она к тебе возвращается. Приходит понимание, что работаешь не зря. Это очень стимулирует и вдохновляет.

m_main_oxana-oracheva-interview_posta-magazine.jpg

— Что помогает вам оставаться просто женщиной на такой высокой позиции, как ваша?

— Никогда об этом не думала. Наверное, нужно просто оставаться собой. Я никогда особой грани не проводила между собой и своей профессиональной деятельностью.

— Мне кажется, оставаться собой — это самое дорогое удовольствие, которое мы можем себе позволить... Вы проводите достаточно большое количество исследований в фонде по качественным характеристикам. А по каким критериям вы лично для себя определяете качество жизни?

— Понятие качества жизни у каждого человека индивидуально. Люди, живущие в соседних квартирах, могут одну и ту же среду воспринимать комфортной или некомфортной. Для меня важно, чтобы существующая вокруг среда подталкивала к позитивным внутренним изменениям и движению вперед. Не менее важно иметь возможность заниматься любимым делом большую часть своего времени. Сочетание этих нескольких составляющих и обеспечивает достойное качество жизни.

— Складывая личные пазлы вашей картины мира, вы считаете себя счастливым человеком?

— Да!

— Вы любите театр, кино?

— К сожалению, на кино у меня не так много времени. Чаще всего я смотрю фильмы во время перелетов. В театр же я хожу часто и не хочу эту традицию нарушать. Театр помогает отвлечься, зарядиться позитивными эмоциями и вдохновиться чем-то новым.

— Есть что-то, что вас восхитило в последнее время, что вы можете посоветовать читателям?

— Совсем недавно я ходила в Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на премьеру балета «Дон Кихот» в хореографии Нуреева. Прекрасный классический балет, который дарит позитивные эмоции и приятное послевкусие.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне