Назад

Гендиректор Благотворительного фонда Владимира Потанина: «Мы можем изменить жизнь вокруг»

О развитии филантропии, культурном потенциале регионов, интересе к музейно-театральным спектаклям и поддержке некоммерческих организаций в условиях пандемии – в интервью Оксаны Орачевой, гендиректора Благотворительного фонда Владимира Потанина журналу «Театрал».

Текст материала

– В новейшей истории России Благотворительный фонд Владимира Потанина один из первых, и ведущий по масштабу деятельности. Более 35 тысяч человек, тысячи проектов получили за это время серьезную финансовую поддержку. Какие из этих проектов стали для вас знаковыми, этапными? Кем из грантополучателей вы сегодня особо гордитесь?

– За двадцать с небольшим лет фонд поддержал большое количество проектов и людей. Оглядываясь назад, хотелось бы отметить не отдельные проекты или идеи, а наши программы.

Стипендиальная программа, с работы над которой и начинался фонд, позволила нам увидеть, что представляют из себя современные студенты и преподаватели, а также подтвердить важность объединения знания с лидерскими качествами и личной социальной ответственностью. Такое объединение было во многом новаторским и определило наш подход к поддержке образования. Программа быстро стала знаковой, после ее старта в 2000 году похожие форматы поддержки стали постепенно появляться как на уровне университетов, так и других организаций, в том числе благотворительных.

В музейных проектах мы также стремились предложить новые подходы к музейному и социокультурному проектированию. Когда в 2003 году появилась программа «Меняющийся музей в меняющемся мире», мы дали возможность по-новому посмотреть на то, что такое современный музей и каким он должен быть в новых условиях. Эта программа тоже быстро стала флагманской, как и сама поддержка музеев, потому что нам удалось показать музей под другим углом, говорить о музее не только в разрезе хранения, выставочной деятельности или научных исследований. Мы предложили подумать о других функциях музея, о том, что он может дать современному обществу, о формировании сообщества людей, привносящих новую культуру музейной работы. И впоследствии появление похожих программ поддержки культурных институций может, наверное, говорить о том, что наша программа послужила отправной точкой нового развития музеев.

Мы гордимся каждым проектом, каждый грантополучатель и каждый стипендиат важен для фонда. Какой бы ни была сфера, в которой создается проект, его продолжительность и масштаб, ничто из этого не умаляет нашей гордости за людей и организации, которые мы поддержали. Для нас 35 тысяч человек – это не нечто абстрактное, то, что трудно представить, а 35 тысяч конкретных людей и проектов.

– Недавно ваш Фонд провёл серьезное исследование, изучив культурный потенциал регионов России. Что нового, неожиданного открылось в результате этих исследований? Поделились ли вы этими данными с властными структурами, с Минкультом? Как эти данные можно использовать для повышения потенциала там, где он совсем в печальном состоянии?

– На протяжении нескольких лет мы проводим исследования, связанные с изучением среды, в которых работают музеи, с потенциалом российских регионов. Это связано с появлением новой инициативы «Музей. Сила места», в которой мы хотели посмотреть, насколько силен партнерский потенциал учреждений культуры в ситуации, когда различные организации и секторы объединяются вокруг музеев и других культурных институций с тем, чтобы вместе двигаться вперед. Первое исследование для нас провела Московская высшая школа социальных и экономических наук: были изучены различные данные по развитию регионов, проведены масштабные кабинетные исследования и путем экспертного опроса было выявлено 20 регионов, в которых проводилось глубинное исследование. Оно показало нам, что не всегда наши стереотипы соответствуют действительности. Мы увидели, что в регионах есть определенный интерес к партнерским проектам, но им трудно выходить за пределы одного сектора. Музеи научились кооперироваться друг с другом, но им было по-прежнему сложно работать с другими секторами, чтоб становиться лидерами регионального развития. При этом мы увидели, что и потенциал, и запрос на такое сотрудничество есть. Также это исследование подтвердило, что, когда мы говорим о партнерском потенциале культуры, многое зависит не только от самих организаций, но и от конкретных людей.

Это исследование открыто и доступно, мы представили его в прошлом году на «Интермузее», на котором также проходила наша форсайт-сессия, посвященная определению образа общего будущего. А сейчас идет реализация проектов, драйверами развития в которых выступает культура. 

В других наших проектах и инициативам мы также отмечаем растущий интерес к партнерству, выходящий за границы конкретной организации и сферы. Я думаю, что этот тренд будет развиваться и дальше.

– Особое внимание Фонд уделяет работе с музеями, и это не только ведущие музеи России и мира, но небольшие региональные учреждения. По какому принципу правление Фонда определяет, какой музей поддержать, и какому из них подарить шедевр, о котором можно только мечтать?

– Фонд действительно давно работает с музеями, и мы очень рады, что среди наших грантополучателей и партнеров есть музеи из всех уголков нашей страны – федеральные, региональные, из региональных столиц и удаленных территорий, Москвы и Петербурга, все они активно участвуют в наших конкурсах. И мы знаем немало примеров, когда региональные или небольшие музеи успешно конкурируют с признанными столичными. Действует простой принцип: независимые эксперты, которых фонд приглашает к оценке конкурсных заявок, предлагают поддержать те проекты, которые можно считать модельными, определяющими для дальнейшего развития. И даже когда у нас проходят специальные инициативы, как, например, поддержка Третьяковской галереи или Эрмитажа, то это тоже способ показать, каким образом сегодня музей может формировать вокруг себя команду единомышленников и пополнять свои коллекции, вовлекая в свою орбиту тех, кто верит в будущее музея.

– Вы создали Центр развития филантропии, объединяя опыт, достижения в том числе и ваших самых успешных грантополучателей. Что это даёт на практике? В какой степени это помогает вам определять ваших будущих партнеров, перспективные проекты, начинающие таланты?

– Совсем недавно у нас появилась новое направление в работе – Центр развития филантропии. Он вырос из опыта самого фонда, который ставит своей задачей развитие филантропии, благотворительности и волонтерства в России и из запроса сектора на знание и обмен лучшими практиками. Мы стремимся изменить отношение к этой важной теме и формировать культуру благотворительности. Центр развития филантропии – это центр, направленный не столько на то, чтобы найти перспективные проекты и начинающие таланты, сколько  на то, чтобы работать на сектор благотворительности в целом. Мы хотели бы, чтобы центр создавал такие полезные продукты и проекты, будь то дискуссии, исследования, обсуждения, интервью или, например, стажировки, чтобы в результате наш сектор благотворительности становился сильнее, профессиональнее. Поэтому центр работает выходит за границы тех сфер, где традиционно работает фонд, объединяя опыт российских благотворительных организаций с международными. Нам кажется важным, чтобы и российские некоммерческие организации и фонды могли обмениваться опытом друг с другом и с международными коллегами. Наш центр – это еще одно связующее звено, платформа обмена знаниями и опытом.

– По каким критериям ваши экспертные советы отбирают кандидатов на гранты в сфере культуры, и, прежде всего, в театральном мире? Особенно в последние годы, когда вы стали планировать свои программы на три-пять лет вперёд, а у многих культурных проектов горизонт значительно короче.

– Экспертные советы отбирают проекты в сфере культуры по тем принципам и критериям, по которым выстроен конкурсный отбор. Проекты должны быть яркими, прорывными и иметь фактор устойчивости. Выбор падает на те проекты, которые не закончатся в тот момент, когда закончится грант, а будут продолжать развиваться дальше. Если говорить о театральном мире, то в прошлом году мы совместно с Институтом Театра, образовательным проектом фестиваля «Золотая Маска», запустили проект «Театрум», который объединил вместе две сферы – театр и музей. Сделано это было не случайно – на протяжении последних лет мы увидели зарождающуюся тенденцию, когда театр и музей, стали идти навстречу друг другу, проводить театральные постановки в музейных стенах или привлекать актеров театра к аудио лекциям музеев или привлекать режиссеров и других театральных специалистов для организации выставочного или экспозиционного пространства. Появился даже новый жанр – музейно-театральные спектакли. Мы увидели, что театр и музей выступают как равные партнеры и создают новый продукт, основанный на музейном знании, но транслирующийся силами театрального искусства. 

Если говорить о планировании, мы действительно начали планировать на 3-5 лет вперед, у нас появились трехлетние гранты. Культура привыкла планировать надолго. Это касается и выставочных и театральных проектов. В этом смысле мы идем навстречу друг к другу, потому что длинные гранты позволяют нашим победителям развивать свои долгосрочные проекты, планируя на несколько лет вперед. Долгосрочное планирование, несмотря на кризис, сохранится, потому что оно позволяет нам смотреть в будущее, а не только решать сиюминутные задачи.

– У вас большой и чрезвычайно успешный опыт работы с зарубежными учреждениями культуры и международными культурными инициативами. Чем вы могли бы объяснить ту настороженность, с которой большинство наших фондов и меценатов относятся к международным проектам? Журнал «Театрал» уже не один год проводит международный фестиваль «Мир русского театра», собирая лучшие русские театры зарубежья, поддерживая их, продвигая, популяризируя... А лучшие спектакли приглашая в Россию. К фестивалю очень благосклонно относятся и Минкульт, и СТД, и ведущие СМИ, но ни один из многочисленных фондов, в которые журнал обращался за поддержкой, не нашёл возможным откликнуться. Аргументы почти везде были похожими - с международными проектами не работаем... Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы такие проекты вызывали у фондов интерес?

– Мы всегда рассматриваем возможность международных проектов как еще одну составляющую нашей работы. Она не является единственной и не выделена в отдельное направление, но она встроена во все программы и работает на те цели, которые мы перед собой ставим.

Тема «что поддерживать», безусловно, шире, чем просто международная составляющая. И первый шаг, который нужно сделать, – найти тех, с кем ты совпадаешь в миссии и целях. В некотором смысле, с международными проектами работать сложнее: ты выходишь на другой уровень взаимодействия и партнерства, что всегда сопровождается новыми вызовами и правилами.

– В одном из недавних интервью вы сказали, что после пандемии многое придётся пересмотреть и мир станет другим. Относится ли это и к деятельности Фонда? Изменятся ли приоритеты, критерии, оценки деятельности? Количество просьб о поддержке вырастет на несколько порядков, и как в этих условиях вы будете определять своих будущих грантополучателей и партнеров?

– Нам уже приходится многое пересматривать, это неизбежно. Наш первый шаг – это сверять то, что мы хотели бы изменить, с целями работы фонда. Конкурсы могут меняться, переформатироваться, меняться их графики, появляться новые, но мы должны оставаться в рамках нашей миссии и работать на достижение наших целей.

Конечно, количество заявок возрастает и это типично для кризисной ситуации. Со своей стороны, мы существенно упростили конкурсные процедуры, пересмотрели подход к поддержке уставной и проектной деятельности. Это важно для любой некоммерческой организации, включая организации культуры, потому как поддержка уставной деятельности даёт более гибкие возможности. Если говорить о критериях оценки проектов, один из элементов, на который мы теперь обращаем бОльшее внимание, это работа с рисками, умение их анализировать на самом начальном этапе. Принцип, который у нас неизменен – публичные критерии оценки. На этапе запуска конкурса мы всегда объявляем какие критерии лежат в основе отбора. Также для оценки мы привлекаем независимых экспертов и обеспечиваем равные и прозрачные условия. Это останется неизменным всегда и в условиях онлайн-работы тоже.

– Сфера культуры, музеи, кино, театры, театральные журналы и культурологические издания оказались наиболее пострадавшими в результате борьбы с пандемией. Будет ли ваш Фонд корректировать свою деятельность в этой сфере, учитывая, что ваши планы давно свёрстаны? И на что вы прежде всего будете обращать внимание?

– В рамках инициативы нашего учредителя, который дополнительно выделил 1 млрд рублей для поддержки некоммерческих организаций в условиях пандемии, в конкурсе «Общее дело», мы предложили специальную номинацию для учреждений культуры, в которой могут участвовать не только музеи и музейные организации, с которыми мы традиционно работаем, но и все организации сферы культуры. И среди заявителей и победителей есть и театры, и представители журналов, связанных с искусством, и музейные проекты. Это конкурс продолжается до осени, и мы уверены, что такая поддержка позволит подстроиться под новые форматы, связанные, в первую очередь, с работой онлайн или сочетанием работы в онлайн и офлайн.

У нас также будет продолжаться наш традиционный конкурс «Музей 4.0». В новом сезоне мы будем расширять возможности, в частности, стартует конкурс «Музейный старт», который поможет организациям переосмыслить тему дальнейшего развития музейных организаций, проработать ее с учетом возможных рисков и необходимости более устойчивых экономических моделей.

– Вы уже не первый год возглавляете ведущий Благотворительный Фонд России, лично участвуя в огромном количестве социальных, просветительских и гуманитарных акциях. Какой из ваших личных инициатив вы особо горды и дорожите? Как ваша многолетняя меценатская работа изменила ваше личное отношение в жизни?

– Работа фонда устроена таким образом, что мы реализуем инициативы и программы, но это не личные инициативы сотрудников, это не лично мои инициативы как директора фонда. Это всегда более сложная история, которая предполагает определение приоритетов и направлений развития учредителем фонда и советом фонда. Наша задача как команды, которая реализует это на практике, сделать так, чтобы цели и задачи, которые стоят перед фондом, были максимально эффективны решены. Наверное, чем можно гордиться, так это то, что за эти 10 лет фонд существенно расширил масштабы своей деятельности. При этом нам удалось соединять традиции, которые сложились в фонде более чем за 20 лет и постоянное стремление к чему-то новому, к экспериментам. Историю фонда можно сравнить с тем, каким мы видим музей. Когда важны наследие и опыт, важно переосмыслять то, что сделано и также важно двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом. Хранить традиции не для того, чтобы все осталось неизменным, а чтобы наше будущее было таким, каким мы хотим его видеть.

Последние 20 лет я так или иначе связана с благотворительностью, и можно сказать, что за этот период окрепла моя вера в то, что мы можем изменить жизнь вокруг, если мы хотим что-то сделать, мы это можем. Мне повезло, что за время работы в некоммерческой сфере, благотворительности, я встречаюсь с большим количеством людей, которые доказывают, что невозможное возможно, что от нас все-таки зависит многое и что все вместе мы можем достичь существенных изменений. Когда видишь людей с горящими глазами, очень приятно, что ты можешь внести вклад, чтобы их дело продвигалось дальше. 


Другие статьи

Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры