Назад

Душа Энди Уорхола и "Синие носы" с пропиской в Центре Помпиду

Собрание Бобура продолжает пополняться российским искусством.

Текст материала

Дарья Курдюкова, корреспондент "Независимой газеты"

 


Встреча старого и нового миров. Фото автора
Встреча старого и нового миров. Фото автора

Открывшуюся в Центре Помпиду выставку «Коллекция+» можно определить и как рассказ о счастливой цепной реакции. Осенью одному из лучших музеев современного искусства, кстати, с хорошим собранием русского авангарда, включающим и Ларионова с Гончаровой, и Кандинского, подарили подборку из 250 работ, которую показали на выставке «Коллекция! Современное искусство СССР и России 1950–2000 годов» (см. «НГ» от 01.09.16 и 19.09.16). Произведения отдали художники и их семьи, коллекционеры, а половину выкупил Фонд Владимира Потанина. Проект, осуществленный благодаря сотрудничеству директора Мультимедиа Арт Музея и куратора выставки Ольги Свибловой, Центра Помпиду, от которого «Коллекцией» занимается Николя Люччи-Гутников, и Фонда Потанина, получил продолжение. И премию The Art Newspaper Russia. Сейчас Бобуру подарено еще больше 100 работ, интегрированных в экспозицию под вывеской «Коллекция+».

Перспектива, открывающаяся от входа на выставку, «упирается» в висящие под потолком огромные, с пятиконечными звездами на линзах «Очки для каждого советского человека» Леонида Сокова. По иронии соц-артиста, они, как Большой Брат, смотрят в упор на вас. По левую сторону от них накрыт красным «партийным» сукном и сервирован тарелками-серпами-молотами длинный стол «Тайной вечери» концептуалиста Андрея Филиппова. Чуть дальше – «Слава КПСС» Эрика Булатова, авторский повтор знаковой картины 1975 года, сделанный в нулевых. Эти произведения в Центре Помпиду (Бобуре) с осени, «осеняют» широкий коридор, от которого расходятся в разные стороны тематические залы. На вернисаже «Коллекции+» концептуалист Юрий Альберт снабжал гостей у входа камешками: положить в ботинок и долго бродить по выставке (вспоминая, к примеру, его перформанс «Экскурсия с завязанными глазами», где зритель мог лишь слышать рассказ об искусстве, не видя его).

Другой перформанс о восприятии прекрасного был у Андрея Кузькина – из предметов, данных ему выстроившимися в очередь зрителями, художник делал, что называется, a piece of art. Кузькин – кажется, самый молодой автор в подаренном музею собрании, в Париже с весны представлен двумя знаковыми работами: за перформанс «По кругу» он в свое время получил премию «Инновация», а в декабре за переплетающий личную биографию с творческой проект «Право на жизнь» – Премию Кандинского.

В отмечающем 40-летие Бобуре за полгода оказалось больше 350 работ современных российских художников. Распределены они по четырем тематическим линиям: «Нонконформизм», «Соц-арт», «Московский концептуализм», «Перестройка и постсоветский период». В концептуализме представлены разные ветви – группа Андрея Монастырского «Коллективные действия», рисунки Ильи Кабакова (которые мысленно прибавляешь к его инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры», уже хранящейся в Помпиду), картины Виктора Пивоварова (в том числе две подаренные сейчас).  Другой концептуалист, Иван Чуйков, с осени представлен в музее работой из знаменитого цикла "Окна", которой в этом году исполнится 50 лет. Здешнее "Окно VI" 1975-го - первое в цикле, где художник начал и на уровне рам экспериментировать с эффектами перспективных искажений. Есть здесь и младоконцептуалисты – Вадим Захаров или группа «Инспекция «Медицинская герменевтика».

На нынешнем этапе существенно дополнился раздел, посвященный концептуалисту Дмитрию Александровичу Пригову (дар его семьи). Появился зал группы «Синие носы»: Александр Шабуров и Вячеслав Мизин подарили Бобуру не только известные работы вроде хрестоматийной и скандальной «Эры милосердия» с целующимися милиционерами, видео с ворочающимся в гробу Лениным или фотографии «Маски-шоу» с развалившимися на диване Путиным, Бушем и Усамой бен Ладеном, но и хуже известные даже в России «доносовские» опусы Шабурова. Юрий Аввакумов выстроил отдельный зал о «бумажной архитектуре». Соц-арт здесь «прирос», в частности, ранними проектами придумавших это направление Комара и Меламида.  Скажем, они затеяли куплю-продажу душ – в Помпиду выставлен сертификат, где Энди Уорхол удостоверил продажу своей «бессмертной души» вышеозначенным художникам за 0 долл. Сделку подтверждает черно-белый снимок с Комаром, Меламидом и сложившим на коленях руки поп-артистом – все со смехотворно серьезными физиономиями. Куратор «Коллекции+» Николя Люччи-Гутников мечтает сделать ретроспективу этих соц-артистов (как, кстати, хочет показать в Париже российское искусство Питера и отдельно – Сибири, откуда родом «Синие носы»).

В парижскую панораму, как в пазл, становятся новые детали. Сейчас от коллекционера Игоря Цуканова в Помпиду поступил ранний «Пейзаж» Булатова, написанный совсем в другой манере, нежели его «фирменные» вещи. Тему советской абстракции вместе со знаменитой серией «Сигнальная система» москвича Юрия Злотникова теперь продолжают и листы работавшего в Ленинграде Евгения Михнова-Войтенко из серии «Тюбик», как художник называл свои работы маслом на бумаге. А к фотодокументации перформанса «Я кусаю Америку, Америка кусает меня» московского акциониста Олега Кулика добавились подаренные Маратом Гельманом фото из серии «Моя семья, или Природа совершенна». Все это снабжено экспликациями и биографическими справками, то есть теперешний выход отечественного искусства аранжирован неформально – здесь прошли серии перформансов, идут лекции и дискуссии. Но главное – после закрытия выставки в апреле ничего не остановится. Будет издан каталог коллекции, создан сайт, с Фондом Потанина тут запустили трехлетний исследовательский проект, а произведения обещают включать в постоянную экспозицию. Это внимательная, долгоиграющая история. По словам гендиректора Фонда Потанина Оксаны Орачевой, искусство России «должно иметь возможность быть представленным в больших международных институциях, чтобы публика могла узнать, что такое Россия сегодня». Стоит надеяться, что со временем сюда прибудут новые работы, дополнив, например, сюжет с Бульдозерной выставкой или с московским акционизмом. В осеннем интервью «НГ» директор Центра Помпиду Бернар Блистен определил музей как «место, где вы допрашиваете историю». Собранное сейчас в Бобуре, с точками бифуркаций в плане развития идей и форм, о многом интересно допросить.

Париж–Москва

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне