Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Дар Советов

14 сентября в Центре Жоржа Помпиду в Париже откроется уникальная выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000".

Текст материала

14 сентября в Центре Жоржа Помпиду в Париже откроется уникальная выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000".

Кира Долинина

Об этом было объявлено на прошлой неделе, но сенсация тут — не сама выставка (экспозиций с подобным содержанием по всему миру за последние 40 лет было немало), а ее повод. Все 250 работ были подарены Центру Помпиду и станут частью одной из самых престижных коллекций в мире современного искусства. Этот дар комбинированный: часть работ дарят сами художники, часть — коллекционеры из своих собраний (среди них — основатели фонда культуры "Екатерина" Екатерина и Владимир Семенихины, владелец The Art Newspaper Инна Баженова, Игорь Цуканов, Ник Ильин, супруги Манашеровы и два французских собирателя русского искусства — Пьер Броше и Пакита Эскофе Миро), значительная часть была выкуплена у художников, их наследников и коллекционеров Благотворительным фондом Владимира Потанина. Фонд Потанина с его программой "Культурный прорыв" в этой сложной схеме сыграл одну из главных ролей — его участие позволило музею получить именно те работы, которые были нужны.

Александр Косолапов. Триптих

Александр Косолапов. Триптих "Малевич-Мальборо" (1985)

Идея этого проекта страшно нахальная и амбициозная, и, наверное, именно поэтому она и удалась. Ну а еще потому, что она принадлежит Ольге Свибловой, а когда ей что-то не удавалось? В этом году Центр Помпиду отмечает 40-летие, на юбилеи принято дарить подарки. Сама Свиблова рассказывает, что "эта безумная идея" пришла ей в голову в разговоре с директором центра Бернаром Блистеном, который на ее предложение собрать коллекцию и подарить центру ответил: "Давай попробуем!" Дальше помогли его энергия и авторитет: кто лучше него мог оценить качество и значение русского подарка? Такое впечатление, что Центр Помпиду только и ждал этой возможности. Чуть меньше чем за год кураторы выставки Ольга Свиблова и Николя Люччи-Гутников смогли сочинить список из возможных 1000 предметов, провести их через музейную экспертизу, без которой в Государственный музейный фонд Франции и мышь не проскочит, отобрать финальные 250 работ, уговорить всех и вся и быть готовыми через три недели показать свой подарок в Париже.

Нынешний дар превращает русский отдел музея в полноценное собрание

По уму в Центре Помпиду должен быть весь XX век, гигантомания заложена как в самом облике великого парижского трубопровода, так и в его концепции. Русское искусство в это понятие, безусловно, входит. И оно в музее есть, причем в немалом количестве: Гончарова, Ларионов, Кандинский, русские конструктивисты, сильные вещи московских концептуалистов остались там после знаменитой выставки Жана Юбера Мартена "Маги земли", покупал музей и работы оказавшихся во Франции художников-нонконформистов (прежде всего Штейнберга и Янкилевского), было несколько закупок отдельных вещей последних десятилетий. Однако последовательным такой набор назвать нельзя.

Нынешний дар превращает русский отдел музея в полноценное собрание: если что и пропущено из указанных в названии выставок 50 лет отечественного искусства, то наверстать это будет легко, но основное, в том числе то, что на рынке появляется уже крайне редко, в Центре Помпиду поселилось навсегда. Нонконформисты 1950-1960-х годов: лианозовцы, участники "Бульдозерной выставки" (например, работа Федорова-Рошаля, пострадавшая во время ее разгона), первые советские абстракционисты (включая тех, кто были хрущевскими "пидарасами" во время разгрома выставки к 30-летию МОСХа в 1962-м). Три поколения московского концептуализма: романтический — от Кабакова и Макаревича с Елагиной до Пригова; аналитический — группа "Коллективные действия", Скерсис, Захаров и другие; иронический — от психоделиков-"медгерменевтов" до лихих и безбашенных "Мухоморов" и "Перцев". Соцарт во всем его великолепии: Соков, Косолапов, Комар и Меламид, Брускин. 1990-е даны точечными ударами: Москва — вездесущим Гутовым и многими уже забытыми провокаторами "Чемпионы мира", нежнейшим Кошляковым и брутальным Куликом; Петербург — не только обязательными к упоминанию после их смерти Тимуром Новиковым, Мамышевым-Монро и Георгием Гурьяновым, но и упертыми некрореалистами.

Гриша Брускин. Из серии

Гриша Брускин. Из серии "Рождение героя" (1984-1985)

Выставка получится отменной — недаром все вещи тщательно отбирались. Но куда больше выиграют художники. Потому что гонорары гонорарами, и "можно рукопись продать", но музей — это Вечность. А музей класса Центра Помпиду — это сияющая Вечность, и они теперь там. И уже не так важно, будут ли они когда-нибудь висеть рядом с Пикассо, поселятся в фондах или далеких залах,— история искусства пишется музейными собраниями, и мы не знаем, кто и когда будет вынут на свет и засияет под софитами. И главное, что сейчас можно сделать ради того самого будущего,— это собрать и защитить.

На вопрос, почему Центр Помпиду, а не наши собрания, ответы могут быть разные. Тут и политика: Фонд Потанина говорит о том, что цель его инициативы — "продвижение русского искусства за рубежом, укрепление культурных связей между странами". Тут и тотальное просвещение, которым всю свою жизнь занимается Свиблова. Но есть и защитная нота: сегодня многие художники и коллекционеры не видят большого будущего для своих вещей в российских государственных собраниях. Они там либо утонут среди миллионов других, либо в любой момент могут оказаться неугодными и будут спрятаны в фонды подальше от глаз нервно-озабоченных любителей писать письма в прокуратуру. Да, наследники Дмитрия Александровича Пригова и Тимура Новикова передали собрания в Эрмитаж, да, в Третьяковке и Русском музее собраны отличные коллекции новейшего искусства, и они даже активно работают на выставках и в экспозиции. Да, опасения эти могут быть преувеличены. Но Париж стоит обедни не только потому, что это Париж. Французская музейная система — одна из самых железобетонных в мире, а уважение к современному искусству там имеет слишком давнюю историю, чтобы оказаться лишь несмешной шуткой. Так что нужно не ворчать, а просто радоваться: прекрасный музей получил роскошный подарок, а наши художники — благодарного зрителя и толстые стены.

Владислав Мамышев-Монро, Валерий Кацюба.

Владислав Мамышев-Монро, Валерий Кацюба. "Перекладывание ответственности" (2001)
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3058977

Другие статьи

Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015