Назад

Дар Советов

14 сентября в Центре Жоржа Помпиду в Париже откроется уникальная выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000".

Текст материала

14 сентября в Центре Жоржа Помпиду в Париже откроется уникальная выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000".

Кира Долинина

Об этом было объявлено на прошлой неделе, но сенсация тут — не сама выставка (экспозиций с подобным содержанием по всему миру за последние 40 лет было немало), а ее повод. Все 250 работ были подарены Центру Помпиду и станут частью одной из самых престижных коллекций в мире современного искусства. Этот дар комбинированный: часть работ дарят сами художники, часть — коллекционеры из своих собраний (среди них — основатели фонда культуры "Екатерина" Екатерина и Владимир Семенихины, владелец The Art Newspaper Инна Баженова, Игорь Цуканов, Ник Ильин, супруги Манашеровы и два французских собирателя русского искусства — Пьер Броше и Пакита Эскофе Миро), значительная часть была выкуплена у художников, их наследников и коллекционеров Благотворительным фондом Владимира Потанина. Фонд Потанина с его программой "Культурный прорыв" в этой сложной схеме сыграл одну из главных ролей — его участие позволило музею получить именно те работы, которые были нужны.

Александр Косолапов. Триптих

Александр Косолапов. Триптих "Малевич-Мальборо" (1985)

Идея этого проекта страшно нахальная и амбициозная, и, наверное, именно поэтому она и удалась. Ну а еще потому, что она принадлежит Ольге Свибловой, а когда ей что-то не удавалось? В этом году Центр Помпиду отмечает 40-летие, на юбилеи принято дарить подарки. Сама Свиблова рассказывает, что "эта безумная идея" пришла ей в голову в разговоре с директором центра Бернаром Блистеном, который на ее предложение собрать коллекцию и подарить центру ответил: "Давай попробуем!" Дальше помогли его энергия и авторитет: кто лучше него мог оценить качество и значение русского подарка? Такое впечатление, что Центр Помпиду только и ждал этой возможности. Чуть меньше чем за год кураторы выставки Ольга Свиблова и Николя Люччи-Гутников смогли сочинить список из возможных 1000 предметов, провести их через музейную экспертизу, без которой в Государственный музейный фонд Франции и мышь не проскочит, отобрать финальные 250 работ, уговорить всех и вся и быть готовыми через три недели показать свой подарок в Париже.

Нынешний дар превращает русский отдел музея в полноценное собрание

По уму в Центре Помпиду должен быть весь XX век, гигантомания заложена как в самом облике великого парижского трубопровода, так и в его концепции. Русское искусство в это понятие, безусловно, входит. И оно в музее есть, причем в немалом количестве: Гончарова, Ларионов, Кандинский, русские конструктивисты, сильные вещи московских концептуалистов остались там после знаменитой выставки Жана Юбера Мартена "Маги земли", покупал музей и работы оказавшихся во Франции художников-нонконформистов (прежде всего Штейнберга и Янкилевского), было несколько закупок отдельных вещей последних десятилетий. Однако последовательным такой набор назвать нельзя.

Нынешний дар превращает русский отдел музея в полноценное собрание: если что и пропущено из указанных в названии выставок 50 лет отечественного искусства, то наверстать это будет легко, но основное, в том числе то, что на рынке появляется уже крайне редко, в Центре Помпиду поселилось навсегда. Нонконформисты 1950-1960-х годов: лианозовцы, участники "Бульдозерной выставки" (например, работа Федорова-Рошаля, пострадавшая во время ее разгона), первые советские абстракционисты (включая тех, кто были хрущевскими "пидарасами" во время разгрома выставки к 30-летию МОСХа в 1962-м). Три поколения московского концептуализма: романтический — от Кабакова и Макаревича с Елагиной до Пригова; аналитический — группа "Коллективные действия", Скерсис, Захаров и другие; иронический — от психоделиков-"медгерменевтов" до лихих и безбашенных "Мухоморов" и "Перцев". Соцарт во всем его великолепии: Соков, Косолапов, Комар и Меламид, Брускин. 1990-е даны точечными ударами: Москва — вездесущим Гутовым и многими уже забытыми провокаторами "Чемпионы мира", нежнейшим Кошляковым и брутальным Куликом; Петербург — не только обязательными к упоминанию после их смерти Тимуром Новиковым, Мамышевым-Монро и Георгием Гурьяновым, но и упертыми некрореалистами.

Гриша Брускин. Из серии

Гриша Брускин. Из серии "Рождение героя" (1984-1985)

Выставка получится отменной — недаром все вещи тщательно отбирались. Но куда больше выиграют художники. Потому что гонорары гонорарами, и "можно рукопись продать", но музей — это Вечность. А музей класса Центра Помпиду — это сияющая Вечность, и они теперь там. И уже не так важно, будут ли они когда-нибудь висеть рядом с Пикассо, поселятся в фондах или далеких залах,— история искусства пишется музейными собраниями, и мы не знаем, кто и когда будет вынут на свет и засияет под софитами. И главное, что сейчас можно сделать ради того самого будущего,— это собрать и защитить.

На вопрос, почему Центр Помпиду, а не наши собрания, ответы могут быть разные. Тут и политика: Фонд Потанина говорит о том, что цель его инициативы — "продвижение русского искусства за рубежом, укрепление культурных связей между странами". Тут и тотальное просвещение, которым всю свою жизнь занимается Свиблова. Но есть и защитная нота: сегодня многие художники и коллекционеры не видят большого будущего для своих вещей в российских государственных собраниях. Они там либо утонут среди миллионов других, либо в любой момент могут оказаться неугодными и будут спрятаны в фонды подальше от глаз нервно-озабоченных любителей писать письма в прокуратуру. Да, наследники Дмитрия Александровича Пригова и Тимура Новикова передали собрания в Эрмитаж, да, в Третьяковке и Русском музее собраны отличные коллекции новейшего искусства, и они даже активно работают на выставках и в экспозиции. Да, опасения эти могут быть преувеличены. Но Париж стоит обедни не только потому, что это Париж. Французская музейная система — одна из самых железобетонных в мире, а уважение к современному искусству там имеет слишком давнюю историю, чтобы оказаться лишь несмешной шуткой. Так что нужно не ворчать, а просто радоваться: прекрасный музей получил роскошный подарок, а наши художники — благодарного зрителя и толстые стены.

Владислав Мамышев-Монро, Валерий Кацюба.

Владислав Мамышев-Монро, Валерий Кацюба. "Перекладывание ответственности" (2001)
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3058977

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне