Назад

Что вузы знают о ботах и мемах: как университеты работают с информацией

Лишь единичные российские вузы используют современные методы продвижения информации. К такому выводу пришли аналитики, которые по инициативе Благотворительного фонда Владимира Потанина провели исследование сайтов 75 университетов. Подробно о результатах исследования рассказала в интервью РИА Новости генеральный директор фонда Оксана Орачева

Текст материала

‒ Почему вы озадачились вопросом, как российские вузы работают с информацией?

‒ Вот уже 20 лет фонд поддерживает студентов и преподавателей ведущих российских вузов, предоставляя им гранты и стипендии. С самого начала эта работа была построена таким образом, что люди самостоятельно участвовали в конкурсах, а не были, например, назначены вузом.

Встречаясь в университетах с возможными заявителями и грантополучателями, мы часто слышим от них примерно такой комментарий: "Вот если бы мы узнали о грантах раньше… Но мы были не в курсе". Это кажется странным, ведь вокруг есть огромное количество людей, получивших гранты и стипендии фонда ‒ их более 30 тысяч человек. Казалось бы, все уже должны знать о дополнительных возможностях, но до сих пор почему-то остаются информационные лакуны. Возникает вопрос: почему?

Мы решили его адресовать самим университетам, посмотреть, как на их стороне расходится эта информация, насколько сама университетская среда стимулирует участие студентов в грантовых программах или же она индифферентна к этим вопросам.

В итоге были проанализированы сайты 75 университетов, участвующих в Стипендиальной программе Владимира Потанина. Сразу оговорюсь, мы не стремились как-то ранжировать эти вузы, а просто беспристрастно посмотрели, как они доносят информацию до своей аудитории, какие каналы распространения информации используют.

Студенты

‒ Что же выяснилось? Плохо доносят?

‒ Оказалось, что самый распространенный способ, которым пользуются практически все вузы ‒72 из 75 ‒ традиционная лента новостей на сайте. Конечно, этот способ приносит определенную пользу, но явно не является самым эффективным: новость возникла и исчезла, кто ее увидел в моменте, тот увидел, затем она будет заархивирована и перестанет о себе напоминать.

Второй по распространенности, но уже более эффективный способ ‒ появление на сайте специальных разделов: из 75 вузов этим пользуются 56. За разделом нужно следить, чтобы там была актуальная информация. Более того, она должна быть подана так, чтобы человек отнес эту информацию к себе. Если вы точно знаете, что ищите, то вы и так все найдете – "Google вам в помощь". Но если вы не уверены в поисковом запросе, то информацию следует специальным образом "упаковать", сделать обращение более персонализированным.

На третьем месте по популярности ‒ рассказ о результатах, но не через "цифру", а через интервью, видео, живые личные истории успеха. Это хорошо работает. Если кто-то выигрывает грант, то университет дает об этом знать, поскольку гордится своими студентами и выпускниками.

‒ Какую же основную проблему управления контентом вы выявили в ходе исследования?

‒ Сейчас уже недостаточно просто повесить тексты на сайте, надо использовать различные инструменты визуализации – видео, подкасты, инфографику. Они позволяют быстро выхватить суть и могут быть весьма полезными для вузов. Очевидно, что молодым людям интересны новые возможности, показанные через новые технологии: "я думал, что могу учиться только здесь, а оказалось, что на мою исследовательскую работу можно получить грант, а тут еще так интересно рассказано об этом гранте… Мне точно надо попробовать".

Исследование показало, что хорошо работают различные современные каналы и способы распространения информации ‒ тематические каналы в Telegram или WhatsApp. Но их используют единицы. Например, виджеты анонсов событий применяют всего 8 вузов, слайды-презентации ‒ 3 вуза, еще 3 используют анимированные ролики, стимулирующие участвовать в стипендиальных программах. Формат чек-листов доступен на сайтах всего двух вузов. Лишь один вуз применяет технологию создания ботов. Мемы и фотопосты не применяет ни один университет. А могли бы применять все 75.

‒ Можете назвать наиболее медиаграмотные и креативные вузы?

‒ Мы не ставили задачу выделить самых креативных. Все молодцы. У кого-то может оказаться удивительная по своему насыщению и структуре лента новостей, а у кого-то прекрасный раздел "вопрос-ответ".

Недавно я была на юбилее фонда целевого капитала МФТИ. Фонд из своего дохода поддерживает студенческие проекты. Как они рассказали об этом на празднике? Они показали проекты студентов через спектакль, поставленный на интервью с участниками проектов. Хотелось, чтобы в медиапространстве и студенческой среде было больше такого креатива и небанальных подходов.

Исследование выявило порядка 30 способов продвижения информации. Это много. Традиционные каналы передачи информации останутся надолго: пока есть сайт, там будет лента новостей. Но сочетание разных каналов информации может стать конкурентным преимуществом университета. Причем, это относится не только к грантам и конкурсам, но к другим видам коммуникаций

‒ Чем это исследование может помочь университетам?

‒ Мы надеемся, что университеты смогут критически взглянуть на себя на примере такого узкого сегмента, как доступ к информации по грантовым программам; они посмотрят, чем пользуются сейчас и чем могут потенциально воспользоваться в дальнейшем. Мы хотели, чтобы вузы извлекли из этого исследования осязаемую пользу. Возможно, оно сподвигнет университеты иначе взглянуть на обучение специалистов, которые создают и наполняют сайты.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне