Назад

Антониев монастырь станет центром реставрации фресок

Центр реставрации монументальной живописи, начало работы которого запланировано на лето, является филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, расположенным в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря.

Текст материала

Центр реставрации монументальной живописи, начало работы которого запланировано на лето, является филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, расположенным в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря. На площади более 2 тыс. м2 разместят реставрационные мастерские, архив, научную библиотеку, лабораторию для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лабораторию физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.

Здесь же, на базе центра, в скором времени стартует новый образовательный проект для студентов и молодых реставраторов «Реставрационная школа № 1». Летом этого года школа начнет свою работу на средства Благотворительного фонда Владимира Потанина, получив грант конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Новгородская школа реставраторов организуется на базе самой большой в стране коллекции фрагментов живописи из храмов Новгорода. Это прежде всего церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Успения на Волотовом поле, а также росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря, фрески других древнерусских городов. Слушателям новой школы представится возможность увидеть фрески, которым по 600–800 лет, познакомиться с техническими приемами древних мастеров, приобщиться к труду реставраторов, выполнить копийные работы.

В этом году отделу реставрации Новгородского музея-заповедника исполняется 90 лет. Официально ставка реставратора здесь появилась в конце 1925 года с приездом в Новгород Никиты Давыдова — реставратора живописи из Государственного Русского музея, командированного на длительный срок и проработавшего здесь до середины 1930-х годов. Он был специалистом высочайшего уровня. К примеру, им была завершена реставрация иконы Николы Липного 1294 года и выполнена реставрация икон праздничного чина церкви Успения на Волотовом поле. Сегодня в отделе реставрации музейных предметов работает 21 реставратор.

В конце 2014 года на базе мастерской реставрации монументальной живописи и реставрационной мастерской «Фреска», вошедшей в состав музея-заповедника в 2012 году, был организован филиал «Центр по изучению и реставрации монументальной живописи», которым руководит Тамара Анисимова.

Реставраторы Новгородского музея-заповедника проходили стажировки в бригаде Владимира Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления, в отделах реставрации тканей, металлов, графики Государственного Эрмитажа, в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, сотрудничают с отделом реставрации смешанных техник Русского музея. На протяжении 20 лет Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова выпускает реставраторов живописи, которых обучают наиболее опытные специалисты. Многие из выпускников этого учебного заведения сейчас работают в музее-заповеднике.

За десятилетия восстановления памятников монументальной живописи новгородская школа реставраторов выработала новый метод реставрации руинированных фресок, использованный при восстановлении фресковой живописи в двух новгородских храмах — церкви Спаса Преображения на Нередице и церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Кроме того, новгородские реставраторы создали компьютерную программу по поиску стыкующихся фрагментов руинированной живописи, хорошо зарекомендовавшую себя при подборке разрозненных фрагментов.

Сейчас в отделе девять мастерски, специализирующихся на реставрации икон, деревянной скульптуры и резьбы, масляной и современной темперной живописи, миниатюры, тканей, металлов, графики и документов, переплетов, кожи, керамики, фарфора и стекла, мокрого археологического дерева, а также фанерованной и золоченой мебели.

 

Другие публикации по этой теме:

http://okultureno.ru/journal/view?id=513

http://pryamayarech.ru/text/currenttiv-iyune-v-velikom-novgo

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне