Текст новости
Доктор экономических наук, профессор факультета социальных наук департамента политики и управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Гонтмахер отметил, что необходимость исследовать тему лидерства назревала давно: «Сейчас в нашей стране, как и в любой другой, происходит смена поколений. Новые молодые лидеры, с одной стороны, разделяют понятные для нас ценности самореализации и свободы, а с другой – совершенно иначе видят некоторые аспекты жизни, что порой нас удивляет. Благодаря этой работе мы можем посмотреть на ситуацию с разных сторон и научиться лучше понимать друг друга».
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева подчеркнула актуальность проведенного исследования: «За время работы Стипендиальной программы Владимира Потанина, объединившей студентов и преподавателей, было реализовано более 250 социально значимых проектов. Многие наши стипендиаты стали настоящими лидерами в сферах науки и образования, создали НКО, возглавили учреждения культуры и университеты, что в очередной раз свидетельствует о том, что тема лидерства становится все более актуальной. Коллеги провели масштабное и важное исследование, которое поможет нам посмотреть на лидерство в современном контексте – с точки зрения развития цифровых технологий».
Академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель благотворительного фонда «Вклад в будущее» Александр Асмоло в продолжил: «Тема лидерства сегодня в фокусе внимания общества, но кто он, этот новый лидер, все еще не совсем понятно. Нашей задачей было исследовать это явление, не проецируя на него свои установки. Понятие «быть лидером» совсем непросто отличить от понятия «играть в лидера». Исследование – попытка изучить, каковы риски и возможности лидеров нового времени, а также ответить на один их самых актуальных вопросов: может ли настоящий лидер существовать в мире онлайна?».
Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда развития Интернет Гал ина Солдатова рассказала, что лидерство как явление необходимо рассматривать с учетом того, что мы живем в цифровую эпоху: «Границы между онлайн- и офлайн-пространством стираются, и лидеры будущего учатся балансировать в этой новой реальности. Интересно, что у подростков и молодежи начинают доминировать ценности равенства и справедливости, при этом отвергаемым становится именно лидерство в классическом понимании. Тем не менее, представители подрастающего поколения хотят быть активными в медиапространстве, где каждый так или иначе является лидером. Таким образом, перспективным становится сетевое лидерство – лидерство как инновация, как способность достигать конкретных целей».
Продолжил тему доктор психологических наук, кандидат философских наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор РАН Тимофей Нестик : «Сетевое лидерство меняет парадигму: в условиях смешанной реальности и гиперподключенности мы наблюдаем, что лидерство гораздо реже становится персонифицированным. Происходит «взрыв авторства», когда каждый способен влиять на широкую аудиторию. Пару десятилетий назад лидером был человек, способный объединить группу, но сегодня эта группа может формироваться благодаря совместной реакции на определенное событие, поэтому кардинально меняется и горизонт планирования. В ходе исследования выяснилось, что среди молодых людей можно выделить два типа: стратеги, которые строят будущее, ориентируясь на свои силы, не ожидая многого от окружающих, и «просоциальные визионеры», которые рассчитывают на то, что смогут изменить будущее вместе с кем-то. Вводится понятие «коллективной самоэффективности», когда представители нового поколения объединяются, чтобы решать проблемы будущего совместно».
Тренер по развитию коммуникативных навыков, писатель, автор блога о книгах и чтении @read.onlyread Екатерина Чурахина рассказала о личном опыте лидерства: «С течением времени мое представление о лидерстве менялось от глобального до чего-то более локального – сейчас, прежде всего, я выбираю быть лидером своей жизни. В прошлом году я начала писать книгу про кризис тридцати лет, и провела большое исследование, чтобы рассказать не только свою историю, но и истории других людей. Так как важным моментом для современных лидеров является окружение, я выбрала путь краудфандинга, предполагающий, что все позитивные изменения я создаю не одна. Это говорит о том, что лидерство позволяет формировать сообщества: люди получают возможность стать частью проекта, объединиться с целью создания позитивной интенции».
Директор компании «ЕВМ Урал», эксперт федеральных образовательных программ Александр Ушаков отметил, что понятие лидерства за последние годы сильно изменилось: «Из стремления служить большой цели лидерство превратилось в некий прикладной инструмент решения собственных задач, с помощью которого каждый пытается найти личную ценность, и уже затем – сформировать сообщество тех, кто способен разделить эту ценность. При этом современным лидерам совсем необязательно быть “харизматичными” – они имеют совершенно разные личностные особенности. Наша задача сейчас – помочь молодым ребятам найти свое предназначение: в этом случае они автоматически станут лидерами и смогут вести за собой остальных. Таким образом, лидерство становится важной историей с позиции “мы вместе”».
Доктор филологических наук, медиапсихолог, профессор Воронежского государственного университета и руководитель научно-исследовательского проекта «Медиапсихология» Алла Шестерина : «Работая над своими проектами вместе со студентами, я выяснила, что более чем 80% из них тема лидерства кажется чрезвычайно важной. Это связано с трансформацией понятия: сегодня каждый человек понимает, что он является лидером в определенной сфере. Лидерство перестает быть прерогативой эксклюзивных личностей, а становится элементом самореализации. Современному молодому поколению важна не риторика, а конкретный результат, к которому ведет путь лидера».
VIDEO