Текст новости
Серию выступлений открыла генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «Фонд на протяжении 20 лет поддерживает музеи и работает с темой индустриального наследия. В попытке переосмыслить этот опыт в региональном масштабе мы провели большое исследование, связанное с культурным потенциалом регионов, в рамках которого постарались найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы культура стала одним из двигателей региональной экономики? В контексте креативной индустрии одним из ключевых факторов развития становится партнерский потенциал. В регионах сформированы предпосылки для формирования широкого партнерства с властью, бизнесом, другими сферами деятельности. Кроме того, новые возможности должны открываться благодаря глобальной цифровизации и активному применению современных технологий».
Заместитель генерального директора Политехнического музея Наталья Сергиевская: «Представляя общественности определенный культурный проект, посвященный сохранению наследия в традиционном формате, мы редко можем отразить все его составляющие, чтобы не всегда позволяет вовлечь разные типы аудиторий. Поэтому сегодня важно работать над комплексным подходом: цифровизируя музейную деятельность, мы получаем возможность работать со всеми аудиториями и при этом снижать стоимость офлайн-экспозиций. Кроме того, создание многослойного цифрового продукта, сохраняющего память об объекте, позволяет масштабировать культурный потенциал проекта».
Заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по IT, заведующий кафедрой IT в сфере культуры ФБИ НИУ ВШЭ Владимир Определёнов: «Методики сохранения культурного наследия – один из главных вопросов для специалистов, которые развивают IT-технологии в сфере культуры. Нам пора перестать воспринимать виртуальную реальность исключительно в качестве развлечения. Сегодня VR-технологии становятся эффективным инструментом сохранения культурного наследия, способным обеспечить людям мультимедийный доступ к истории. Направление виртуального туризма в ближайшем будущем будет активно развиваться, поэтому создание цифровых платформ для этого – одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день».
Куратор конференции «Я поведу тебя в музей: зачем и за чем: роль музеев, работающих с индустриальным наследием» Евгения Бабакаева: «Индустриальные пространства представляют большой интерес для молодежи. Но промышленность как глобальная отрасль им понятна не до конца, в отличие от людей старшего поколения. Так, одна из наших фундаментальных экскурсий в тульском Музее станка не пользовалась особым успехом, пока мы не переработали концепцию с помощью цифровых технологий. Проект стал более простым для понимания, и в то же время вовлекающим, интерес аудитории многократно возрос. Это в очередной раз доказывает, что цифровизация крайне важна для индустрии. Получая доступ к цифровым возможностям, мы формируем новые контекстные продукты».
Художественный руководитель Мастерских художественного проектирования Николай Селиванов: «Понятие "индустриальное наследие" состоит из множества контекстов и воспринимается разными людьми совершенно по-разному. Главное – дать людям возможность прикоснуться к культуре, чтобы сформировать свой собственный контекст. И, если к культурному наследию есть большой интерес со стороны общества, то индустриальность в этом плане – несправедливо забытая тема, о которой необходимо рассказывать. Максимальное количество памятников, исторически ценных вещей и старинных ландшафтов как раз и способны пробудить у людей нового поколения интерес к "индустриальному наследию"».
Руководитель проекта «Про.Форты. Кёнигсберг. Современные технологии в истории фортификации» Артур Сарниц: «Большинство затронутых войной городов превратились в руины, которые долго время никто не хотел восстанавливать. К ним относится и Калининград. Практически всю свою жизнь я мечтал побывать в бывшем Кенигсберге, и когда моя мечта осуществилась, я решил создать проект, который поможет представить, каким город был до войны. С помощью современных технологий мы воссоздали около 2 тыс. домов в максимальной детализации. Наша работа доказывает: соединяя цифровые технологии и историю, можно создавать замечательные индустриальные проекты».
Комиссар Уральской индустриальной Биеннале Алиса Прудникова: «Мы воспринимаем индустриальность не только как историческое наследие, но и как часть современной жизни, с которой нужно работать. Сегодня заводы и производства никуда не делись – они просто преобразовались с течением времени, поэтому рассказывать про них можно и нужно с помощью современных технологий. Например, в пандемию мы создали диджитал-проект "Ночь заводов", который аудитория восприняла с большим интересом. Формат индустриальной Биеннале дает нам огромное поле для экспериментов, а цифровизация помогает не только сохранить то, что остается после реализации, но и создавать совершенно новые технологичные проекты».
Директор Центра креативных индустрий «Фабрика» Ася Филиппова: «Креативные кластеры стали ответственными за реконструкцию и редевелопмент заброшенных и просто исторически ценных территорий. Мы оказались ответственными за сохранение зданий и атмосферы этих мест. Центр Творческих Индустрий "Фабрика" работает на платформе старейшего советского предприятия "Октябрь". Наше пространство преобразовано гораздо меньше, чем другие арт-кластеры: нам было важно сохранить эти "руины", наполнить их новым содержанием – для этого мы привлекаем современных художников. Сегодня мы переживаем переход от индустриального к постиндустриальному обществу, и наша задача – максимально сохранить историю с помощью цифровых технологий».
С 26 по 29 августа 2021 года в Москве проходила вторая «Российская креативная неделя» – одно из крупнейших мировых событий в сфере креативных индустрий с участием свыше 700 спикеров из России и зарубежных стран. Цель Форума – раскрыть потенциал креативных индустрий для экономической, социальной и культурной жизни страны и представить достижения лидеров индустрий в сфере креативной экономики.