Мы используем файлы cookie для информирования о своей деятельности, а также для иных целей, описанных в Политике конфиденциальности. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Интервью взято в рамках проекта «Приближая будущее», который реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
— Как ты прожила эти четыре месяца без театра или с театром? Как ты лично прожила эту травму разрыва связей, потери проектов, контактов, контрактов — все сжалось до возможности говорить в эфире, которой мы в общем-то пользуемся с тобой и сегодня.
— Наверное, я прожила это как большинство людей. Единственное отличие в том, что моя профессия не предполагает такое количество работы онлайн, как многие другие. Но ощущение, что ты в команде таких же пострадавших, сильно помогает, поэтому я не буду жаловаться. Да, я лишилась работы, я лишилась контрактов, но зато я эти четыре месяца провела со своими детьми. Они даже от меня устали, как сказала мне средняя дочь. Я в общем восполнила оптом то время, которого им недоставало в те моменты, когда я уезжала на гастроли или уходила по вечерам работать в театре. Но я все-таки надеюсь, что это ситуация временная, и что как-то мы ее переживем, может быть не очень быстро, а может быть и не так долго она будет продолжаться, и все вернется на круги своя: зрители придут в театр, перестанут бояться друг друга и все будет как прежде.
— Как прожил «Театр наций», в котором ты работаешь, эти месяцы? Я знаю, что вы с Женей Мироновым делали много онлайн-проектов и пытались и поддержать свою аудиторию, и сохранить эти связи между актерами и зрителями. Я знаю, Большой театр очень сильно расширил свою целевую аудиторию. Их показы «Спящей красавицы», всех спектаклей, которые были в фондах, смотрели миллионы людей. При этом мы знаем, что Бродвей закрыт, «Ла Скала» с сентября будет пускать зрителей, но всего третью или четвертую часть, чтобы сохранить возможность социальной дистанции. Переписываются партитуры, чтобы музыканты в оркестровой яме могли соблюдать эту самую дистанцию. Как ты видишь, что будет происходить с театром в ближайшие полгода?
— Если не будет какого-то сильного всплеска заражений, не нужно будет опять всем уходить в жесткий карантин, то, я думаю, государственные театры с помощью поддержки государства, наверное, это время переживут — это будет болезненно, но не смертельно. Да, это будет дистанция между зрителями, как в Германии, где у меня работает много друзей. У них сейчас правила такие: между артистами 1,5 метра. Если ты кричишь или громко говоришь, ты отходишь, и у тебя дистанция должна быть 3 метра. Все спектакли обязательно идут без антракта, не работает буфет, и зрители должны пораньше приходить в театр, чтобы при соблюдении дистанции успеть сесть на свои места. Еще совсем недавно артисты должны были быть тоже в масках, но теперь это в Германии отменили. Это, конечно, было очень смешно, что артисты играют в масках. Естественно, никаких пьес про любовь, поцелуи, прикосновения не будет, но как-то театр будет вот так вот выживать. И «Театр наций», по крайней мере сейчас, как-то чересчур оптимистично смотрит в будущее. В сентябре уже выпускаются, по-моему, три премьеры, которые не успели выпустить в конце того сезона.
— И одна из них «Горбачёв», да? Мы с тобой об этом тоже поговорим.
— Да, одна из них «Горбачёв». Но если государственным театрам полегче, то частным, независимым, наверное, совсем сложно, потому что они работают на самоокупаемости, а ни о какой самоокупаемости, даже если у тебя 50% проданных билетов, говорить не приходится.
— А что с маленькими театрами, с региональными? Я читала, что закрылся театр Николая Коляды, шекспировский «Глобус» в Англии кричал SOS, и очень интересно, что студенческое сообщество начало марафон по чтению пьес для того, чтобы собрать деньги на поддержку открытого шекспировского театра. Как выживать маленьким театрам, и может ли филантропия поддержать театральную сферу?
— Конечно, безусловно может. У фондов, спонсоров есть такая возможность. К сожалению, у нас еще так и не принят закон о меценатстве, сколько лет он висит и никак не принимается. Но тем не менее, в «Театре наций», например, очень большое количество премьер выходит благодаря спонсорам, благодаря людям, которым нравится проект, и они вкладываются в изготовление продукта, то есть вкладываются в премьеру. Что касается просто поддержки театра, тут, наверное, каждый будет выкручиваться в меру собственных сил, желания. Опять-таки, не все готовы ходить с протянутой рукой. Время покажет.
— Скажи, пожалуйста, ты для себя что-то вынесла из театрального опыта в онлайне? Я знаю, что вы читали пьесы, у вас проходили репетиции в онлайне. Что-то это дало тебе или, наоборот, это только опыт потери живого общения и контакта?
— Очень интересный вопрос, спасибо! И у меня нет какого-то однозначного ответа. Мы репетировали спектакль с Алвисом Херманисом и с Женей Мироновым, репетировали в Zoom, онлайн. И до какого-то момента это были достаточно продуктивные репетиции, когда мы работали с текстом, когда мы разбирали текст, когда мы его допридумывали, но в какой-то момент, конечно, театральная природа и само движение репетиций уже требует того, чтобы актер вставал на ноги. И если бы это была монопьеса, это можно было бы от начала до конца провести, но так как эта пьеса на двух актеров, то, в общем-то, в какой-то момент стало просто невозможно, потому что ты хочешь уже играть, но я даже не понимаю куда смотреть: то ли смотреть в камеру на партнера, то ли смотреть мне в экран на партнера. И вот это вот было достаточно мучительно, потому что все-таки природа коммуникаций в театре, природа актерского партнерства она — как теннисные шарики: ты отталкиваешься от партнера, друг от друга, от его реакции, от того, повел он бровью, не повел, улыбнулся, разозлился. И в этом смысле, в общем, для меня лично это была достаточно тупиковая ситуация. Мы поняли, что сейчас нам нужно остановиться и дождаться уже возможности репетировать вживую. Но это опыт, конечно же, интересный, и я бы хотела его в какой-то степени сама для себя развивать именно в том ракурсе, что это правда некая возможность общаться с аудиторией. Я не знаю, как вот ты это делаешь, лекции читаешь, да? Можно было бы сделать какой-то ресурс, где бы, я не знаю, в моно-варианте читать стихи, например, и потом эти стихи разбирать или делиться какими-то своими знаниями с аудиторией. По крайней мере, я думаю над этим форматом, так что, может быть, где-то там это откликнется в будущем.
— Образование столкнулось с тем, что невозможно впихнуть традиционный формат лекций в экран и сохранить внимание аудитории. Думаю, что вы в театре тоже, наверное, столкнулись с такой проблемой, потому что кино — это не театральная пьеса, которую запихнули внутрь экрана. Театр — это совершенно другой ритм, динамика, отношения с партнером и так далее.
— Да, и энергия! Энергия и партнера, которую ты чувствуешь, и зрительного зала. С театром без зрительного зала, без его дыхания, без этого обмена волшебного чем-то, я не знаю, что это такое, но это безусловно существует. Без этого всего, это, может быть, театр, конечно, тоже, но не настоящий, не аналоговый.
— Проживание, о котором ты говоришь, оно в партнерстве на сцене и со зрителем — мы проживаем вместе с вами какие- то очень важные эмоциональные куски спектакля, пьесы. Проект «Помоги врачам» — это тоже был пример потрясающего совместного проживания опыта врачей, которые столкнулись с Covid-19, и которые оказались где-то не готовы, не защищены, не знали, как им действовать. И с этим столкнулся одновременно весь мир, появилась просто новая литература или новая журналистика, мы все читали, не отрываясь, Евгения Пинелиса из нью-йоркского госпиталя, мы читали Бориса Теплых из Московского центра хирургии имени Вишневского, Алексея Света из Первой градской больницы, Дениса Проценко из Коммунарки. И это было сопереживание и ощущение вовлеченности в проживание этой травмы — страха заболеть, страха смерти, страха за близких. Расскажи про проект «Помоги врачам». Как он появился и его восприняли?
— Мы все это читали, но параллельно жили достаточно спокойно — хоть и в изоляции, но наши семьи, дети были здоровы. И у меня лично накапливалось страшное чувство вины перед этими людьми, потому что эти люди правда были на передовой и боролись за меня, за моих детей, за всех остальных людей, и было очевидно, что ни государство, ни общество не помогают им в должной мере и не благодарят их в должной мере. Причем в большей степени даже со стороны общества — я читала некоторые комментарии в духе «ты же выбрал такую профессию…».
— То есть многие люди воспринимали это как должное...
— Да, как должное. Но врачи не просто исполняли свой долг, они были гораздо смелее. И на самом деле и я, и все люди моего круга страшно благодарны им за это. Не только за то, что они рисковали своими жизнями, но и за то, что они говорили об этом так громко. Мы знаем, какие были последствия для некоторых врачей, которые позволяли себе говорить о проблеме. И это все лично меня разрывало на части, и я не знала, как я могу выразить этим людям свою благодарность и как я могу им помочь. И тогда появился этот проект. Его начал питерский театр БДТ, Андрей Могучий со своими артистами. Потом его подхватили другие театры.
— Актеры стали голосом врачей, потому что врачи вынуждены быть безымянными. Они были в этот момент в процессе, они помогали больным. И вы стали их публичным голосом, правильно?
— Безусловно. Мы стали громче об этом говорить, и больше людей об этом узнало. То, что придумал Андрей Могучий, это очень талантливое проявление, собственно вот этой самой филантропии, благотворительности, именно талантливое переосмысление и очень яркое высказывание, которое имело вот такой резонанс в итоге.
— И это помогло собирать деньги для врачей там, где было нужно, в какой-то момент, когда в самом начале эпидемии было недостаточно костюмов, масок и так далее. Правильно?
— Да, была конкретная помощь. Вообще для меня всегда врачи — всегда герои, потому что я связана с фондом «Подари жизнь» и связана с этими уникальными врачами, которые лечат детей от рака. Но когда я начала читать реакцию врачей на то, что какие-то артисты известные или неизвестные так их поддержали, я подумала: боже мой, как же мы их недооцениваем. У них была почти детская реакция, такая благодарность за это. Мы сейчас вошли в такую точку нашей истории, где они самые главные герои, и их нужно сохранить, их нужно уберечь и им нужно быть благодарными. Этот проект, я думаю, хоть чуть-чуть нас сдвинул в сторону улучшения этой ситуации.
— Ты играла в «Трех товарищах». И с этим проектом я вспомнила про Ремарка и про «На Западном фронте без перемен» — это ведь тоже определенная хроника куска жизни поколения. И этот проект про врачей — тоже хроника значимого этапа жизни нашего с тобой поколения. Это проект останется ситуативным или у него возможно какое-то развитие? Останется ли этот эмоциональный след пандемии в театральных решениях? Как ты думаешь?
— Мне кажется, останется. И я уже вижу, как это переформатируется в некие художественные высказывания, может быть, появятся пьесы, фильмы. Не может быть, а точно — спектакли. Я думаю, что это тяжелое время обратило, как ни странно, людей искусства, особенно театра и кино, которые не очень любили прикасаться к социальной тематике, старались обходить ее стороной. Они туда нырнули благодаря этой тяжелой ситуации. И я думаю, что дальше будет только развитие.
— А много актеров приняло участие в этом проекте? И кто это? Это молодые артисты или, наоборот, более старшее поколение?
— Это неважно. Очень многие — и старшее поколение, и молодые артисты. Практически все труппы всех театров. Это был такой марафон с огромной редакторской работой. Это делалось через фонд «Живой» и еще через какие-то фонды. Это была огромная работа большого количества людей. Артисты оказались на вершине этого айсберга, они стали начинкой фондов, которые поняли, что они не могут оставить врачей без защиты и без помощи.
— Ты сказала о героях, о том, что врачи в определенной степени стали новыми ролевыми моделями. В этом году у нас вдруг появилось новое ощущение героизма. Настоящего, непубличного, не пиаровского геройства — истинного и честного. Ты сыграла в новом фильме Лизу Глинку, доктора Лизу, и это действительно образ врача-героя, которого мы знали много лет, которая ушла от нас трагически четыре года назад. Расскажи об этой роли, что она для тебя значила?
— С моей стороны было очень рискованно согласиться на эту роль. Я очень долго сомневалась, справлюсь ли, нужно ли именно мне, человеку, который варится в благотворительности, браться за это. Но в итоге моя сплоченность с режиссером, с автором сценария, с продюсером помогли. Я видела, как все готовы слышать, слушать, работать на улучшение сценария, чтобы это был не очередной панегирик, а чтобы это было на самом деле кино, чтобы это было кинематографическое высказывание. И, когда я уже втянулась, когда мне было уже азартно, я поняла: «О да, я хочу это попробовать сыграть сама. Я хочу попробовать сыграть Лизу, не как отдельную личность, хотя и это было тоже безусловно, а как воплощение такого типа личности, который не может пройти мимо». Есть такие люди, которые не могут пройти мимо.
— Ты сама тот человек, который не может пройти мимо?
— Слушай, когда я вижу бездомного, я не ложусь сразу рядом его обнимать и выспрашивать. Все-таки у Лизы это было совсем что-то невероятное. Для нее буквально каждый человек был брат. Она видела за фасадом, за устрашающей маской либо трагедию, либо боль. Она видела человека. Это, конечно, избавило меня от многих страхов, которые были мне присущи до того, как я начала готовиться к этой роли. Потому что, готовясь к ней, я пересмотрела огромное количество интервью, документальных фильмов, которые были сняты о Лизе, и попыталась понять ее, как так жить, чтобы правда понимать, что ты находишься в ощущении собственной миссии. У нее было это ощущение собственной миссии. Она точно знала, что если она сейчас не повернет голову и не протянет руку, этого не сделает никто. Вот это она знала точно. Вот этот ее характер, ее невероятная азартность, какая-то игривость, какая-то легкость очень мне лично помогли.
— А страшно играть человека, которого ты знала?
— Очень. Но я сразу сказала, что я сразу прошу прощения у людей, которые знают Лизу близко. У нас у каждого была своя Лиза. У меня была своя Лиза. У человека, который с ней близко дружил, была своя Лиза, поэтому здесь мне хотелось не только создать образ человека, но и сподвигнуть зрителя к пониманию, что вообще помочь другому — это очень круто, что это приносит тебе такое наслаждение, такое счастье, и это намного легче, чем мы думаем. И это — смелость, а мне кажется, нам всем хочется почувствовать себя смелыми. А эта смелость — не затратна, она не требует от тебя разрешения вопросов жизни и смерти. Это какая-то другая смелость. Вот если это получилось, то я буду довольна результатом этой картины. Но это могут сказать только зрители.
— «Ночлежка» наконец смогла начать открываться в Москве. Не прошло всего и пары лет, как удалось пробить какую-то стену равнодушия и найти очень много поддержки, людей, которые готовы помогать «Ночлежке».
— Ну да, это все постепенно, это все такая образовательная работа. Я не знаю, помнишь ты или нет, какие были митинги против строительства детского хосписа «Дом с маяком».
— А теперь кажется, что наступила совершенно новая этика или новая норма. Кажется, что совершенно невозможно быть против строительства детского хосписа. Сейчас такая же стена пробьется, я верю в это, и с бездомными людьми, и с ПНИ, и с интернатами, то, чем Нюта Федермессер занимается сейчас. Но у меня к тебе вопрос еще про одну роль и еще про одного героя — про Раису Горбачеву. Ты играешь ее в спектакле «Горбачёв», премьера будет осенью. И я, если честно, была потрясена тем, что фактически Раиса Максимовна, которая занималась проблемой болезней крови у детей, фактически с фондом «Подари жизнь» передала тебе эстафету.
— В общем, да, хотя и ко мне это открытие пришло не сразу. Я пришла в фонд совершенно не понимая, как эти уникальные врачи появились именно в нашей стране, откуда они такие взялись. И только потом постепенно стало понятно, что это те врачи, которые учились благодаря усилиям, вложениям, договоренностям Раисы Максимовны Горбачевой и Михаила Сергеевича. И эта роль, конечно, очень непростая. Потому что это театр, потому что эта пара до сих пор вызывает в России огромное количество споров и вопросов, и негативная составляющая, к сожалению, скорее превалирует. Но мне бы хотелось этим спектаклем изменить эту ситуацию немножко.
— Ты помнишь ее? Когда она умерла, тебе было 25 лет, по-моему. Помнишь, что и когда она помогала врачам и когда она создавала фонд, к ней все равно было очень непростое отношение. У меня вообще такое ощущение, что в России, чтобы менять мир и делать добро, нужно нести на себе вериги, и если ты эти вериги не несешь, то по-настоящему не получится: и у Лизы так было, и у фонда «Подари жизнь», и у тебя, и у Раисы Максимовны. Не кажется тебе так?
— Если анализировать, здесь нехватка информации. Я все-таки верю, что люди намного тоньше, культурнее и открытее. И если бы они точно знали, сколько Раиса Максимовна тратит, как она болеет за каждого ребенка, как она радуется выздоровлению каждого ребенка, как она по-настоящему это принимает. Если бы они точно знали, что это не для собирания очков. Ее презентабельность на международной арене и внутри страны, ее изящество — это все в плюс нашей родине. Если бы все это знали, мне кажется, не было бы такой агрессии. У многих людей какое-то свое видение картины, они видят свою ситуацию, и по собственным крохотным знаниям складывают некую картину, в которой очень удобно все укладывается. Самая удобно уложенная мотивация может быть такой: «А, да, конечно, этот человек, эта женщина, все делает ради пиара». Так уходит и стирается подлинное желание, стремление того или иного человека на самом деле изменить мир. Мне кажется, что со временем это будет только все хуже и хуже, потому что уже сейчас непонятно, где правда, где ложь. И усилиями средств массовой информации и за счет того, что дальше эту информацию можно перевирать в социальных сетях, это уже все превратилось в такое мутное болото.
— А вы с Алвисом Херманисом и Женей Мироновым разговаривали с Горбачевым? Обсуждали пьесу? И было ли что-то, что стало для тебя значимым в твоем прочтении этой роли?
— Я люблю Михаила Сергеевича. Я с ним, громко сказать, дружу. И я люблю его совершенно неадекватно. Я очень ему благодарна за свое подростковое становление, за те свободы, которые были подарены мне тогда в подростковом возрасте. Мы, конечно же, общались. Он не читал пьесы, он не знает, о чем спектакль. Для меня было открытие — Раиса Максимовна, потому что вот ее я как раз и не знала. Я знала, что ее не любили никогда. Но серьезно я не погружалась. И на самом деле не очень много материалов, к сожалению. К сожалению, потому что она была очень скромна и нигде себя не выпячивала.
— Вопреки нашим стереотипам о ней.
— И даже в ее книгах у нее всегда роль где-то в тени. А на самом деле это не совсем так — те общественные инициативы, которые она привнесла в страну, — это огромная работа: и фонд искусств, и запрещенную литературу, и международные протоколы лечения наших детей, которые болели раком. И вот эта сторона жизни Раисы Максимовны, она меня абсолютно потрясла, конечно. То есть такая нежная, милая женщина перелопатила и, в общем-то, перевернула сознание и мое в том числе, тогда еще подростка.
— И удивительное ощущение любви, которое от этой пары исходило, не принятое в такой маскулинной культуре нашей страны, демонстрация того, как муж любит свою жену — открыто, ясно и абсолютно честно и искренне.
— Не боясь, вернее презирая, не обращая внимания, смаргивая на все вот эти недовольства, даже очень приближенных людей, если почитать воспоминания. Очень приближенных людей, включая охранников. Это у всех вызывало какое-то страшное раздражение и недоумение. Как так можно так прислушиваться к жене, держать ее за руку и вообще. На что они отвечали: «У нас так было принято, и собственно мы так и жили». Это, конечно, да, очень о многом говорит.
— Давай перейдем к теме, к которой нас Раиса Максимовна и твоя роль в этом спектакле естественным образом подводит. Как ваш фонд «Подари жизнь» пережил кризис. Сказалось ли это как-то на доходах? И вообще, что происходит со сферой благотворительности сегодня?
— Я ведь могу сказать, что ты входишь в правление фонда «Подари жизнь»?
— Ты должна сказать, что ты за руку ввела меня в этот мир.
— Чему я ужасно рада и счастлива. Безусловно, там грядут не очень простые времена, потому что мы являемся частным фондом, у нас нет одного серьезного богатого донора. Вся наша политика, вся наша философия основана на том, что в России живет огромное количество неравнодушных людей, которые не могут себе позволить, чтобы дети умирали лишь оттого, что у их родителей не хватает денег. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что огромное количество этих неравнодушных людей потеряли работу и сами оказываются на грани выживания, что, безусловно, создаст какие-то проблемы. Но с другой стороны, я очень надеюсь, что большой бизнес, понимая, в какой ситуации находится фонд «Подари жизнь», нас не бросит. Может быть, он будет помогать нам, по крайней мере сейчас, пока экономика более или менее не встанет на ноги, и те люди, которые были нашими донорами, не смогут зарабатывать. Я очень на это надеюсь. Нужно понимать и помнить, что те люди, которые и так оказались в сложнейшей ситуации, когда заболевает ребенок, теперь еще больше нуждаются в поддержке и помощи.
— Я знаю, что многие доноры и в «Подари жизнь», и в других фондах, свои взносы даже увеличили. Тот же фонд Потанина, в проекте которого мы сегодня с тобой участвуем, удвоил объем грантов, группа «Альфа» в первые дни пандемии, по-моему, миллиард рублей выделила на поддержку некоммерческих организаций, которые помогают врачам, и на поддержку филантропии и благотворительности. Сергей Гуриев, который в таком же диалоге участвовал, опасался, что фонды сейчас будут испытывать недостаток ресурсов. И такая ситуация возможна, если ухудшение экономики будет длительным. Но мы с тобой наблюдали в кризисе, по-моему, 2014 года…
— 2008-го...
— Да, 2008 года. Эмпатия и эмоциональный отклик выше, и люди стремятся помогать больше, и это влияние, как минимум, не дает фондам упасть и сжаться. Будем надеяться, что и в этот раз это будет так же.
— Ну и вообще понимание того, как себя некоммерческий сектор повел во время пандемии, когда государство еще не успевало сориентироваться и достаточно тяжело и вязко реагировало на ту или иную потребность. Конечно, видно было на этом фоне, как благотворительные фонды намного быстрее, эффективнее делали шаги помощи.
— Вот нас с тобой слушатели спрашивают: как в этой ситуации выживать маленьким фондам? Есть ли у тебя какие-то советы, как держаться?
— Работать с удвоенной силой. Просто понимать, что мы бежали с одной скоростью, а сейчас надо какое-то время бежать с другой скоростью. Когда стало понятно, что все рухнуло и что впереди большая экономическая рецессия, я очень испугалась, но подумала, что окей, опускать руки — это самое легкое сейчас, все свернуть и сказать: больше нет фонда «Подари жизнь», потому что у нас нет больше денег, и возможностей. А потом я подумала, что это, наверное, прекрасный шанс начать заново. Не думать о том, что «о, мы такой большой фонд с такой серьезной историей», а понять, что сейчас мы находимся в ситуации, в которой никогда раньше не были. Это белый лист, на котором мы будем писать заново. Мы можем превратить это в какое-то азартное путешествие. Справимся, надеюсь, что справимся. Будем делать ошибки? Безусловно, будем делать ошибки, но будем двигаться вперед. Главное ставить себе вполне конкретную цель, что свет в конце тоннеля будет.
— Задам тебе сложный вопрос, который тоже пришел от наших слушателей. Сложный и чувствительный. А «Подари жизнь» для тебя это навсегда или ты думаешь, что ты в какой-то момент можешь уйти от активного участия в фонде? И если да, то что тогда должно быть с фондом? Каким он должен стать, чтобы ты себе сказала: я могу делать не эту работу души, а какую-то другую и стартовать другой проект?
— Я думаю, что для всех нас «Подари жизнь» — это уже навсегда. Я безусловно верю, что «Подари жизнь» так наладит систему, что она будет работать как самые дорогие швейцарские часы, и уже неважно будет, кто там крутится в этом колесике, Чулпан Хаматова или кто-то другой. Но в смысле судьбоносном, душевном — да, это навсегда. Я очень хочу, чтобы как можно больше молодежи включалось в это русло под названием «Подари жизнь». И прикладываю огромное количество сил, привлекая их. Вообще мне кажется, у нас такая чудесная молодежь, вот эти все наглые, хамоватые зумеры — это просто невероятный потенциал, и для благотворительности тоже. Это смелые, рисковые, циничные в чем-то люди, поэтому мне бы хотелось, чтобы их было как можно больше внутри фонда: среди сотрудников, среди волонтеров.
— Я объясню, откуда появился этот вопрос. Нас с тобою спрашивают: а есть ли какие-то еще темы благотворительности, которые трогают тебя так же сильно, как онкогематология или вопросы онкологии? Твою энергию и твое умение не видеть препятствий можно было бы использовать и для развития каких-то других направлений. Вот откуда вопрос: навсегда ли ты с «Подари жизнью» или ты видишь возможность стартовать еще что-то?
— Пока у меня нет ресурса стартовать. Именно стартовать, то есть взять на себя ответственность полностью. Но это не значит, что я не помогаю другим фондам. Я с радостью всегда трачу время на другие фонды, я помогаю деньгами, я подписана на несколько фондов — для меня это принципиальная позиция. Что такое благотворительная помощь? Это несогласие с ошибочным устройством этого мироздания, с таким мироустройством, которое тебе не нравится. Я не согласна, чтобы старики гнили одни в интернатах в одиночестве. Я не согласна, чтобы ПНИ подростков превращали в овощи. Я не согласна, чтобы собаки погибали от голода. Я не согласна, чтобы было домашнее насилие. Я не хочу жить в таком мире, который мне не нравится. Вот это свое несогласие я экстраполирую в помощь тем фондам, которым я помогаю. Я очень благодарна этим фондам, потому что они снимают с меня ответственность, и я могу спать спокойно со своим несогласием. Я знаю, что мир не совсем правильно устроен, но вот эти фонды они за меня решают эти проблемы, поэтому я с радостью успокаиваю свою совесть и выплачиваю ежемесячные пожертвования. А что касается «Подари жизнь», то пока объемы работы такие, что у меня нет этих ресурсов — человеческих, внутренних.
— Таких несогласных много, и вот недавно другой фонд — «Выход» с Дуней Смирновой — праздновал маленькую победу. Они шесть лет работали вместе с Минздравом над изменением клинических рекомендаций для лечения детей с аутизмом. И им удалось изменить и осовременить вместе с медиками подходы к медикаментозному лечению аутизма, которые в общем очень сильно изменят перспективу развития детей с проблемой аутистического спектра. Такая незаметная, очень маленькая, но очень большая победа, когда фонд год за годом настойчиво бьется в одну и ту же дверь, а в конце концов эта дверь открывается и вместе с государством в том числе получается сделать правильные вещи. Но скажи, как не выгореть в этом постоянном стуке лбом в дверь?
— Безусловно, должны работать очень внимательные, профессиональные люди внутри команд, особенно из таких областей, которые так чутко, хрупко, эмоционально устроены, как наша, например. Это дети, которые болеют раком. Уже само по себе достаточно зашкаливает по эмоциональному восприятию любого взрослого человека. Люди внутри команды должны бережно-бережно относиться друг к другу, и тем более руководство. И наверное, чтобы не испытывать выгорания, мой совет, рецепт — это просто понимать, что ожидание результата и создает быстро почву для этого выгорания. Когда ты внутри движения, ты бьешься головой об стену — вот и наслаждайся этим внутри этого движения. Мы когда-то с Диной Корзун много лет назад просто никак не понимали, почему же это нам дали в руки чайные ложечки и сказали: вот теперь давайте откопайте под 1000 километрами внизу золотую жилу, и нефть еще там у нас течет. Но ложки-то при этом чайные. Но в какой-то момент ты понимаешь, что пока ты роешь этой чайной ложечкой, меняешь законы по четыре, по пять лет, ищешь одну лазейку, другую, происходят микроскопические изменения, которые в итоге создают совсем другую пульсацию. И она рушит стену и превращается в результат, который виден уже всем. Но на моей практике не было так, чтобы прямо раз — и все получилось.
— Сталкивалась ли ты с ситуацией, когда фонд был близок к закрытию по тем или иным причинам?
— Нам никогда не приходила в голову такая идея. К счастью нет, у нас не было таких ситуаций и, надеюсь, их не будет, потому что страшно себе представить, какое огромное количество людей окажется без помощи. Потому что фонд «Подари жизнь» все-таки тащит на себе большой кусок, который больше сделать некому.
— Сейчас фонд не может общаться вживую со своими подопечными. Это сложно? Я знаю, что ты записывала недавно, в день памяти ушедших детей, ты записывала обращение к родителям виртуально, хотя раньше это всегда был живой разговор и живое общение, да?
— Да, это сложно. Наши дети и так лишены общения, они и так оторваны, они и так закрыты в больнице или в боксе. Но я знаю, что волонтеры стараются сделать все возможное и невозможное, переводя все в онлайн — обучение и игры, какие-то образовательные программы. Но хочется, чтобы поскорее это все прошло, чтобы и клоуны, и волонтеры смогли прийти общаться вживую — это то, чего так не хватает нашим детям. Что касается Дня памяти, у нас была идея сделать это онлайн. Но обычно День памяти — это когда встречаются родители и друзья тех детей, которых не удалось спасти, которые ушли от нас. И это очень важный день для всех: для фонда и для родителей, потому что родители не одни, и мы тоже не одни с этими потерями. Это возможность обняться и даже поплакать вместе, она, как ни странно, очень облегчает душу и высвобождает там место, чтобы двигаться дальше. И делать эту встречу онлайн нам в итоге показалось совершенно бесполезно, потому что нет ничего прекраснее, когда мы собираемся вместе и когда у нас есть возможность такого настоящего прикосновения. Если кого-то хочется жалеть или погладить, то сделать это можно тактильно и по-настоящему. Собственно, что всегда и происходит, поэтому мы обязательно встретимся, как только такая возможность появится.
— Не сталкивалась ли ты с тем, что люди, которые долго работают в благотворительных фондах, начинают сами становиться черствыми? Такой госпитальный синдром, в определенном смысле.
— Я думаю, профдеформация присутствует, конечно же. Здесь главное, наверное, иметь свой внутренний камертон, и чтобы был кто-то со стороны, кто бы вовремя дал по голове и как-то по щекам отхлестал и сказал: эй, вы куда, мы что-то потеряли! А так, безусловно, это, конечно, есть и это даже довольно серьезная опасность.
— Если бы ты вдруг стала министром, неважно каким — социальным, здравоохранения, большим-большим начальником в этой области, какие первые три решения ты приняла бы в этой сфере?
— Смотря в какой.
— Социальной, здравоохранения... вот весь этот блок, с которым тебе приходится взаимодействовать со стороны фонда сейчас. Нет, мы не про культуру сейчас.
— Ты знаешь, мне даже страшно себе представить, потому что я как раз, при том что я все время ратую за систему, все время говорю про какие-то долгосрочные перспективы, планы, системную помощь, но сама по себе я все время скатываюсь в адресную помощь. Для меня конкретный ребенок, конкретная мама, конкретная семья вдруг становятся намного важнее, чем строительство этой системной помощи. Я с одной стороны себя за это ругаю, а с другой стороны я понимаю, что я ничего не могу сделать. Что если можно сделать все возможное, чтобы помочь конкретному ребенку и конкретной семье, я буду делать все возможное, поэтому меня вмонтировать внутрь мегабольшой системы — это очень опасная штука. Я могу разрушить все, что и так не очень хорошо работает. Ну, конечно, с чего бы я хотела начать: чтобы в нашей стране в принципе не было ПНИ, не было бы детских домов как факта и, конечно же, обеспечить доступность всех новейших технологий и новейших лекарств всем слоям населения, вне зависимости от того, беден ты или богат.
— Есть несколько личных вопросов, которые пришли к нам сегодня в чат. Скажи, все что с тобой происходит в жизни, это ты творишь сама, своими руками или это происходит само собой?
— Я думаю, что где-то половина на половину. Я думаю, это некая такая гармония логики, интуиции и случайностей.
— Если бы у тебя была одна минута, чтобы обратиться к самой себе в 2000 году, что бы ты сказала Чулпан в 2000 году, 20 лет назад.
— В 2000 году я бы сказала, наверное, дерзай и ничего не бойся. Наслаждайся, старайся упихнуть в сутки не 24 часа, а 124 часа.
— Твоя роль мечты?
— Нет, у меня нет такой роли. Сейчас у меня такая роль-мечта, я все время ее примеряю, как я буду выглядеть бабушкой, интересно очень.
— Как интересно! На бабушку ты точно пока не похожа. Рецепт от Чулпан: как не опускать руки, когда сложно, когда тупик, когда кризис, когда нужно перезапускать себя и свои бизнесы, свои проекты? Как не опускать руки, как сохранить это ощущение старта?
— Выдохнуть. Прямо глубоко выдохнуть. И сказать: как здорово, что впереди такое количество испытаний! Такое количество испытаний говорит о том, что ты можешь совершить огромное количество ошибок. Огромное количество ошибок говорит о том, что ты все еще молод. И все еще впереди. И пока ты не боишься этих ошибок, не боишься делать неверные шаги, а просто идешь — ты жив, потому что ты идешь, ты двигаешься, ты пульсируешь, ты живешь и ты молод. Надо воспринимать это все как путешествие. Впереди открытый океан, там будет сильно штормить, а у тебя маленькая лодочка, но ты проплывешь.
— Спасибо тебе большое за этот рецепт! У нас с тобой есть возможность обратиться к слушателям и призвать их к тому, чтобы они поддержали благотворительность и поддержали фонды. Давай воспользуемся этим.
— Да, я бы хотела, дорогие зрители, сказать, что кроме вас, Светы и меня, и опять вас, вас и вас никто ничего за нас не сделает. Вернее сделает, но, может быть, не сразу. Может быть, не быстро. Но пока вот это не быстро и не сразу тянется, людям, которые оказались в беде, очень нужна помощь. Здесь и сейчас. И не думайте, что если вы пройдете мимо чужой боли, вас потом это никогда не коснется. Это так не работает. И не думайте, что если вы пройдете мимо, то другой остановится и сделает это вместо вас. Это так тоже не работает. Каждый должен, каждый, вот буквально, должен остановиться и понять: что я могу изменить, как я могу изменить ситуацию. И даже если вы поучаствуете 10 рублями, 100 рублями, временем своим, если вы будете донором крови, вы на самом деле будете менять этот мир. Прямо вот по-настоящему, очень серьезно, по-настоящему, будете менять этот мир. Я в этом абсолютно убеждена и видела много-много раз. Из такого скопления этих маленьких поступков, маленьких шагов, маленьких энергий и складывается ощутимая большая помощь, которая превращается в чьи-то жизни, на самом деле, в чьи-то подаренные жизни. Подаренные дома, если мы говорим про семьи, про детей, которые живут в детских домах. В общем, помогайте. Не считайте, что кто-то это сделает, кроме нас. И, конечно, я была бы счастлива, если бы вы помогли фонду «Подари жизнь» прямо сейчас. Прямо сейчас, не откладывая, зашли к нам на сайт и посмотрели, какие есть формы помощи у нашего фонда. У нас их много. Спасибо, Света, большое! Я очень хотела тоже, конечно, тебя интервьюировать.
— Это будет наш следующий диалог. Я хочу поддержать Чулпан: присоединяйтесь к нам! Поверьте, что филантропии вы нужны не только с вашими деньгами, но с вашим временем, вашими знаниями, вашими профессиональными навыками, вашими эмоциями и чувствами. Но есть и еще одна очень важная вещь. Филантропия не только забирает, она еще и дает. Она дает одну очень важную штуку: ощущение правильности прожитой своей собственной жизни. И это то огромное чувство, светлое теплое и большое, от которого мы все, наверное, и подпитываемся, находясь в этой индустрии.
Фонд внес изменения в конкурсный график и продлил прием заявок
Интервью снято в рамках совместного проекта РБК и Фонда Потанина «Не про деньги»
Программа, ориентированная на лидеров филантропии, реализуется Фондом Потанина и Европейским центром фондов
Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина
В график конкурса на участие в семинарах Школы музейного лидерства внесены изменения
Интервью с генеральным директором Фонда Потанина по итогам года
Фонд Потанина запускает новый электронный ресурс о музейном волонтерстве
Почему культура — единственный способ оставаться людьми, как государство должно поддерживать искусство и зачем помогать молодым
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Исследование состояло из экспертных интервью, изучения кейсов конкретных НКО и массового опроса, в котором приняли участие 290 руководителей НКО (88% - регионы, 12% - Москва)
Представлены результаты исследования перспектив развития российской магистратуры
Диалог Александра Аузана и Елизаветы Осетинской — продолжение совместного с The Bell проекта «Приближая будущее»
Фонд подвел итоги финального, восьмого цикла конкурса
Конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
Заявки принимаются до 18 января 2021
Центр развития филантропии открывает новое направление работы – издательскую деятельность
Состоялась церемония награждения победителей конкурса профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры
Мы рады объявить о новых мерах поддержки грантополучателей в связи с продолжающейся пандемией коронавируса
Аналитика по итогам круглого стола, состоявшегося в Общественной палате РФ
В конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» победило 57 человек
Экспертный совет определил 33 победителя из 23 регионов: 15 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 18 в номинации «Музей. Культура. Новая форма»
Фонд откладывает публикацию итогов конкурса
В его фокусе – тема инвестиционной привлекательности социальных инициатив, а также тенденции в формировании финансовых стратегий эндаументов.
Программа дня была посвящена теме развития целевых капиталов в социальной сфере, а также вопросам построения долгосрочных стратегий в нестабильном мире
В его фокусе – роль целевых капиталов в развитии культуры и искусства, поиск новых условий для междисциплинарных партнерств, а также специфика фандрайзинга и построения взаимоотношений с донорами
Комментарий генерального директора Фонда Оксаны Орачевой
Он был посвящен теме вовлечения студентов и выпускников в работу фондов целевого капитала университетов
Фонд и Московская школа управления СКОЛКОВО при поддержке Министерства экономического развития РФ объявляют о старте IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство Соучастия»
Новый портал готов к приему заявок на стипендиальный конкурс
Интервью Инди Джохара и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Определены 14 победителей
Экспертный совет конкурса определил 9 организаций-победителей из разных регионов страны
В Благосфере представлены результаты исследований социального проектирования в спорте
В интервью ТАСС генеральный директор фонда Оксана Орачева рассказывает, почему мы обратились к спорту, и в чем его роль в общественной жизни
Заявки принимаются до 23 декабря 2020 года
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» представила свой кейс перед участниками конференции EFMD
Конкурс «Общее дело» продлен на два дополнительных конкурсных цикла
Генеральный директор Фонда Потанина на конференции Форума Доноров объявила о продлении антикризисной поддержки некоммерческих организаций
«Практики личной филантропии и альтруизма» направлены на поддержку личных инициатив по распространению лучших благотворительных практик в разных городах страны
В Общественной палате Российской Федерации обсудили действия НКО и волонтеров в условиях второй волны COVID-19
Конференцию проводят Университет Лобачевского в партнерстве с Фондом с 15 по 27 октября 2020 года
«Школа музейного лидерства» – это серия образовательных мероприятий, ориентированных на развитие межсекторного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры
Ими стали восемь некоммерческих организаций из Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга
Конкурс на получение именной стипендии – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
Интервью Зельфиры Трегуловой и Елизаветы Осетинской в рамках проекта «Приближая будущее»
2 октября Фонд открывает новый сезон Программы, направленной на системную поддержку студентов и преподавателей магистратуры
Конференция организована журналом «Эксперт-Урал» и аналитическим центром «Эксперт»
Форум был посвящен роли межотраслевого сотрудничества в достижении целей устойчивого развития
Открыт прием заявок на V межрегиональный конкурс профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Оно посвящено изучению происходящих изменений в российской магистратуре в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19
Интервью Гейл Лорд и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Объявлены победители второго цикла конкурса «Школа филантропии» в номинациях открытого конкурса и конкурса по приглашению.
В серии дайджестов собраны тренды волонтерской деятельности в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19, описаны успешные кейсы и практические рекомендации
Мероприятие состоялось 4 сентября 2020 года на площадке пресс-центра ТАСС и объединило ведущих российских и международных экспертов в сфере образования
Данные рейтинга позволяют судить о состоянии социальной и академической среды университетов
Благодаря поддержке Фонда Потанина Центр «Культурный город» в Новосибирске развивает новое направление работы
Петербургский цирк нашел источник дополнительного финансирования своих социальных проектов благодаря победе в конкурсе «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Ими стали 5 региональных некоммерческих организаций
Мы продолжаем рассказывать о победителях конкурса «Общее дело»
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Они пройдут обучение по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета
Фонд Потанина подвел итоги июльского цикла
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Поправки в федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» приняты в Госдуме в третьем чтении
Экспертный совет конкурса определил 19 победителей: 7 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 12 в номинации «Музеи. Культура. Новая форма»
Проект реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
Пандемия внесла свои коррективы в расписание и планы: впервые программа Фонда прошла в онлайн-формате
Генеральный директора фонда Оксана Орачева дала интервью журналу «Театрал»
Руководство было подготовлено Всемирной ассоциацией поддержки грантодающих организаций (WINGS), переведено на русский язык по заказу Центра
16 организаций получат гранты по программе «Музей без границ»
Как мы реагируем на продление ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса
Фонд Потанина подводит итоги второго цикла конкурса «Общее дело», цель которого – оказать оперативную поддержку НКО и учреждениям культуры, столкнувшимся с серьезными трудностями из-за коронавируса
В форуме приняли участие представители 9 стран: России, Греции, Германии, Великобритании, Канады, США, Латвии, Франции, а также Австралии
В рамках очередного дня форума эксперты обсудили роль музея как драйвера устойчивого развития среды, особенности взаимодействия музеев и медиа в изменившихся условиях, а также рассмотрели арт-терапевтические программы
Второй день форума был посвящен глобальным вызовам 2020 года и адаптации к ним сферы культуры, процессам цифровизации, охватившим различные направления деятельности музеев
Учредитель фонда Владимир Потанин дал интервью газете «Коммерсант»
В этом году форум «Музейный гид» проходит с 26 по 29 мая в цифровом формате
Конференция стала возможна благодаря совместной работе грантополучателей Фонда Потанина: Екатерине Кургановой и Лилии Леоновой
22 мая прошла онлайн-встреча выпускников и студентов Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ)
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» заняла третье место в конкурсе EFMD Excellence in Practice в специальной номинации «Развитие экосистемы»
Фонд Потанина, фонд «Старость в радость» и музейно-творческий кластер «Коломенский Посад» объединились для участия в акции #ЩедрыйВторникСейчас
Подведены итоги первого цикла конкурса «Общее дело», направленного на оперативную поддержку некоммерческого сектора и культурной сферы в преодолении текущего кризиса
Экспертный совет определил 15 победителей второго конкурса «Музейный волонтер»
Внимание! В конкурсе «Музей 4.0» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»
В развитие масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке НКО в период нестабильности Фонд запускает новый грантовый конкурс
Ведущие представители некоммерческого сектора обсудили, как НКО реагируют на пандемию и какие профессиональные инструменты сыграют роль в успешном прохождении кризиса
Генеральный директор Фонда Оксана Орачева приняла участие в дискуссии из серии Philanthropy Backstage, организованной Центром «Благосфера» и компанией Deloitte CIS
Центр развития филантропии представляет обзор инициатив со стороны ведущих филантропических организаций мира в связи с COVID-19
Исследование проведено по заказу Центра развития филантропии
Фонд стал лидером среди корпоративных и частных благотворительных НКО, первое место среди фандрайзинговых благотворительных НКО занял благотворительный фонд «Русфонд»
Интервью взял директор Центра развития филантропии Роман Склоцкий
Руководитель Фонда Оксана Орачева приняла участие в традиционном круглом столе «Артгида»
Внимание! В конкурсе «Музейный волонтер» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Телеканал «Россия 1» в выпуске вечерних новостей рассказал о поддержке, которую оказывают предприниматели для борьбы с коронавирусом в России
Учредитель Фонда в интервью «Комсомольской правде» о поддержке НКО в период эпидемии
В рамках масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке некоммерческих организаций в период нестабильности Фонд запускает конкурс «Новое измерение» с грантовым фондом в 500 млн рублей
Фонд Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО провели онлайн-дискуссию о деятельности НКО в период нестабильности
Конкурс проводится однократно в течение семи месяцев с марта по сентябрь 2020 года включительно с приемом и рассмотрением заявок ежемесячно
Фонд запускает два новых конкурса по поддержке НКО в условиях неопределенности
Фонд подвел итоги зимне-весеннего цикла конкурса
Конкурс проводится для преподавателей магистратуры из 75 ведущих вузов России
В условиях неопределенности, вызванной эпидемией коронавируса, мы хотим обеспечить максимально комфортные условия, чтобы все задуманные грантовые проекты состоялись
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавируса по всему миру, и в соответствии с мерами, вводимыми мэром Москвы, мы вынуждены сообщить о переносе сроков проведения IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство соучастия» с 26-27 марта на осень 2020 г.
Оксана Орачева выступила на пленарном заседании «Культура счастья: роль культурных институтов в благополучии всех и каждого»
Фонд представил возможные пути развития музеев в современном социокультурном контексте
В рамках конкурсной программы Фонд традиционно объявляет специальную номинацию на лучший волонтерский проект музея
Записано радиостанцией «Радио Культура» во время церемонии награждения лауреатов премии газеты The Art Newspaper Russia
В НИУ ВШЭ прошла Международная конференция «Спортивный кластер как центр притяжения городского сообщества — международный опыт и российские социальные инновации»
Учредитель фонда Владимир Потанин стал лауреатом ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад»
20 февраля в Совете Федерации состоялось заседание Совета по развитию социальных инноваций на тему «Фонды целевых капиталов – новые возможности для развития некоммерческих организаций»
Фонд Потанина объявляет победителей стипендиального конкурса
Практический курс по изучению и исследованию форм и возможностей сотрудничества музея и театра
В ходе исследования был разработан подход к определению инфраструктурных организаций, описаны их функции и критерии идентификации
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Об опыте частной поддержки культуры эксперты Фонда рассказали на форуме Culturalica в Екатеринбурге
С 1 января 2020 года ее размер составляет 25 тысяч рублей
Прием заявок продлится до 16 марта 2020 года
Коммерсантъ представляет традиционные рейтинги медиаприсутствия российской деловой элиты в материале «Лига выдающихся бизнесменов-7»
«Сообщество Фонда измеряется масштабами страны»
Проект реализуется в партнерстве с «Институтом театра. Образовательным проектом Фестиваля „Золотая Маска“»
Конкурс направлен на развитие профессиональной мобильности сотрудников российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Эксперты обсудили особенности экономического планирования музейной деятельности и ее взаимосвязь с социальным развитием города
Фонд объявляет конкурс по выбору исполнителя на разработку и реализацию мероприятий Школы в 2020 году
5 декабря в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Светлана Маковецкая, руководитель Центра ГРАНИ рассказывает, как прошел семинар для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры
Вместе с коллегами из НФПК мы представили результаты проекта по развитию магистратуры нового поколения в России
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Премия призвана отметить лучшие проекты компаний и частных лиц в области культуры, экологии и благотворительности
Представляем интервью с деканом экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александром Аузаном
В ходе встречи эксперты обсудили возможности популяризации современного искусства в регионах страны, а также значение куратора, как связующего звена между художником и его аудиторией
Участники дискуссии из России и других стран обсудили российский и международный опыт, лучшие практики и актуальные вопросы развития сотрудничества музеев и театров
Она завершилась церемонией награждения грантополучателей Фонда Святослава Перехожева и Владимира Лузана
Тревел-гранты получат 10 сотрудников некоммерческих организаций
В конкурсе могли принять участие выпускники образовательных программ Фонда, которые реализовывались в течение 20 лет
Медиация, инклюзия, медиакоммуникации – на конференции в Общественной палате РФ представили инновационные кейсы университетов по развитию гражданского общества, в том числе поддержанные Фондом
Фонд и Институт театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») объявляют конкурс на получение 10 тревел-грантов для региональных специалистов музеев
В фокусе программы этого года – тема партнерства и взаимодействия, особенности соучастного проектирования, а также возможности, которые открывают целевые капиталы в объединении ресурсов и усилий ради достижения общей цели
Представляем интервью с российским экономистом Евгением Гонтмахером
Фонд объявляет конкурс на определение исполнителя на разработку и реализацию мероприятий очного этапа конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина в 2019/21 гг.
Подведены итоги очередного цикла конкурса «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ»
Публикуем Манифест Школы фонда-2019, который включил в себя результаты работы июльского форсайта
Мы объявляем конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма», приуроченный к глобальной инициативе «Щедрый Вторник»
Представляем интервью с выдающимся психологом и ученым Александром Асмоловым
Эндаумент-фонд опорного университета Ярославской области получил от Фонда Потанина сертификат на 5 млн рублей в качестве поощрительного взноса
Мы объявляем старт нового цикла стипендиального и грантового конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина и публикуем список вузов-участников программы 2019/2020
Пять городских проектных команд успешно прошли все этапы инициативы и в скором времени смогут приступить к реализации своих замыслов
Фонд объявляет победителей конкурса и пять эндаумент-фондов, которые получат поощрительные взносы
Фонд представил результаты ежегодного рейтинга вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина
На ресурсе собраны статистические данные о социальных проблемах в России, проект реализуется при поддержке Фонда Потанина
Программа стартует 5 ноября 2019 г. в Брюсселе
Эксперты определили победителей регионального и федерального уровней конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
В 2019 году групповая поездка для руководителей музеев предлагает исследовать и оценить лучшие музейные практики
Заявки принимаются до 12 сентября 2019 года включительно
Бизнес-школа им. Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти руководителей российских НКО, которые пройдут обучение по программе «Социальные финансы» с 4 по 8 ноября 2019 года
В сентябре к обучению по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ) приступят 20 победителей конкурса
В Центре развития филантропии нашего фонда стартовало новое направление – «Исследовательские стажировки»
В этом году участники Школы смогли предложить свои идеи и новые подходы к социально ориентированной деятельности
Открыт прием заявок на конкурс «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева, IV межрегиональный конкурс для журналистов и СМИ в сфере культуры
Она предоставит возможность 250 участникам, прошедшим конкурсный отбор, предложить актуальные пути решения общественно значимых задач
Продлевается срок приема заявок на участие в российско-европейской программе обмена Philanthropic Leadership Platform: Russia-Europe
Запуск нового сайта стал завершающим этапом в череде визуальных изменений Фонда
Вклад Владимира Потанина и нашего фонда в поддержку современного искусства и культуры удостоился государственной премии «Инновация»
Визит российских музейных специалистов в Барселону и Мадрид был организован Фондом Потанина совместно с фондом la Caixa
27 июня в брюссельском центре изящных искусств BOZAR прошло торжественное открытие выставки современного российского искусства «Двенадцатый часовой пояс: Заметки из России»
Дипломы вручили 50 выпускникам из 21 страны
Тема российско-испанской стажировки – «Современное искусство для социальных преобразований»
24 июня 2019 в Казани прошел семинар «Перспективы формирования фондов целевого капитала учреждений культуры»
Программа реализуется Центром развития филантропии совместно с European Foundation Center (EFC)
Третьяковская галерея и Фонд Потанина на ПМЭФ объявили о формировании эндаумент-фонда
Экспертный совет определил 250 участников Школы Фонда 2019, которая пройдет с 3 по 7 июля 2019 в отеле «Планерное» в Химках (Московская область)
В Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась защита проектов и выпускной вечер для участников образовательной программы «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала»
Завершающий день форума «Музейный гид» был посвящен двум темам: лидерстве в музейной сфере и музеям в социальных сетях
Третий день форума «Музейный гид» состоял из разноплановых по форме и по содержанию дискуссий, объединенных общей темой – музей в социуме и его диалог с другими сферами культурной и общественной жизни
Проект «Фрагмент занавеса № 16» Музея истории города Махачкалы и Русского драматического театра им. М. Горького стал победителем лаборатории THEATRUM 2019
Актуальным вопросам деятельности региональных музеев и их наиболее значимым инициативам был посвящен второй день форума «Музейный гид»
Форум «Музейный гид» – дискуссионная площадка в программе фестиваля «Интермузей», на которой обсуждаются актуальные вопросы, стоящие на повестке дня российских и международных музеев
В 2019 году участниками программы зарубежной преддипломной практики стали более 120 магистрантов университета
Центр развития филантропии совместно с Европейским центром фондов запускает двухлетнюю российско-европейскую программу обмена
Экспертный совет определил 15 волонтеров, которые примут участие в специальной программе форума «Музейный гид»
Об этом было объявлено в ходе экспертной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху» в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции
На Венецианской биеннале прошла дискуссия на тему сохранения современного искусства, где мы представили новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства
В рамках учебной практики участники будут реализовывать проекты по формированию, использованию и пополнению целевых капиталов своих организаций
В Петербурге состоялась конференция «Магистратура++: программируя образование будущего», организованная Университетом ИТМО и Фондом
Обучение пройдут 30 руководителей и специалистов музейных организаций
Экспертный совет определил 14 победителей конкурса
Фонд Потанина открывает прием заявок на участие в Школе фонда 2019: в год двадцатилетия Фонда Школа изменит свой привычный формат
Фонд объявляет о приеме заявок на участие в специальной программе для музейных волонтеров в рамках форума «Музейный гид».
THEATRUM 2019 — фестиваль музейно-театральных проектов и лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра
В форуме приняло участие 57 спикеров, выступивших на 18 сессиях
Пять руководителей российских НКО получат возможность пройти обучение по программе развития креативного лидерства среди специалистов некоммерческих, общественных организаций, благотворительных фондов, а также фондов целевого капитала
Организатором дискуссии выступил Фонд Потанина
Открыт прием заявок на конкурс
196 профессионалов из сферы культуры и искусства пройдут серию двухдневных семинаров по культурному лидерству, стратегическому планированию и социальному партнерству
По результатам конкурса определены 100 победителей, 5 преподавателей вошли в резервный список
Университет ИТМО совместно с Фондом проводит конференцию «Магистратура ++: программируя образование будущего»
О программах рассказала директор программ Фонда Оксана Фодина
В нем приняли участие представители российских вузов, научных организаций и прессы, опыт Фонда представила директор программ Наталья Шульгина
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2018/2019
Победители в индивидуальной траектории конкурса на поддержку социально значимых инициатив начали стажироваться в российских НКО
В сессии приняла участие генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Оксана Орачева рассказала участникам встречи о деятельности Фонда и основных сферах его работы
Круглый стол о привлечении финансирования в организации культурной сферы на форуме CULTURALICA
По итогам конкурса 65 сотрудников российских музеев получат возможность познакомиться с опытом российских и зарубежных коллег
Заявки принимаются до 28 февраля 2019
В ней приняли участие председатель Совета Лариса Зелькова и генеральный директор Оксана Орачева
Экспертный совет программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Потанина выбрал шесть лучших реализованных проектов – победителей конкурса 2017
Портал «Милосердие» о юбилее Фонда
С 28 января по 9 февраля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина организует второй, очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина
Спикером выступила генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Дипломы победителям стипендиального конкурса вручила директор программ Наталья Шульгина
Определены участники очередного этапа инициативы Фонда Потанина «Музей. Сила места»
Генеральный директор Фонда подводит итоги года
Накануне 20-летнего юбилея фонда Владимир Потанин стал участником проекта #потомучтолюди
Подведены итоги первого этапа студенческого конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина
Объявлены имена полуфиналистов студенческого конкурса
Дискуссия «НКО-профи. Откуда они берутся», состоявшаяся во время Общероссийского гражданского форума, объединила представителей некоммерческих организаций, заинтересованных в дальнейшей профессионализации сектора
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов – проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов - проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
Фонд социальных инвестиций в рамках VI Общероссийского гражданского форума провел круглый стол «Социальные финансы для устойчивого развития»
Музей представил новые поступления в свою коллекцию
Вручение дипломов было приурочено к Дням Эрмитажа и стало частью торжественной церемонии чествования лучших сотрудников музея
В Пермском государственном национальном исследовательском университете прошел экспертный круглый стол «Примирение как процедура и результат разрешения конфликтов: традиции, современные вызовы и перспективы»
5 апреля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО проводят III Международный форум «Эндаументы-2019».
Результаты исследования "Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения" были впервые представлены на семинаре "Развитие российской магистратуры: институциональные условия и инструменты оценки"
28 ноября в Европейском парламенте Брюсселя прошла торжественная церемония награждения победителей премии Corporate Art Awards
29 ноября в музее-усадьбе А.Т. Болотова прошла презентация проекта «В поисках утраченного» конкурса «Музейный гид 2017»
С 26 ноября 2018 года по 20 февраля 2019 включительно Фонд Потанина принимает заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность, на конкурс проектов «Музей 4.0»
Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса музейных проектов «Музей 4.0»
В дискуссии Фонда приняли участие представители ведущих культурных учреждений
В этом году стипендии и гранты получили 11 омичей, а Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского занял второе место в рейтинге фонда
Среди участников курса – пять сотрудников российских НКО, победивших в конкурсном отборе
Победители регионального этапа ежегодного конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева приняли участие в специальной программе в рамках Дней Эрмитажа 2018
Фонд Потанина объявляет прием заявок на участие профессионалов музейной сферы в образовательных поездках по России и за рубежом
Открыт очередной цикл конкурс для музейных специалистов «Музейный десант»
Фонд принял участие в XVI ежегодной конференции Форума Доноров, которая состоялась 25 октября в Москве и была посвящена нефинансовым ресурсам филантропии
На нем презентовано исследование по изучению российской магистратуры
На нем презентовано исследование по изучению трансформации российской магистратуры
В нем приняли участие 30 представителей культурных институций из 16 городов России
Идет прием заявок на стипендиальный и грантовый конкурсы программы
Фонд открывает очередной сезон Стипендиальной программы Владимира Потанина
Список вузов-участников Стипендиальной программы 2018/2019 года пополнили Московский городской педагогический университет, Российский государственный социальный университет и Самарский государственный технический университет
Марина Цуркан, победитель грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2017 года, стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу
В нем приняли участие победители конкурсов «Центры знаний по целевым капиталам» и «Центры социальных инноваций в сфере культуры»
Федор Губарев, доцент Томского политехнического университета, рассказывает о разработанной магистерской программе
Инициатива Фонда по продвижению русского искусства ХХ века теперь и в Третьяковской галерее
Экспертный совет определил победителей регионального этапа и победителей в номинациях конкурса профессионального мастерства «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Рейтинг базируется на информации, относящейся к магистратуре, и традиционно оценивает качество образовательной среды в ведущих университетах России
На фестивале прошел круглый стол по целевым капиталам
30 представителей культурных институций из 16 городов России пройдут в СКОЛКОВО трехдневный образовательный интенсив
В конце июля Бизнес-школа имени Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти сотрудников российских НКО, которые пройдут недельную стажировку по курсу «Социальные финансы» в 2018 году в Оксфорде
Cтартовал первый этап программы развития искусства в российских регионах NEMOSKVA, получившем поддержку Фонда
27 июля 2018 года в Музее Зеленограда состоялась презентация проекта «Покажите мне звук!» - победителя грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Фонд и Российский Международный Олимпийский Университет подвели итоги конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
К дискуссии присоединились генеральный директор Фонда Оксана Орачева и директор юридической службы Фонда Анастасия Кумаритова
Опыт Пермского края по интерпретации наследия пермского геологического периода с успехом представлен на V Международном палеонтологическом конгрессе, состоявшемся в Париже 9-13 июля
Открыт прием заявок на журналистскую премию «Искусный глагол»
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Доктор психологических наук Тимофей Нестик рассказал участникам Школы Фонда о том, как не ошибиться в выборе профессиональной траектории
Участники пресс-центра поговорили с автором исследования «Атлас новых профессий» о том, какие профессии будут востребованы в будущем
Идеолог проекта One Ball. One World рассказал о своей некоммерческой организации и объединяющей силе футбола
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе Фонда был презентован проект «НКО-Профи»
Участники индивидуальной траектории Школы Фонда поговорили с Михаилом Шацем о будущем России и о футболе
Учредитель Фонда дал комментарий журналу Alliance Magazine
Школа собрала более 250 магистрантов и преподавателей из 55 ведущих российских вузов России
Магистранты и преподаватели из 55 ведущих российских вузов собрались вместе, чтобы познакомиться с лучшими практиками некоммерческого сектора, развить свои социальные навыки и навыки проектирования, необходимые для решения общественно значимых задач
Среди победителей конкурсной программы фестиваля — грантополучатели и партнеры Фонда
Оксфордская программа по социальным финансам рассчитана на развитие креативного лидерства у специалистов благотворительных фондов, некоммерческих и общественных организаций, а также фондов целевого капитала
В масштабном ежегодном мероприятии примут участие 278 человек из 55 вузов – победители Стипендиальной программы Владимира Потанина последних трех лет
Школа станет площадкой для новых знакомств, обсуждения лучших практик решения социально значимых задач и формирования сообщества лидеров, способных стать драйверами устойчивых позитивных изменений в обществе.
Проект «Campus Martius, или как стать гражданином Пермского университета» Музея истории Пермского университета победил в конкурсе университетских музеев ИКОМ
20 выпускников РМОУ – стипендиаты конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
Экспертный совет подвел итоги конкурса на создание центров социальных инноваций в сфере культуры
Маршрут перезапущен в рамках проекта «Люди слюдяной горы» – победителя грантового конкурса 2017 года программы «Музейный гид»
Участники мероприятия обсудили возможности грантового конкурса как инструмента развития и познакомились с успешными технологиями и практиками конкурсных механизмов
Приглашенные профессоры получат грант на чтение курса лекций для спортивных менеджеров по программе «Мастер спортивного администрирования» РМОУ
В числе победителей конкурсной программы фестиваля - грантополучатели и партнеры Фонда
Церемония состоялась на главной сцене «Интермузея - 2018»
В ходе форума состоялась форсайт-сессия новой инициативы Фонда «Музей. Сила места»
Темой второго дня форума стал музей как инструмент достижения общественного согласия и драйвер развития территорий
На форуме представлены два исследования в сфере культуры
Форум открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Форум «Музейный гид» 2018 открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Фонд представляет результаты исследования эффективности своих программ
Определены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
Объявлены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
В связи с масштабными работами по благоустройству доступ в зону Центральной аллеи ВДНХ закрыт до 1 июня.
Результаты исследования будут представлены на форуме «Музейный гид»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
21 мая 2018 состоялась церемония награждения стипендиатов Фонда – студентов Международного государственного института международных отношений
Фонд на конференции по новым технологиям образования в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
2 июня представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
Мероприятие состоится 2 июня 2018 в ходе форума «Музейный гид»
Конкурс профессионального мастерства открыт до 15 мая
В связи с длительным периодом майских отпусков Фонд продлевает прием заявок
Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума
Новая инициатива Фонда будет представлена в ходе форума «Музейный гид»
Начался прием заявок на повышение квалификации в бизнес-школе Саида
Семинар, организованный фондом «Друзья», прошел 25 апреля 2018 в лектории «Прямая речь»
Награды получили журналисты, рассказывающие о профессионалах некоммерческой сферы
Форсайт-сессия, определяющая потенциал развития 24 городов на основе культуры, пройдет 2 июня в Москве
В Генеральском доме в Ижевске открылась выставка, посвященная столетию Ижевско-Воткинского восстания
Тема целевых капиталов на Международном образовательном салоне-2018
Ежегодный форум, проводимый при поддержке Фонда, собрал более 280 участников из 45 городов России
На Красноярском экономическом форуме Фонд анонсировал новую культурную инициативу
Фонд отметит наградами создателей самых успешных музейных моделей
C 30 марта – 1 апреля на базе ДОЛ «Восход» состоялся Первый региональный слет волонтерских организаций Системы профессионального образования Томской области
Фонд объявляет о начале приема заявок на новый конкурс профессионального мастерства
Победители конкурса смогут принять участие в Школе фонда
Победители конкурса смогут принять участие в Школе фонда
Форум собрал ведущих российских и зарубежных экспертов в сфере целевых капиталов
Победители конкурса получат гранты до 5 млн рублей
Руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина рассказывает о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».
Список победителей конкурса «Музейный десант» 2017/18
40 сотрудников российских музеев получат гранты на поездки
Серия публичных дискуссий в Третьяковской галерее, организованная при поддержке Фонда, открылась встречей с директором Большого театра
Четырехкратный потанинский стипендиат из Владивостока Сергей Дышловой стал ученым биохимиком и работает над созданием лекарства от рака.
Расписание вебинаров, онлайн-консультаций и презентаций конкурса
Экспертный совет подвел итоги двух конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина: конкурса на получение именной стипендии и конкурса на получение грантов преподавателями магистратуры
В Год волонтера Фонд удвоил размер премии
Заявки на лучший проект по работе с волонтерами принимаются до 30 марта 2018
В Год волонтера Фонд удвоил размер премии
Фонд на конференции «Благотворительность в России»
Принимаются заявки на стипендии спортивным менеджерам и гранты приглашенным профессорам
Награду получит Пуджа Марваха, правозащитница из Индии
Фонд объявляет о начале приема заявок на новый конкурс музейных проектов «Музей 4.0»
География поездок – от Калининграда до Аляски
Генеральный директор Фонда − журналу Alliance о переменах в благотворительной сфере