Мы используем файлы cookie для информирования о своей деятельности, а также для иных целей, описанных в Политике конфиденциальности. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Представляем интервью с деканом экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александром Аузаном
Представляем расшифровку интервью с выдающимся экономистом Александром Аузаном.
Александр Аузан — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Интервью приурочено к очередному сезону Стипендиальной программы Владимира Потанина. Конкурс на получение именной стипендии для студентов очной магистратуры вузов-участников Cтипендиальной программы Владимира Потанина продолжается до 20 ноября на сайте stipendia.ru. Прием заявок на грантовый конкурс для преподавателей магистратуры открыт до 15 января 2020 года.
Чему учиться молодежи, чтобы не остаться за бортом?
Прежде всего молодежи стоит вспомнить о том, что если мир меняется, то глядеть нужно далеко. Я бы сказал, что ответ на этот вопрос мы искали в большом проекте «Лидеры России» и в больших спорах. С моей точки зрения, главное, чему надо научиться, — это долгому взгляду. А как ему научиться? Мне кажется, это можно сделать, только имея очень широкое образование. Именно поэтому в проекте «Лидеры России» я бился за то, что человек, который хочет быть значимым в стране, должен знать географию, историю, литературу, право. Мне говорили: «А что, не знающий этого человек не может управлять предприятием?» — «Предприятием может, страной — нет».
Надо понимать, что на протяжении жизни того или иного человека страна будет несколько раз менять курс. Подготовиться к этому расчетно, аналитически нельзя. Можно подготовиться только к тому, чтобы иметь более широкое понимание мира, я бы сказал — многогранное представление о мире, а это достигается широким образованием.
Почему выпускники Московского университета всегда становились элитой страны? Почему он всю дорогу был императорским, московским, ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, под попечительством графа Шувалова, Университетом имени М.В. Ломоносова? Ответ — широта образования. Поэтому те университеты, те программы, которые следуют этому правилу, будут формировать людей с долгим взглядом.
Как конкурировать с искусственным интеллектом?
Да, это, может быть, самый тяжелый вопрос. Детская радость по поводу того, как мы продвинулись от шахматной программы «Каисса» к нынешнему состоянию искусственного интеллекта, скоро, конечно, сменится опасениями и страхами, потому что искусственный интеллект начнет переворачивать профессиональную структуру. Уже есть прогноз МВФ о том, что в 20-е годы 120 млн рабочих мест в мире исчезнет, будет вытеснено искусственным интеллектом. Но появится ли большее количество? Безусловно, есть поля, где мы искусственному интеллекту проиграем. Поэтому возникает вопрос: как не попасть под его танк и как превратить его в своего партнера, а не в своего противника?
Я бы сказал, что ответ есть, но он парадоксальный. Один замечательный биолог, университетский профессор Дубынин Вячеслав Альбертович во время наших споров об искусственном интеллекте сказал очень важную для меня фразу. Он сказал: «Вы знаете, лисы намного умнее зайцев. Но они за миллионы лет не смогли истребить всех зайцев. А почему они не смогли этого сделать? Потому что лиса не может посчитать траекторию, по которой побежит заяц. А почему не может посчитать? Потому что заяц сам не знает, по какой траектории он побежит». Нашим преимуществом перед лисами искусственного интеллекта становятся эмоциональный интеллект, интуиция, правополушарное мышление — то, чем искусственный интеллект пока не обладает. Здесь – по крайней мере, пока — мы можем доминировать.
Только вот проблема: наше образование в основном настроено на левополушарные вещи — на «Выучи правило от сих до сих, действуй по этим правилам, и все будет хорошо». Действуя по этим правилам, вы точно попадете под искусственный интеллект и будете вытеснены. А научиться нужно чему-то другому.
Я неоднократно говорил, что мы у Китая учимся не тому, чему надо у него учиться. В Китае 1300 лет действовал так называемый гражданский экзамен, придуманный Конфуцием, когда кандидат на должность должен был показать навыки каллиграфии, стихосложения, изобразительного искусства. Почему? А это и есть правополушарное образование. На мой взгляд, если мы хотим конкурировать с искусственным интеллектом, нужны две вещи: владение математикой, потому что это производство алгоритмов, и владение разнообразными искусствами, потому что это то, чем хуже всего в обозримые века (или, по крайней мере, десятилетия) будет владеть искусственный интеллект.
Какие сильные стороны у поколения мемового мышления?
Я хочу напомнить главную черту поколения мемового мышления — многозадачность. Как я говорю, они могут делать три дела одновременно: гуглить, общаться в сетях и якобы слушать лекции. Само свойство многозадачности в истории считалось чрезвычайно ценным. Юлий Цезарь воспринимался гением не потому, что он великий полководец. Полководцев в истории как грязи. А потому что три дела мог делать одновременно. Полюбуйтесь на Дмитрия Львовича Быкова, которым восхищается широкая публика. Дмитрий Львович умеет делать три дела одновременно, я это наблюдал своими глазами. То есть в принципе многозадачность — штука востребованная. Но чего не хватает многочисленным людям, которые умеют делать три дела одновременно?
Когда я отметил, что студент может делать три дела одновременно, один из талантливых студентов блистательно мне ответил. Он сказал: «Да, мы делаем три дела одновременно, но как утка». — «В каком смысле?» — «Утка и ходит, и плавает, и летает, но все три дела делает плохо». Поэтому, обращаясь к Быкову, к Цезарю и к другим большим историческим примерам, мы видим: можно научиться делать три дела параллельно, и при этом делать хорошо, глубоко. А для этого нужен другой культурный бэкграунд. Нужно знать, понимать, читать столько, сколько читали Цезарь и Быков.
Как поверить в «светлое будущее»?
Мир, безусловно, устроен сложнее. Я говорил и продолжаю говорить, что пессимизм является неким официальным убеждением наших соотечественников. Обратите внимание: если эксперт говорит, что все будет хорошо, то его сразу же подозревают в том, что его кто-то купил, ему что-то проплатили или он выслуживается перед правительством. Если он говорит, что все будет хуже, тогда говорят, что он честный человек. Но за этим пессимизмом на самом деле скрываются более опасные чувства. Надежда на то, что все в один прекрасный миг переменится — и вдруг станет хорошо. Оптимизм такого рода — это просто другой полюс пессимистических убеждений. Пессимизм скрывает веру в чудесное достижение светлого будущего.
На мой взгляд, реальная ситуация сложна тем, что не будет чуда. Будут возникать новые возможности, открываться окна возможностей, но чудесного прихождения в гармонию не будет. Мы на протяжении своей истории уже несколько раз такие окна и возможности переживали. И история умеет загибаться кольцами, к сожалению. Поэтому я бы сказал, что главное — не иметь горящие глаза по поводу светлого будущего, а готовность работать — долго и напряженно. Именно терпение и готовность пройти через несколько этапов для того, чтобы достигнуть довольно естественных целей, — на мой взгляд, это и есть свойство умных образованных людей.
Как устроено образование сейчас?
Давайте определим, в чем вообще специфика магистратуры в современном мире. Во-первых, надо понимать, как мир изменился за XX век, от начала XX до начала XXI. Если сто с лишним лет назад 1% граждан нашей страны получал университетское образование, то понятно, что это был очень сильный отбор. Когда я получал университетское образование, нас было 10%. А сейчас 88%. Это означает, что у нас вся пирамида сместилась, и все время нужны новые ступенечки, чтобы подтянуть людей к новому знанию.
Фактически что мы делаем? Мы в бакалавриате доделываем работу школы. А почему? Если раньше школа как-то пыталась людей к жизни готовить, то теперь она их готовит к высшему образованию. Точнее говоря, к ЕГЭ. Чтобы они сдали что-то — и всё. А кто-то же должен объяснить им, как устроена жизнь. Вот это мы делаем в бакалавриате. Поэтому магистратура — есть обучение профессии. Но какое? Да, чтобы успешно учить профессии, нужно, чтобы очень близко друг к другу стояли преподаватели и крупная практика — из индустрии, из практических направлений деятельности. Один из них не может научить профессии — только во взаимодействии они могут это сделать.
Но я бы сказал, что нужна еще одна вещь. Магистратура, скорее всего, все время будет менять конфигурацию, потому что в мире уже возник вопрос: а зачем она вообще нужна? Нужен ли работодателю магистерский диплом? Не нужен. Магистерский диплом — это не столько сигнал для работодателя, сколько свидетельство для самого человека, что он что-то такое серьезное понял. Поэтому, на мой взгляд, магистратуре каждые года два придется перестраивать всю программу для того, чтобы давать человеку не надежное свидетельство, что у него все в порядке, а действительно наиболее свежие, фронтирные представления о том, что происходит в мире и что в этом мире можно сделать профессионально полезного.
Кто и как развивает модель образования в России?
Я бы сказал, что это всегда предмет дискуссии и даже борьбы системы образования. Это же один из трех социальных институтов, производящих будущее. Школа, тюрьма и армия — вот три института, положение которых будет определять, что произойдет с этой страной через 10, 20, 30 лет. О школе как-то принято говорить чаще, о высшей школе, об армии и тюрьме — реже, но тем не менее ценности формируются и там, и там, и там. Так вот, про образование. Дискуссии о том, как его менять, идут практически все время.
Я полагаю, что мы находимся в ситуации ухудшающего отбора в образовании. Это легко можно доказать. По международным рейтингам, в начальной школе наши дети, наши внуки отличаются умом и сообразительностью, входят в пятерку лучших стран. В средней школе это уже 32 место. В высшей школе разброс большой, но, извините, не только в первой, но и во второй сотне находится только один российский университет – Московский государственный университет имени Ломоносова. Мы идем вверх по лестнице, идущей вниз. Причем дальше положение в экономике не лучше. Мы имеем в основном экономику XX века — сильно монополизированную, технологически отсталую. Она не может, как локомотив, вытянуть образование.
Поэтому фактически, мне кажется, модель образования надо перестраивать. Ее делали в 90-х годах, исходя из общих представлений о том, что рынок поможет, что это сфера рыночной деятельности, где разные учреждения оказывают образовательные услуги, потребители за них конкурируют, платят свои деньги либо государственные — вот какой была схема. Она неглупая и во многих областях работает, но здесь сработала плохо. Я могу объяснить почему.
Рынок в образовании отличается несколькими очень важными чертами. Во-первых, здесь есть такие явления, как монополия покупателя или монополия продавца, монопсония (есть сильный государственный покупатель), олигополия (есть несколько ведущих вузов или элитных школ). Во-вторых, здесь есть доверительное благо — вы не можете оценить качество образования, это чрезвычайно сложно. В-третьих, здесь есть асимметрия информации: потребитель не понимает, что ему предлагают под красивым названием. Это не похоже на выбор арбуза на рынке, когда вы можете откусить кусочек, попробовать и решить, брать этот или брать большой. В образовании есть целый ряд особенностей, которые требуют другой модели.
Я давно уже предлагаю, и многие со мной соглашаются (а многие — нет), что надо делать другую, инвестиционную модель образования. Тут надо понимать, что мы не услуги производим, которые можно оценить раз в семестр или раз в год по каким-то признакам. Например, удовлетворенность потребителей: «Студенты, вам понравилось? Родители студентов, вам как? Все хорошо?» Если мы производим человеческий капитал, то тут должны быть другие признаки. Причем, даже если регулятор будет оценивать образование каждый семестр или каждый год, он все равно не может понять, каков будет итог. Как садовник не может понять на ранних фазах роста яблони, сколько там будет яблок, какого они будут веса, какого они будут вкуса. Он может только мечтать о том, что произойдет.
Вложение в человеческий капитал — долгое дело. Мы через 10 лет начинаем понимать результат, нам об этом уже говорили. Можно ли строить оценки образования, понимая, какой длины процесс? Можно. Я привожу успешный пример не из Гвинеи или Америки, а из России в 90-е годы. Фонд Сороса сделал такую вещь: выдавал учителям стипендии и гранты на следующих условиях. Лучших выпускников вузов спрашивали: «А кто был твой школьный учитель, который направил тебя на эту дорогу?» И тогда ниточки сходились к этому учителю. Он не подавал заявлений, не участвовал в конкурсе, но ему говорили: «Спасибо, у вас получается. Возьмите, пожалуйста, деньги и занимайтесь детьми. Это то, что нужно». Вот это и есть оценка со стороны инвестиций в человеческий капитал. Да, она непростая, потому что нужно строить оценку от выпускников. И не тех выпускников, которые год назад окончили вуз, а на тех, которые окончили его пять или десять лет назад и поняли, какие знания им пригодились и почему этот зануда-профессор на самом деле был ничего себе, потому что он дал самые важные вещи — именно они потом сработали. Ну и так далее.
Нужно делать более сложную систему, где есть не только исследовательские университеты, на которых все посходили с ума. Хотя исследовательских университетов в мире очень мало, и они маленькие. Наши университеты, объявляющие себя исследовательскими, намного больше принятых в мире. На самом деле есть еще два вида университетов: Liberal Arts, дающие широкую картину мира, и региональные, готовящие профессии для региональных элит — кто-то образованный должен управлять землями, регионами, отраслями и так далее.
Таким образом, наша система должна быть, с одной стороны, более длинной, с другой — более сложной. Но насколько это реально? Да, пользуясь автономией Московского университета, мы какие-то вещи меняем, не дожидаясь решений Государственной думы или Министерства образования и науки. У коллег в других университетах, может быть, возможностей не так много, как у нас. В целом хотелось бы, чтобы нас услышали и все-таки мы вывернули бы из тупика, в котором, мне кажется, оказались модели образования.
Как стимулировать бизнес в России вкладываться в сферу науки и образования?
Мне кажется, когда мы говорим о поведении бизнеса, ситуация объясняется экономикой в первую очередь, а культурой — во вторую. Потому что, напоминаю, бизнес склонен к довольно рациональным схемам поведения. У нас в России есть глобальные конкурентоспособные компании. Буду оптимистом, если скажу, что их несколько тысяч — незначительная часть экономики. А что такое глобальные конкурентоспособные компании? Это компании, которые сошлись в конкурентной схватке с другими большими компаниями в мире и понимают: им нужно готовиться к тому, что будет через 5 лет, через 15 лет. Если они хотят удержаться наверху, конечно, они начинают много вкладываться в фундаментальные разработки, в образование. Будь то американские или китайские компании — все поступают одинаково. Это не вопрос культуры, это вопрос включенности в глобальную конкуренцию.
Другой случай: большинство российских компаний, в том числе малых, сидят на локальных рынках, потому что его тоже можно поделить. Они связаны с администрациями, они имеют некоторый гарантированный кусок хлеба — не всегда, между прочим, с маслом. А зачем им наука-то? Поделить этот кусок хлеба с соответствующей администрацией они могут вполне без сложных изысканий и расчетов. Извините, это жесткий взгляд, но я считаю, что бизнес не будет вкладывать много, пока конкурентные ситуации не заставят его это делать. Пока мы не взломали ситуацию поделенности рынков, не будет больших вложений.
Если говорить о культуре, конечно, опять-таки она связана с ценностями миллионов взглядов. Мне кажется, то, что делает Владимир Потанин, пока делают, может быть, не слишком многие владельцы больших состояний. Но те, кто пока вне этого движения, осознают, что основная масса их состояния не должна передаваться по наследству — она должна служить чему-то более важному и существенному.
Вообще говоря, семье плохо получить супербольшое наследство. Оно заставляет людей заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Человека, который хотел быть художником или инженером, заставляют быть менеджером или финансистом, потому что деньги его принуждают к этому. Избавить его от этого принуждения довольно важно, поэтому движение, которое в нашей стране представлено именно Владимиром Потаниным, очень хорошее и важное. Он обращает деньги на другое, просто потому что они избыточны для семьи, потому что нужно спасти семью от супербольших денег. По-моему, это очень значимо. Но такое культурное соображение скорее относится не ко всем слоям бизнеса, а к бизнесам высшего класса, и то не ко всем.
Изменится ли ситуация через 10 лет?
Десять лет — слишком большой срок для действующего бизнеса, чтобы он туда заглядывал. Потому что бизнес не уверен, что его не съедят через три года, или через пять, или через семь. Знаете, есть такая ранее популярная фраза, что в России поддерживать малый бизнес очень легко: надо взять большой бизнес и немножечко подождать. Из-за такой неуверенности в будущем бизнес, естественно, не думает о том, что произойдет через 10 лет.
Поэтому я бы сказал, что естественные желания вкладываться в долгие вещи могут быть нормальными в тех странах, где обеспечены соответствующие институциональные условия. У нас это, скорее, подвиг, сознание, что в это надо вложиться. Например, потому что я — участник глобальной конкуренции или потому что так устроена моя система ценностей и возможностей. Но это для наших условий исключение, а не правило. У нас основные вложения в образование, науку и так далее идут скорее от государства — и то, прямо скажем, всегда объявляются в гораздо больших размерах и реализуются в меньших ровно по той же причине. Потому что горизонт мышления и принятия решений в государстве настроен на 3-5 лет, а результаты наступают через десять — нестыковка.
Как управлять человеческим капиталом?
У меня нет простого ответа на этот вопрос. Я бы только предложил вспомнить о том, что человеческий капитал — это не только те умения, которые у вас сейчас купили. Это еще и те умения, которые вы хотели бы добавить, чтобы продать. В современных экономических системах человеческий капитал сложнее.
Например, есть такие вещи как soft skills — «мягкие навыки». Может быть, вы прекрасно умеете делать то, что написано у вас в дипломе, но при этом не умеете работать с другим человеком, не умеете договариваться с оппонентом, не умеете излагать свою идею, делать презентации. Оказывается, что это существенная часть человеческого капитала, которой, честно сказать, в предшествующие годы и десятилетия должного внимания не уделяли. Да, в классических университетах и здесь, в МГУ, этому всегда уделялось внимание. Мы считали, что человек должен уметь говорить и писать просто потому, что нам так завещано Михаилом Васильевичем Ломоносовым, при этом хорошо бы в разных науках. Но четкого понимания, что это часть человеческого капитала, не было.
Пытаясь передвигаться вверх, вспомните: может быть, вам не хватает договороспособности, умения работать в команде. Это вещи, которые можно выработать в себе, можно найти соответствующих учителей. Я хочу сказать, что именно поэтому у нас сейчас много неожиданных вещей в обучении наших студентов — для того чтобы вырабатывались soft skills. От всяких КВН и прочих игр и командных соревнований до сонетов Шекспира и иных стихов, которые читают наши лучшие эконом-математики. Потому что расширенное сознание позволяет маневрировать в этом мире, а подобные навыки — понимать его.
Что еще мне кажется важным в управлении человеческим капиталом? Ценности. Потому что некоторые вещи связаны с культурной характеристикой человеческого капитала. Здесь я уже имею в виду не знания, скажем, литературы, истории или разнообразия религий, а тот же долгий взгляд. Это ценностная вещь — ваша готовность глядеть далеко, понимание, что это нужно делать. Самостоятельность, именуемая в мировых исследованиях индивидуализмом. Что такое индивидуализм, лучше всех, на мой взгляд, сказал замечательный советский и российский писатель Даниил Александрович Гранин. Я имел честь, я бы сказал, приятельствовать с этим человеком, и он мне много лет назад сказал: «Саша, в России можно сделать очень многое, если не спрашивать разрешения». Вот это ценностная характеристика — если вы готовы действовать, не спрашивая разрешения.
Есть несколько таких характеристик: долгий взгляд, договороспособность, самостоятельность. Я бы сказал еще — готовность к неопределенности. Не надо бояться, не надо считать, что за этой дверью обязательно скрывается страшное, что систему трогать нельзя — она рассыпется, человека менять нельзя — следующий будет хуже. Это то, что не позволяет заниматься современными вещами — венчурными рынками, инновационной экономикой. И это не квалификационные характеристики человека, а его культурные, ценностные характеристики.
Как формируется лидер изменений?
Да, университеты производят лидеров изменений. Но происходит ли это благодаря или вопреки — я не знаю. Да, безусловно, мы продолжаем выпускать из стен альма-матер немалое количество ярких людей, конкурентоспособных и здесь, и в мире. Причем очень часто, к сожалению, то, что это ценные люди, мы понимаем посредством доказательства от противного — тем, что их использует Северная Америка, Европа или теперь Китай и другие лидирующие страны Дальнего Востока. То есть, оказывается, что мы кого-то очень сильного можем взрастить, но не всегда для России и не всегда для того, чтобы здесь происходило что-то положительное.
С другой стороны, можно ли сказать, что это делает именно образование, а вне системы образования лидеры перемен не образуются? Не знаю. Я знаю — и все знают — случаи, когда из гаража выходил какой-то человек и без университетских дипломов становился основателем нового направления. Единственное, что я бы сказал: не надо путать наличие официальных дипломов и реальную образованность человека. Допускаю, что многие эти гаражные умельцы, ставшие действительно большими людьми, например, много и систематически читали или общались жадно с другими людьми. Я встречал в жизни формально не сильно образованных капиталистов, которые просто жадно высасывают из себя знания, понимания и так далее. У такого человека в резюме не будет написано, что он окончил Оксфорд или Гарвард, но то, что он впитал все, что мог, из разговоров с оксфордским и гарвардским профессором и еще тремя московскими и четырьмя питерскими — это факт. Поэтому я повторю еще раз: этот мир устроен сложно. Здесь нет никаких простых решений, никаких простых путей. Попал человек в это образовательное учреждение и стал лидером перемен — не факт. Но и у образовательных систем получается делать лидеров перемен. Насколько эти перемены реальны и результативны, мы посмотрим.
Ваши пожелания тем, кто нас смотрит.
Знаете, я думаю, что очень важно хотеть. Потому что к этому времени люди уже научаются заставлять себя делать то, другое, третье. Но надо хотеть достичь — причем большего, чем предстоит и предлагает следующая ступень. Я вообще посоветовал бы мечтать, хотя мы знаем, что это дело по-своему опасное, поэтому будьте сдержанны в желаниях — они очень часто сбываются. Спасибо!
Посмотреть видеозапись можно здесь.
Мы готовим серию интервью с признанными авторитетами в образовательной сфере, подпишитесь на социальные сети Фонда Потанина, будьте в курсе всех наших новостей!
facebook.com/potaninfoundation
vk.com/potaninfoundation
instagram.com/fondpotanin
Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2020/2021
Мы продлеваем прием заявок на конкурс через новый портал
Делимся результатами независимого исследования о характере взаимодействия Фонда с грантополучателями и партнерами, а также кейсом, подготовленным агентством «Стратегические коммуникации»
Победителями стали 30 руководителей музеев со всей страны
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ в 2021/22 учебном году
Фестиваль пройдет в рамках форума «Эндаументы 2021. Больше, чем деньги»
Конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры – часть Стипендиальной программы Владимира Потанина
Фонд внес изменения в конкурсный график и продлил прием заявок
Интервью снято в рамках совместного проекта РБК и Фонда Потанина «Не про деньги»
Программа, ориентированная на лидеров филантропии, реализуется Фондом Потанина и Европейским центром фондов
Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина
В график конкурса на участие в семинарах Школы музейного лидерства внесены изменения
Интервью с генеральным директором Фонда Потанина по итогам года
Фонд Потанина запускает новый электронный ресурс о музейном волонтерстве
Почему культура — единственный способ оставаться людьми, как государство должно поддерживать искусство и зачем помогать молодым
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Исследование состояло из экспертных интервью, изучения кейсов конкретных НКО и массового опроса, в котором приняли участие 290 руководителей НКО (88% - регионы, 12% - Москва)
Представлены результаты исследования перспектив развития российской магистратуры
Диалог Александра Аузана и Елизаветы Осетинской — продолжение совместного с The Bell проекта «Приближая будущее»
Фонд подвел итоги финального, восьмого цикла конкурса
Конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
Заявки принимаются до 18 января 2021
Центр развития филантропии открывает новое направление работы – издательскую деятельность
Состоялась церемония награждения победителей конкурса профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры
Мы рады объявить о новых мерах поддержки грантополучателей в связи с продолжающейся пандемией коронавируса
Аналитика по итогам круглого стола, состоявшегося в Общественной палате РФ
В конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» победило 57 человек
Экспертный совет определил 33 победителя из 23 регионов: 15 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 18 в номинации «Музей. Культура. Новая форма»
Фонд откладывает публикацию итогов конкурса
В его фокусе – тема инвестиционной привлекательности социальных инициатив, а также тенденции в формировании финансовых стратегий эндаументов.
Программа дня была посвящена теме развития целевых капиталов в социальной сфере, а также вопросам построения долгосрочных стратегий в нестабильном мире
В его фокусе – роль целевых капиталов в развитии культуры и искусства, поиск новых условий для междисциплинарных партнерств, а также специфика фандрайзинга и построения взаимоотношений с донорами
Комментарий генерального директора Фонда Оксаны Орачевой
Он был посвящен теме вовлечения студентов и выпускников в работу фондов целевого капитала университетов
Фонд и Московская школа управления СКОЛКОВО при поддержке Министерства экономического развития РФ объявляют о старте IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство Соучастия»
Новый портал готов к приему заявок на стипендиальный конкурс
Интервью Инди Джохара и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Определены 14 победителей
Экспертный совет конкурса определил 9 организаций-победителей из разных регионов страны
В Благосфере представлены результаты исследований социального проектирования в спорте
В интервью ТАСС генеральный директор фонда Оксана Орачева рассказывает, почему мы обратились к спорту, и в чем его роль в общественной жизни
Заявки принимаются до 23 декабря 2020 года
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» представила свой кейс перед участниками конференции EFMD
Конкурс «Общее дело» продлен на два дополнительных конкурсных цикла
Генеральный директор Фонда Потанина на конференции Форума Доноров объявила о продлении антикризисной поддержки некоммерческих организаций
«Практики личной филантропии и альтруизма» направлены на поддержку личных инициатив по распространению лучших благотворительных практик в разных городах страны
В Общественной палате Российской Федерации обсудили действия НКО и волонтеров в условиях второй волны COVID-19
Конференцию проводят Университет Лобачевского в партнерстве с Фондом с 15 по 27 октября 2020 года
«Школа музейного лидерства» – это серия образовательных мероприятий, ориентированных на развитие межсекторного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры
Ими стали восемь некоммерческих организаций из Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга
Конкурс на получение именной стипендии – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
Интервью Зельфиры Трегуловой и Елизаветы Осетинской в рамках проекта «Приближая будущее»
2 октября Фонд открывает новый сезон Программы, направленной на системную поддержку студентов и преподавателей магистратуры
Конференция организована журналом «Эксперт-Урал» и аналитическим центром «Эксперт»
Форум был посвящен роли межотраслевого сотрудничества в достижении целей устойчивого развития
Открыт прием заявок на V межрегиональный конкурс профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Оно посвящено изучению происходящих изменений в российской магистратуре в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19
Интервью Гейл Лорд и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Объявлены победители второго цикла конкурса «Школа филантропии» в номинациях открытого конкурса и конкурса по приглашению.
В серии дайджестов собраны тренды волонтерской деятельности в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19, описаны успешные кейсы и практические рекомендации
Мероприятие состоялось 4 сентября 2020 года на площадке пресс-центра ТАСС и объединило ведущих российских и международных экспертов в сфере образования
Данные рейтинга позволяют судить о состоянии социальной и академической среды университетов
Благодаря поддержке Фонда Потанина Центр «Культурный город» в Новосибирске развивает новое направление работы
Петербургский цирк нашел источник дополнительного финансирования своих социальных проектов благодаря победе в конкурсе «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Ими стали 5 региональных некоммерческих организаций
Мы продолжаем рассказывать о победителях конкурса «Общее дело»
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Они пройдут обучение по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета
Интервью взято в рамках проекта «Приближая будущее», который реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
Фонд Потанина подвел итоги июльского цикла
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Поправки в федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» приняты в Госдуме в третьем чтении
Экспертный совет конкурса определил 19 победителей: 7 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 12 в номинации «Музеи. Культура. Новая форма»
Проект реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
Пандемия внесла свои коррективы в расписание и планы: впервые программа Фонда прошла в онлайн-формате
Генеральный директора фонда Оксана Орачева дала интервью журналу «Театрал»
Руководство было подготовлено Всемирной ассоциацией поддержки грантодающих организаций (WINGS), переведено на русский язык по заказу Центра
16 организаций получат гранты по программе «Музей без границ»
Как мы реагируем на продление ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса
Фонд Потанина подводит итоги второго цикла конкурса «Общее дело», цель которого – оказать оперативную поддержку НКО и учреждениям культуры, столкнувшимся с серьезными трудностями из-за коронавируса
В форуме приняли участие представители 9 стран: России, Греции, Германии, Великобритании, Канады, США, Латвии, Франции, а также Австралии
В рамках очередного дня форума эксперты обсудили роль музея как драйвера устойчивого развития среды, особенности взаимодействия музеев и медиа в изменившихся условиях, а также рассмотрели арт-терапевтические программы
Второй день форума был посвящен глобальным вызовам 2020 года и адаптации к ним сферы культуры, процессам цифровизации, охватившим различные направления деятельности музеев
Учредитель фонда Владимир Потанин дал интервью газете «Коммерсант»
В этом году форум «Музейный гид» проходит с 26 по 29 мая в цифровом формате
Конференция стала возможна благодаря совместной работе грантополучателей Фонда Потанина: Екатерине Кургановой и Лилии Леоновой
22 мая прошла онлайн-встреча выпускников и студентов Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ)
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» заняла третье место в конкурсе EFMD Excellence in Practice в специальной номинации «Развитие экосистемы»
Фонд Потанина, фонд «Старость в радость» и музейно-творческий кластер «Коломенский Посад» объединились для участия в акции #ЩедрыйВторникСейчас
Подведены итоги первого цикла конкурса «Общее дело», направленного на оперативную поддержку некоммерческого сектора и культурной сферы в преодолении текущего кризиса
Экспертный совет определил 15 победителей второго конкурса «Музейный волонтер»
Внимание! В конкурсе «Музей 4.0» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»
В развитие масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке НКО в период нестабильности Фонд запускает новый грантовый конкурс
Ведущие представители некоммерческого сектора обсудили, как НКО реагируют на пандемию и какие профессиональные инструменты сыграют роль в успешном прохождении кризиса
Генеральный директор Фонда Оксана Орачева приняла участие в дискуссии из серии Philanthropy Backstage, организованной Центром «Благосфера» и компанией Deloitte CIS
Центр развития филантропии представляет обзор инициатив со стороны ведущих филантропических организаций мира в связи с COVID-19
Исследование проведено по заказу Центра развития филантропии
Фонд стал лидером среди корпоративных и частных благотворительных НКО, первое место среди фандрайзинговых благотворительных НКО занял благотворительный фонд «Русфонд»
Интервью взял директор Центра развития филантропии Роман Склоцкий
Руководитель Фонда Оксана Орачева приняла участие в традиционном круглом столе «Артгида»
Внимание! В конкурсе «Музейный волонтер» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Телеканал «Россия 1» в выпуске вечерних новостей рассказал о поддержке, которую оказывают предприниматели для борьбы с коронавирусом в России
Учредитель Фонда в интервью «Комсомольской правде» о поддержке НКО в период эпидемии
В рамках масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке некоммерческих организаций в период нестабильности Фонд запускает конкурс «Новое измерение» с грантовым фондом в 500 млн рублей
Фонд Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО провели онлайн-дискуссию о деятельности НКО в период нестабильности
Конкурс проводится однократно в течение семи месяцев с марта по сентябрь 2020 года включительно с приемом и рассмотрением заявок ежемесячно
Фонд запускает два новых конкурса по поддержке НКО в условиях неопределенности
Фонд подвел итоги зимне-весеннего цикла конкурса
Конкурс проводится для преподавателей магистратуры из 75 ведущих вузов России
В условиях неопределенности, вызванной эпидемией коронавируса, мы хотим обеспечить максимально комфортные условия, чтобы все задуманные грантовые проекты состоялись
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавируса по всему миру, и в соответствии с мерами, вводимыми мэром Москвы, мы вынуждены сообщить о переносе сроков проведения IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство соучастия» с 26-27 марта на осень 2020 г.
Оксана Орачева выступила на пленарном заседании «Культура счастья: роль культурных институтов в благополучии всех и каждого»
Фонд представил возможные пути развития музеев в современном социокультурном контексте
В рамках конкурсной программы Фонд традиционно объявляет специальную номинацию на лучший волонтерский проект музея
Записано радиостанцией «Радио Культура» во время церемонии награждения лауреатов премии газеты The Art Newspaper Russia
В НИУ ВШЭ прошла Международная конференция «Спортивный кластер как центр притяжения городского сообщества — международный опыт и российские социальные инновации»
Учредитель фонда Владимир Потанин стал лауреатом ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад»
20 февраля в Совете Федерации состоялось заседание Совета по развитию социальных инноваций на тему «Фонды целевых капиталов – новые возможности для развития некоммерческих организаций»
Фонд Потанина объявляет победителей стипендиального конкурса
Практический курс по изучению и исследованию форм и возможностей сотрудничества музея и театра
В ходе исследования был разработан подход к определению инфраструктурных организаций, описаны их функции и критерии идентификации
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Об опыте частной поддержки культуры эксперты Фонда рассказали на форуме Culturalica в Екатеринбурге
С 1 января 2020 года ее размер составляет 25 тысяч рублей
Прием заявок продлится до 16 марта 2020 года
Коммерсантъ представляет традиционные рейтинги медиаприсутствия российской деловой элиты в материале «Лига выдающихся бизнесменов-7»
«Сообщество Фонда измеряется масштабами страны»
Проект реализуется в партнерстве с «Институтом театра. Образовательным проектом Фестиваля „Золотая Маска“»
Конкурс направлен на развитие профессиональной мобильности сотрудников российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Эксперты обсудили особенности экономического планирования музейной деятельности и ее взаимосвязь с социальным развитием города
Фонд объявляет конкурс по выбору исполнителя на разработку и реализацию мероприятий Школы в 2020 году
5 декабря в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Светлана Маковецкая, руководитель Центра ГРАНИ рассказывает, как прошел семинар для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры
Вместе с коллегами из НФПК мы представили результаты проекта по развитию магистратуры нового поколения в России
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Премия призвана отметить лучшие проекты компаний и частных лиц в области культуры, экологии и благотворительности
В ходе встречи эксперты обсудили возможности популяризации современного искусства в регионах страны, а также значение куратора, как связующего звена между художником и его аудиторией
Участники дискуссии из России и других стран обсудили российский и международный опыт, лучшие практики и актуальные вопросы развития сотрудничества музеев и театров
Она завершилась церемонией награждения грантополучателей Фонда Святослава Перехожева и Владимира Лузана
Тревел-гранты получат 10 сотрудников некоммерческих организаций
В конкурсе могли принять участие выпускники образовательных программ Фонда, которые реализовывались в течение 20 лет
Медиация, инклюзия, медиакоммуникации – на конференции в Общественной палате РФ представили инновационные кейсы университетов по развитию гражданского общества, в том числе поддержанные Фондом
Фонд и Институт театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») объявляют конкурс на получение 10 тревел-грантов для региональных специалистов музеев
В фокусе программы этого года – тема партнерства и взаимодействия, особенности соучастного проектирования, а также возможности, которые открывают целевые капиталы в объединении ресурсов и усилий ради достижения общей цели
Представляем интервью с российским экономистом Евгением Гонтмахером
Фонд объявляет конкурс на определение исполнителя на разработку и реализацию мероприятий очного этапа конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина в 2019/21 гг.
Подведены итоги очередного цикла конкурса «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ»
Публикуем Манифест Школы фонда-2019, который включил в себя результаты работы июльского форсайта
Мы объявляем конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма», приуроченный к глобальной инициативе «Щедрый Вторник»
Представляем интервью с выдающимся психологом и ученым Александром Асмоловым
Эндаумент-фонд опорного университета Ярославской области получил от Фонда Потанина сертификат на 5 млн рублей в качестве поощрительного взноса
Мы объявляем старт нового цикла стипендиального и грантового конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина и публикуем список вузов-участников программы 2019/2020
Пять городских проектных команд успешно прошли все этапы инициативы и в скором времени смогут приступить к реализации своих замыслов
Фонд объявляет победителей конкурса и пять эндаумент-фондов, которые получат поощрительные взносы
Фонд представил результаты ежегодного рейтинга вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина
На ресурсе собраны статистические данные о социальных проблемах в России, проект реализуется при поддержке Фонда Потанина
Программа стартует 5 ноября 2019 г. в Брюсселе
Эксперты определили победителей регионального и федерального уровней конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
В 2019 году групповая поездка для руководителей музеев предлагает исследовать и оценить лучшие музейные практики
Заявки принимаются до 12 сентября 2019 года включительно
Бизнес-школа им. Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти руководителей российских НКО, которые пройдут обучение по программе «Социальные финансы» с 4 по 8 ноября 2019 года
В сентябре к обучению по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ) приступят 20 победителей конкурса
В Центре развития филантропии нашего фонда стартовало новое направление – «Исследовательские стажировки»
В этом году участники Школы смогли предложить свои идеи и новые подходы к социально ориентированной деятельности
Открыт прием заявок на конкурс «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева, IV межрегиональный конкурс для журналистов и СМИ в сфере культуры
Она предоставит возможность 250 участникам, прошедшим конкурсный отбор, предложить актуальные пути решения общественно значимых задач
Продлевается срок приема заявок на участие в российско-европейской программе обмена Philanthropic Leadership Platform: Russia-Europe
Запуск нового сайта стал завершающим этапом в череде визуальных изменений Фонда
Вклад Владимира Потанина и нашего фонда в поддержку современного искусства и культуры удостоился государственной премии «Инновация»
Визит российских музейных специалистов в Барселону и Мадрид был организован Фондом Потанина совместно с фондом la Caixa
27 июня в брюссельском центре изящных искусств BOZAR прошло торжественное открытие выставки современного российского искусства «Двенадцатый часовой пояс: Заметки из России»
Дипломы вручили 50 выпускникам из 21 страны
Тема российско-испанской стажировки – «Современное искусство для социальных преобразований»
24 июня 2019 в Казани прошел семинар «Перспективы формирования фондов целевого капитала учреждений культуры»
Программа реализуется Центром развития филантропии совместно с European Foundation Center (EFC)
Третьяковская галерея и Фонд Потанина на ПМЭФ объявили о формировании эндаумент-фонда
Экспертный совет определил 250 участников Школы Фонда 2019, которая пройдет с 3 по 7 июля 2019 в отеле «Планерное» в Химках (Московская область)
В Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась защита проектов и выпускной вечер для участников образовательной программы «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала»
Завершающий день форума «Музейный гид» был посвящен двум темам: лидерстве в музейной сфере и музеям в социальных сетях
Третий день форума «Музейный гид» состоял из разноплановых по форме и по содержанию дискуссий, объединенных общей темой – музей в социуме и его диалог с другими сферами культурной и общественной жизни
Проект «Фрагмент занавеса № 16» Музея истории города Махачкалы и Русского драматического театра им. М. Горького стал победителем лаборатории THEATRUM 2019
Актуальным вопросам деятельности региональных музеев и их наиболее значимым инициативам был посвящен второй день форума «Музейный гид»
Форум «Музейный гид» – дискуссионная площадка в программе фестиваля «Интермузей», на которой обсуждаются актуальные вопросы, стоящие на повестке дня российских и международных музеев
В 2019 году участниками программы зарубежной преддипломной практики стали более 120 магистрантов университета
Центр развития филантропии совместно с Европейским центром фондов запускает двухлетнюю российско-европейскую программу обмена
Экспертный совет определил 15 волонтеров, которые примут участие в специальной программе форума «Музейный гид»
Об этом было объявлено в ходе экспертной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху» в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции
На Венецианской биеннале прошла дискуссия на тему сохранения современного искусства, где мы представили новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства
В рамках учебной практики участники будут реализовывать проекты по формированию, использованию и пополнению целевых капиталов своих организаций
В Петербурге состоялась конференция «Магистратура++: программируя образование будущего», организованная Университетом ИТМО и Фондом
Обучение пройдут 30 руководителей и специалистов музейных организаций
Экспертный совет определил 14 победителей конкурса
Фонд Потанина открывает прием заявок на участие в Школе фонда 2019: в год двадцатилетия Фонда Школа изменит свой привычный формат
Фонд объявляет о приеме заявок на участие в специальной программе для музейных волонтеров в рамках форума «Музейный гид».
THEATRUM 2019 — фестиваль музейно-театральных проектов и лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра
В форуме приняло участие 57 спикеров, выступивших на 18 сессиях
Пять руководителей российских НКО получат возможность пройти обучение по программе развития креативного лидерства среди специалистов некоммерческих, общественных организаций, благотворительных фондов, а также фондов целевого капитала
Организатором дискуссии выступил Фонд Потанина
Открыт прием заявок на конкурс
196 профессионалов из сферы культуры и искусства пройдут серию двухдневных семинаров по культурному лидерству, стратегическому планированию и социальному партнерству
По результатам конкурса определены 100 победителей, 5 преподавателей вошли в резервный список
Университет ИТМО совместно с Фондом проводит конференцию «Магистратура ++: программируя образование будущего»
О программах рассказала директор программ Фонда Оксана Фодина
В нем приняли участие представители российских вузов, научных организаций и прессы, опыт Фонда представила директор программ Наталья Шульгина
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2018/2019
Победители в индивидуальной траектории конкурса на поддержку социально значимых инициатив начали стажироваться в российских НКО
В сессии приняла участие генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Оксана Орачева рассказала участникам встречи о деятельности Фонда и основных сферах его работы
Круглый стол о привлечении финансирования в организации культурной сферы на форуме CULTURALICA
По итогам конкурса 65 сотрудников российских музеев получат возможность познакомиться с опытом российских и зарубежных коллег
Заявки принимаются до 28 февраля 2019
В ней приняли участие председатель Совета Лариса Зелькова и генеральный директор Оксана Орачева
Экспертный совет программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Потанина выбрал шесть лучших реализованных проектов – победителей конкурса 2017
Портал «Милосердие» о юбилее Фонда
С 28 января по 9 февраля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина организует второй, очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина
Спикером выступила генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Дипломы победителям стипендиального конкурса вручила директор программ Наталья Шульгина
Определены участники очередного этапа инициативы Фонда Потанина «Музей. Сила места»
Генеральный директор Фонда подводит итоги года
Накануне 20-летнего юбилея фонда Владимир Потанин стал участником проекта #потомучтолюди
Подведены итоги первого этапа студенческого конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина
Объявлены имена полуфиналистов студенческого конкурса
Дискуссия «НКО-профи. Откуда они берутся», состоявшаяся во время Общероссийского гражданского форума, объединила представителей некоммерческих организаций, заинтересованных в дальнейшей профессионализации сектора
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов – проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов - проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
Фонд социальных инвестиций в рамках VI Общероссийского гражданского форума провел круглый стол «Социальные финансы для устойчивого развития»
Музей представил новые поступления в свою коллекцию
Вручение дипломов было приурочено к Дням Эрмитажа и стало частью торжественной церемонии чествования лучших сотрудников музея
В Пермском государственном национальном исследовательском университете прошел экспертный круглый стол «Примирение как процедура и результат разрешения конфликтов: традиции, современные вызовы и перспективы»
5 апреля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО проводят III Международный форум «Эндаументы-2019».
Результаты исследования "Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения" были впервые представлены на семинаре "Развитие российской магистратуры: институциональные условия и инструменты оценки"
28 ноября в Европейском парламенте Брюсселя прошла торжественная церемония награждения победителей премии Corporate Art Awards
29 ноября в музее-усадьбе А.Т. Болотова прошла презентация проекта «В поисках утраченного» конкурса «Музейный гид 2017»
С 26 ноября 2018 года по 20 февраля 2019 включительно Фонд Потанина принимает заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность, на конкурс проектов «Музей 4.0»
Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса музейных проектов «Музей 4.0»
В дискуссии Фонда приняли участие представители ведущих культурных учреждений
В этом году стипендии и гранты получили 11 омичей, а Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского занял второе место в рейтинге фонда
Среди участников курса – пять сотрудников российских НКО, победивших в конкурсном отборе
Победители регионального этапа ежегодного конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева приняли участие в специальной программе в рамках Дней Эрмитажа 2018
Фонд Потанина объявляет прием заявок на участие профессионалов музейной сферы в образовательных поездках по России и за рубежом
Открыт очередной цикл конкурс для музейных специалистов «Музейный десант»
Фонд принял участие в XVI ежегодной конференции Форума Доноров, которая состоялась 25 октября в Москве и была посвящена нефинансовым ресурсам филантропии
На нем презентовано исследование по изучению российской магистратуры
На нем презентовано исследование по изучению трансформации российской магистратуры
В нем приняли участие 30 представителей культурных институций из 16 городов России
Идет прием заявок на стипендиальный и грантовый конкурсы программы
Фонд открывает очередной сезон Стипендиальной программы Владимира Потанина
Список вузов-участников Стипендиальной программы 2018/2019 года пополнили Московский городской педагогический университет, Российский государственный социальный университет и Самарский государственный технический университет
Марина Цуркан, победитель грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2017 года, стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу
В нем приняли участие победители конкурсов «Центры знаний по целевым капиталам» и «Центры социальных инноваций в сфере культуры»
Федор Губарев, доцент Томского политехнического университета, рассказывает о разработанной магистерской программе
Инициатива Фонда по продвижению русского искусства ХХ века теперь и в Третьяковской галерее
Экспертный совет определил победителей регионального этапа и победителей в номинациях конкурса профессионального мастерства «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Рейтинг базируется на информации, относящейся к магистратуре, и традиционно оценивает качество образовательной среды в ведущих университетах России
На фестивале прошел круглый стол по целевым капиталам
30 представителей культурных институций из 16 городов России пройдут в СКОЛКОВО трехдневный образовательный интенсив
В конце июля Бизнес-школа имени Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти сотрудников российских НКО, которые пройдут недельную стажировку по курсу «Социальные финансы» в 2018 году в Оксфорде
Cтартовал первый этап программы развития искусства в российских регионах NEMOSKVA, получившем поддержку Фонда
27 июля 2018 года в Музее Зеленограда состоялась презентация проекта «Покажите мне звук!» - победителя грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Фонд и Российский Международный Олимпийский Университет подвели итоги конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
К дискуссии присоединились генеральный директор Фонда Оксана Орачева и директор юридической службы Фонда Анастасия Кумаритова
Опыт Пермского края по интерпретации наследия пермского геологического периода с успехом представлен на V Международном палеонтологическом конгрессе, состоявшемся в Париже 9-13 июля
Открыт прием заявок на журналистскую премию «Искусный глагол»
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Доктор психологических наук Тимофей Нестик рассказал участникам Школы Фонда о том, как не ошибиться в выборе профессиональной траектории
Участники пресс-центра поговорили с автором исследования «Атлас новых профессий» о том, какие профессии будут востребованы в будущем
Идеолог проекта One Ball. One World рассказал о своей некоммерческой организации и объединяющей силе футбола
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе Фонда был презентован проект «НКО-Профи»
Участники индивидуальной траектории Школы Фонда поговорили с Михаилом Шацем о будущем России и о футболе
Учредитель Фонда дал комментарий журналу Alliance Magazine
Школа собрала более 250 магистрантов и преподавателей из 55 ведущих российских вузов России
Магистранты и преподаватели из 55 ведущих российских вузов собрались вместе, чтобы познакомиться с лучшими практиками некоммерческого сектора, развить свои социальные навыки и навыки проектирования, необходимые для решения общественно значимых задач
Среди победителей конкурсной программы фестиваля — грантополучатели и партнеры Фонда
Оксфордская программа по социальным финансам рассчитана на развитие креативного лидерства у специалистов благотворительных фондов, некоммерческих и общественных организаций, а также фондов целевого капитала
В масштабном ежегодном мероприятии примут участие 278 человек из 55 вузов – победители Стипендиальной программы Владимира Потанина последних трех лет
Школа станет площадкой для новых знакомств, обсуждения лучших практик решения социально значимых задач и формирования сообщества лидеров, способных стать драйверами устойчивых позитивных изменений в обществе.
Проект «Campus Martius, или как стать гражданином Пермского университета» Музея истории Пермского университета победил в конкурсе университетских музеев ИКОМ
20 выпускников РМОУ – стипендиаты конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
Экспертный совет подвел итоги конкурса на создание центров социальных инноваций в сфере культуры
Маршрут перезапущен в рамках проекта «Люди слюдяной горы» – победителя грантового конкурса 2017 года программы «Музейный гид»
Участники мероприятия обсудили возможности грантового конкурса как инструмента развития и познакомились с успешными технологиями и практиками конкурсных механизмов
Приглашенные профессоры получат грант на чтение курса лекций для спортивных менеджеров по программе «Мастер спортивного администрирования» РМОУ
В числе победителей конкурсной программы фестиваля - грантополучатели и партнеры Фонда
Церемония состоялась на главной сцене «Интермузея - 2018»
В ходе форума состоялась форсайт-сессия новой инициативы Фонда «Музей. Сила места»
Темой второго дня форума стал музей как инструмент достижения общественного согласия и драйвер развития территорий
На форуме представлены два исследования в сфере культуры
Форум открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Форум «Музейный гид» 2018 открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Фонд представляет результаты исследования эффективности своих программ
Определены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
Объявлены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
В связи с масштабными работами по благоустройству доступ в зону Центральной аллеи ВДНХ закрыт до 1 июня.
Результаты исследования будут представлены на форуме «Музейный гид»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
21 мая 2018 состоялась церемония награждения стипендиатов Фонда – студентов Международного государственного института международных отношений
Фонд на конференции по новым технологиям образования в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
2 июня представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
Мероприятие состоится 2 июня 2018 в ходе форума «Музейный гид»
Конкурс профессионального мастерства открыт до 15 мая
В связи с длительным периодом майских отпусков Фонд продлевает прием заявок
Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума
Новая инициатива Фонда будет представлена в ходе форума «Музейный гид»
Начался прием заявок на повышение квалификации в бизнес-школе Саида
Семинар, организованный фондом «Друзья», прошел 25 апреля 2018 в лектории «Прямая речь»
Награды получили журналисты, рассказывающие о профессионалах некоммерческой сферы
Форсайт-сессия, определяющая потенциал развития 24 городов на основе культуры, пройдет 2 июня в Москве
В Генеральском доме в Ижевске открылась выставка, посвященная столетию Ижевско-Воткинского восстания
Тема целевых капиталов на Международном образовательном салоне-2018
Ежегодный форум, проводимый при поддержке Фонда, собрал более 280 участников из 45 городов России
На Красноярском экономическом форуме Фонд анонсировал новую культурную инициативу
Фонд отметит наградами создателей самых успешных музейных моделей
C 30 марта – 1 апреля на базе ДОЛ «Восход» состоялся Первый региональный слет волонтерских организаций Системы профессионального образования Томской области
Фонд объявляет о начале приема заявок на новый конкурс профессионального мастерства
Победители конкурса смогут принять участие в Школе фонда
Победители конкурса смогут принять участие в Школе фонда
Форум собрал ведущих российских и зарубежных экспертов в сфере целевых капиталов
Победители конкурса получат гранты до 5 млн рублей
Руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина рассказывает о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».
Список победителей конкурса «Музейный десант» 2017/18
40 сотрудников российских музеев получат гранты на поездки
Серия публичных дискуссий в Третьяковской галерее, организованная при поддержке Фонда, открылась встречей с директором Большого театра
Четырехкратный потанинский стипендиат из Владивостока Сергей Дышловой стал ученым биохимиком и работает над созданием лекарства от рака.
Расписание вебинаров, онлайн-консультаций и презентаций конкурса
Экспертный совет подвел итоги двух конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина: конкурса на получение именной стипендии и конкурса на получение грантов преподавателями магистратуры
В Год волонтера Фонд удвоил размер премии
Заявки на лучший проект по работе с волонтерами принимаются до 30 марта 2018
В Год волонтера Фонд удвоил размер премии
Фонд на конференции «Благотворительность в России»
Принимаются заявки на стипендии спортивным менеджерам и гранты приглашенным профессорам
Награду получит Пуджа Марваха, правозащитница из Индии
Фонд объявляет о начале приема заявок на новый конкурс музейных проектов «Музей 4.0»
География поездок – от Калининграда до Аляски
Генеральный директор Фонда − журналу Alliance о переменах в благотворительной сфере
Благодаря сотрудничеству с факультетом лингвистики МГТУ им. Н. Э. Баумана Владимиру Лазареву удалось создать оригинальную бинарную форму проведения занятий