Назад

Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

На конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» были представлены результаты первого этапа социологического исследования «Рождение российской магистратуры». Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина.

Задача – определить место российской магистратуры в системе высшего образования, изучить процесс ее становления и трансформации, влияние на рынок труда, а также образовательные траектории российских студентов. В рамках исследования было опрошено 500 преподавателей, 1750 студентов бакалавриата и 1500 магистрантов в 25 вузах из разных регионов страны.

Тенденции развития российской магистратуры

В начале круглого стола советник ректора НИУ ВШЭ Александра Серова обрисовала исторический контекст и современные тренды развития магистратуры в России.

Впервые магистерская степень была введена еще в 1803 году, наряду со степенями кандидата и доктора наук. В постсоветской России магистерские программы и так называемые «магистерские университеты» стали появляться еще в 90-х гг. ХХ века. В 2003 году страна присоединилась к Болонскому процессу. Переходный период продлился до 2010 года, после чего прием в российскую магистратуру по российским магистерским программам стал обязательным.

Три названные исторические линии и сегодня задают тенденции развития. Первая: магистратура как продолжение бакалавариата, в результате чего получается полное высшее образование, равное специалитету. Вторая: магистратура как часть пути к академической карьере. Третья: магистратура как своего рода практика, получение конкретных навыков для определенной профессии.

Отсюда возникает четыре основных типа трендов, которые любопытно исследовать. Первый – «исторически сложилось», восприятие диплома магистра как ученой степени. Второй связан с советско-российской спецификой, когда государство очень сильно определяет и задает образовательную повестку. Если бы сейчас не было прямого указания от государства, многие вузы не развивали бы магистерские программы. Третий и четвертый тип трендов связаны с глобальными вызовами, которые возникают перед российским образованием и рынком труда

«До сих пор в России не устоялось единое мнение о том, что же такое магистратура. Мы решаем: это степень или квалификация, основное или дополнительное образование, или непрерывное, но тогда в какую сторону – в сторону аспирантуры или профессии», - сказала эксперт.

Среди других интересных для анализа направлений она отметила оптимизацию магистерских программ по срокам и формам реализации, а также вопрос о том, стоит ли делать их под заказ (государства, бизнеса, конкретных людей).

Эксперт также привела данные исследования ВШЭ от 2017 года, согласно которым подавляющее число российских магистрантов обучаются в Москве и Санкт-Петербурге. При этом университеты, которые раньше были чисто магистерскими, постепенно расширяют свой профиль, добавляют бакалавриат, а чисто магистерскими становятся вузы с очень небольшим (менее сотни) общим числом студентов. В то же время в университетах, где количество магистрантов измеряется тысячами, они составляют от четверти до трети всех учащихся. Это говорит о том, что магистратура сейчас не может быть оторвана от общей системы образования и жить в каких-то особых условиях.

Ситуация в регионах

Исследования, проведенные участниками проекта из регионов, показали, что среди причин поступления в магистратуру на первом месте стоит самореализация и расширение знаний. Также отмечается большой спрос на программы, ориентированные на получение практических навыков. При выборе вуза абитуриенты ориентируются на его близость к дому, репутацию и наличие сильных преподавателей.

Большинство студентов не видят разницы между бакалавриатом и магистратурой в их влиянии на карьерную траекторию, хотя есть и те, кто приходит именно за дипломом, чтобы занять определенную должность.

Чем дальше от столиц, тем больше в магистратуре людей взрослых, с опытом работы. Как правило, они стремятся поступать по тому направлению, по которому уже учились ранее. То есть, магистратура рассматривается не как возможность получения новой профессии, а как дополнительное образование по уже имеющейся специальности. В то же время запрос на получение другой профессии очень заметен у заочников, число которых последние несколько лет растет.

Мобильность студентов

Заведующая кафедрой общей и социальной подготовки Тюменского госуниверситета Ирина Емельянова представила анализ мобильности студентов. Это качество они сами оценивают как одно из важнейших для успешной самореализации и в профессиональном, и в социальном плане. В то же время система сопровождения мобильности на данный момент отстает от запросов учащихся.

В частности, нет механизмов учета сроков семестра и промежуточной аттестации в России и за рубежом (это приводит к возникновению задолженности у студента) и включения результатов обучения в заграничных вузах в диплом о высшем образовании. Отсутствует персональная ответственность за перезачет учебных дисциплин.

На этом фоне внутренняя студенческая мобильность в России намного опережает внешнюю, международную. Преобладающей формой является участие в конференциях в других российских вузах – 51%. На аналогичные мероприятия в заграничные учреждения выезжает лишь 2% российских студентов. Еще по 5% проходят там стажировку или обучение в течение как минимум одного семестра. Стажировку в других российских вузах проходят 4%, а вот обучение – 14%. В совместных проектах с другими российскими вузами участвует 15%, с зарубежными – 4%.

Магистратура: взгляд работодателя

Гульшат Суханова из Института образования НИУ ВШЭ исследовала отношение работодателей к диплому магистра и выяснила, что большинство из них (56%) не согласны с тем, что бакалавриат дает неоконченное высшее образование. Поддерживают это утверждение 27%. Еще 17% затруднились с ответом.

Включая требование о наличии высшего образования в текст вакансии, 62% компаний подразумевают диплом бакалавра, 30% - диплом специалиста и только 8% - диплом магистра. Вместе с тем, всего 29% организаций не имеют в своем штатном расписании должностей, требующих наличия магистерской степени.

85% работодателей заявили, что уровень полученного высшего образования не влияет на стартовую должность и оклад при приеме на работу.

53% респондентов считают переход России на двухуровневую систему высшего образования неудачной или, как минимум, сомнительной реформой. Противоположной точки зрения придерживаются 47%.

Другие материалы блога

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров
27 ноября 2023
Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на панельной дискуссии «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе» XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

Оксана Орачева

Генеральный директор

Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина
14 августа 2023
Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина

Директор по управлению целевыми капиталами Фонда проанализировал инвестиционные результаты эндаумента

Владимир Цупров

Советник генерального директора

#Эндаументы
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»
20 февраля 2021
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»

Центр развития филантропии Фонда Потанина представил обзор, посвященный взаимодействию зарубежных донорских организаций с грантополучателями

#Центр развития филантропии
Цели устойчивого развития в работе НКО
14 октября 2020
Цели устойчивого развития в работе НКО

На мой взгляд, сегодня наиболее заметны три барьера на пути достижения целей устойчивого развития

Что ждет благотворительность в будущем
18 июня 2020
Что ждет благотворительность в будущем

Пандемия нанесла ощутимый удар по некоммерческому сектору. Благотворительным организациям необходимо найти оптимальные, системные решения для выживания, восстановления и выхода на новый уровень

#Центр развития филантропии
Инновации и развитие: дело времени
19 декабря 2019
Инновации и развитие: дело времени

К завершению первого года работы направления «Инновации и развитие» о результатах и дальнейших планах

Ирина Лапидус

Директор программ

Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить
13 декабря 2019
Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить

Любовь Заварыкина подготовила рекомендации, как составить беспроигрышную заявку для получения гранта в любой грантодающей организации

#Магистратура
Путь добровольцев
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

#Филантропия
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»
25 ноября 2019
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

#Центр развития филантропии
Формирование международной репутации
31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

#Некоммерческие организации
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции
9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

Мероприятие прошло в рамках международного симпозиума «Динамические системы, оптимальное управление и математическое моделирование»

Анатолий Торкунов

#Образование
Магистранты о магистратуре
12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Магистратура сегодня и в будущем
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Как сегодня трансформируется магистерское образование

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Болевые точки магистратуры
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Болевые точки магистратуры

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Новый fondpotanin.ru
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

Блог «Обзор филантропии в Китае»
16 мая 2019
Блог «Обзор филантропии в Китае»

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

#Центр развития филантропии
Высшая школа бизнеса МГУ
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

#Образование
Действовать как лаборатория
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes