Назад

Магистратура сегодня и в будущем

Цифровая экономика диктует новые требования к образованию: непрерывность, гибкость, развитие soft skills и «пограничных» компетенций на стыке разных наук. Растет ассортимент учебных программ, обостряется конкуренция за лучших студентов. Вопрос о том, как трансформируется в этих условиях магистерское образование, обсуждали участники пленарного заседания конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего», организованной Университетом ИТМО и Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Люди и экосистемы

Сегодня конкурируют не конкретные университеты, а экосистемы, которые формируются внутри и вокруг них, уверен ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. При этом треки развития могут быть разными и зависят от той позиции, которую выбирает сам вуз, его миссии и стратегических целей. Например, кто-то решает соревноваться на глобальном уровне, для другого достаточно регионального масштаба, третий может сфокусироваться на подготовке кадров для определенной отрасли. Если путь выбран правильно, то и результат будет хорошим.

Исходя из выбранной миссии, целей и задач формируются и требования к ресурсам. «Для ИТМО, безусловно, центральным звеном являются люди – борьба за таланты как учащих, так и учащихся», - отметил ректор.

По его словам, университет должен выступать интегратором всех людей и групп, вовлеченных в систему образования – от школьников и студентов до выпускников, которые должны возвращаться в alma mater и влиять на развитие вуза, преподавателей и представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в подготовке качественных кадров.

Позиция бизнеса: три степени зрелости

Бизнес часто обвиняет вузы в том, что их выпускников приходится доучивать и переучивать на рабочем месте. Но это дорога с двусторонним движением, считает глава департамента инвестиций, исследований и образования JetBrains Андрей Иванов. Чтобы получить необходимых сотрудников, бизнес сам должен принимать участие в их подготовке.

Эксперт выделяет три степени зрелости в отношении компании к взаимодействию с вузом. Первый уровень: организация приходит в университет только для того, чтобы выбрать и заманить к себе на работу лучших выпускников. Эта позиция преобладала в «нулевых», но теперь не работает, поскольку компаний стало больше, а университетов меньше. К тому же объем информации постоянно расширяется, и каждый вуз может преподавать лишь ограниченную часть знаний. Шансы на то, что они совпадут с потребностями компании, сегодня невелики.

Второй уровень: компания готова активно сотрудничать с университетом на более ранних стадиях, чтобы иметь доступ к выпускникам, но не знает, что именно она может сделать.

Третий уровень: организация понимает, как можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество с вузом, и сама предлагает различные решения – от специализированных лекций до индивидуальной работы со студентами. Если такая работа начинается уже с первого курса, к выпуску бизнес получает полноценного сотрудника.

Рынок труда сейчас сильно дробится, и магистратура пытается повторить это дробление, отметил ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков. Например, появляется не просто магистерская программа по экологии, но отдельно по климату, глобальному похолоданию, флоре, фауне, устойчивому развитию и т.д.

Одновременно магистратура пытается уничтожить институт наставничества и дать магистрам даже такие навыки, которые раньше осваивались уже непосредственно на рабочем месте. В то же время продолжает нарастать запрос на междисциплинарность. Именно на стыке происходит все самое интересное, рождаются новые знания, и магистратура пытается закрепить этот процесс, считает эксперт.

«В результате магистратура превращается в совершенно фантастическое поле для экспериментирования», - резюмирует он.

Знания или skills: как и чему должна учить магистратура?

Еще один насущный вопрос – взаимодействие традиционного высшего образования с другими формами обучения, в том числе онлайн-курсами. По мнению ректора Университета Нархоз Эндрю Вахтеля, такие ресурсы эффективны для достаточно зрелых людей, которые уже имеют опыт обучения, работы и лучше осознают свои потребности, в отличие от вчерашних школьников. А 18-летних бакалавров сначала надо социализировать и научить учиться. Эксперт также заметил, что современные студенты магистратуры все чаще хотят навыков, и более фундаментальные знания приходится давать им по остаточному принципу.

Генеральный директор Университета НТИ «20.35» Василий Третьяков видит огромную перспективу в том, чтобы создавать сетевые магистратуры, которые изначально строятся как симбиоз онлайн и оффлайн-курсов. Причем такое образовательное пространство может быть сформировано на базе нескольких университетов. «Университет получает, в первую очередь, цифровую платформу, на которой заданы программы, требования к компетенциям, методы их проверки. И дальше в рамках этой платформы строится индивидуальная траектория обучения студентов», - поясняет он. Полученные таким образом данные можно, в том числе, использовать для управления процессом развития среды, которую создает вуз, отмечает эксперт.

Университеты должны учить студентов критическому и системному мышлению, и выпускать компетентных бунтарей, способных выходит за рамки обыденного, работать в условиях междисциплинарности, добавил профессор университета Амстердама Питер Слот.

Новые вызовы требует нового сложного человека, который умеет учиться, может освоить любую задачу, быть лидером, способен адаптироваться к изменениям, имеет свободу принятия решений и волю, чтобы их осуществлять, подчеркнул заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Современный сложный мир допускает самые разные сценарии, и на повестке дня уже сочетание не двух, а 3-4 дисциплин, констатирует он.

Кто заплатит?

Меняется и модель финансирования образования. Доминирует по-прежнему государство, но и частные вузы больше не воспринимаются как однозначно некачественные: подход стал более гибким, все зависит от конкретного института, программ, преподавателей. При этом поддержка образования остается одним из самых популярных направлений в деятельности благотворительных организаций.

Но частные инвестиции не замещают другие источники средств: они помогают тем, кто не может получить финансирование иными способами. Задача филантропии – сформировать повестку будущего, опробовать модели, провести эксперимент, задать тренд и идти дальше, считает генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Именно поэтому акцент делается на поддержку магистратуры, которая является достаточно гибкой системой, позволяющей раскрыть и реализовать научный и человеческий потенциал.

В России недостаточно развита система обучения на заемные средства, отметили также участники дискуссии. Налаживание здоровой системы кредитования высшего образования может стать стратегической задачей и для банковского сектора, и для самой сферы образования, и для государства.

Другие материалы блога

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров
27 ноября 2023
Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на панельной дискуссии «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе» XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

Оксана Орачева

Генеральный директор

Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина
14 августа 2023
Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина

Директор по управлению целевыми капиталами Фонда проанализировал инвестиционные результаты эндаумента

Владимир Цупров

Советник генерального директора

#Эндаументы
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»
20 февраля 2021
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»

Центр развития филантропии Фонда Потанина представил обзор, посвященный взаимодействию зарубежных донорских организаций с грантополучателями

#Центр развития филантропии
Цели устойчивого развития в работе НКО
14 октября 2020
Цели устойчивого развития в работе НКО

На мой взгляд, сегодня наиболее заметны три барьера на пути достижения целей устойчивого развития

Что ждет благотворительность в будущем
18 июня 2020
Что ждет благотворительность в будущем

Пандемия нанесла ощутимый удар по некоммерческому сектору. Благотворительным организациям необходимо найти оптимальные, системные решения для выживания, восстановления и выхода на новый уровень

#Центр развития филантропии
Инновации и развитие: дело времени
19 декабря 2019
Инновации и развитие: дело времени

К завершению первого года работы направления «Инновации и развитие» о результатах и дальнейших планах

Ирина Лапидус

Директор программ

Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить
13 декабря 2019
Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить

Любовь Заварыкина подготовила рекомендации, как составить беспроигрышную заявку для получения гранта в любой грантодающей организации

#Магистратура
Путь добровольцев
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

#Филантропия
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»
25 ноября 2019
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

#Центр развития филантропии
Формирование международной репутации
31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

#Некоммерческие организации
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции
9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

Мероприятие прошло в рамках международного симпозиума «Динамические системы, оптимальное управление и математическое моделирование»

Анатолий Торкунов

#Образование
Магистранты о магистратуре
12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Болевые точки магистратуры
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Болевые точки магистратуры

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Новый fondpotanin.ru
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования
1 июля 2019
Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Блог «Обзор филантропии в Китае»
16 мая 2019
Блог «Обзор филантропии в Китае»

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

#Центр развития филантропии
Высшая школа бизнеса МГУ
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

#Образование
Действовать как лаборатория
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes