Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Магистранты о магистратуре

Одной из ключевых тем на конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» стала мотивация и запросы тех, кто выбирает такую форму обучения. Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения? На эти вопросы ответили сами студенты и выпускники магистратуры в ходе специальной сессии. 

Как выяснилось, причины, побуждающие абитуриентов поступать в магистратуру, достаточно разные. Кого-то просто уговорили родственники. Кто-то еще в бакалавриате нацелился на научную карьеру, которая невозможна без последовательного прохождения всех ступеней высшего образования. 

Жители дальних окраин рассматривают магистратуру в том числе как мостик в крупные города – сначала в региональные центры, далее в Москву и Санкт-Петербург. Но пространственная мобильность ограничивается финансовыми возможностями человека. Не все вузы могут предоставить магистрантам стипендии, размер которых позволяет думать об учебе, а не о том, как свести концы с концами.
Распространенное мнение, что юноши идут в магистратуру, чтобы избежать армии, тоже не лишено основания. Но далеко не всегда этот фактор является определяющим. Талантливым выпускникам бакалавриата работодатели сами предлагают различные варианты избавления от военной службы. 

Еще одна популярная причина – желание продлить студенческие годы или углубить знания, полученные в бакалавриате. Некоторые участники панели, напротив, успели поработать по первой специальности и решили скорректировать свой профессиональный трек, получить знания и навыки в другой области. 

В целом магистратура положительно влияет на развитие карьеры, считают молодые люди. В частности, диплом магистра сам по себе позволяет претендовать на ряд должностей, недоступных бакалаврам. Но еще ценнее возможность стажировок, как в российских, так и в международных компаниях. Магистранты рассчитывают в ходе обучения наработать портфель реальных проектов с реальными компаниями в разных сферах. Наличие конкретных практических кейсов, компетенций и навыков в определенной области зачастую для работодателя важнее, чем дипломы, отмечали участники дискуссии. 

Компании конкурируют с университетами и готовы брать не только бакалавров, но даже вчерашних школьников с определенными базовыми навыками (например, знанием английского языка и основных компьютерных программ) и дальше обучать их под себя. И вопрос не в том, что считать за полное высшее образование, а в том, дает ли магистратура что-то новое по сравнению с бакалавриатом. Для многих студентов ответ не очевиден, поскольку предметы и преподаватели зачастую одни и те же. 

По мнению магистрантов, в России все еще недостаточно гибкости в университетском образовании. Они хотели бы в процессе обучения использовать большее число форматов, в том числе оналайн-платформ, а также, обучаясь в магистратуре одного направления, брать курсы с другого. 

С точки зрения студентов, идеальный преподаватель в магистратуре – это человек, который идет рядом, но на шаг впереди. Он должен быть не столько ментором, сколько коллегой, партнером, который открыт для общения, и не просто диктует материал, но и реагирует на замечания учащихся. При этом все-таки важно умение донести знания. Также желательно, чтобы этот человек обладал практическими навыками, собственным опытом работы в том направлении, которое изучается в магистерской программе. 

Поскольку гибкость – одно из ключевых требований к современной магистратуре, преподаватель закономерно не должен быть ретроградом. Магистранты хотят видеть на этом месте человека, который сам постоянно развивается, ищет новую информацию по своему предмету и приносит ее на кафедру. Лучшие курсы – те, что не соответствуют плану, отмечали некоторые выступавшие. Они также обратили внимание на проблему взаимопонимания поколений во многих российских вузах, где средний возраст преподавательского состава – 60+. 

Большинство из участников панели – стипендиаты Фонда Потанина. Они отметили, что в России практически нет других более или менее крупных фондов, которые поддерживали бы студентов, давая им возможность заниматься исследованиями, а не поиском подработок. Помимо денег стипендиальные программы Фонда Потанина дают также знакомство с интересными людьми и возможность участия в различных проектах с привлечением опытных профессионалов. 

Пытаясь в заключение разговора определить одним словом, что такое магистратура, ее студенты и выпускники отметили, что это возможность еще немного поучиться, сменить карьерную траекторию или накопить опыт работы в выбранной сфере для будущего карьерного роста, углубить свои знания и выиграть время, чтобы точно определиться, чем хочешь заниматься дальше.

Другие материалы блога

9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

В начале октября я побывала сразу на нескольких мероприятиях в Иркутске. Коллеги из Иркутского государственного университета пригласили меня принять участие в круглом столе по вопросам развития магистратуры в России и за рубежом. 

Наталья Шульгина

Директор программ

#Образование
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Как сегодня трансформируется магистерское образование

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Что заставляет людей идти в магистратуру, стоит ли тянуть туда студентов сразу после бакалавриата, и что важнее – количество магистрантов или их качество

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
1 июля 2019
Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

#Образование
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

Оксана Орачева

Генеральный директор

#Филантропия
25 ноября 2019
Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор по связям с общественностью

#Некоммерческие организации
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор по связям с общественностью

16 мая 2019
Обзор филантропии в Китае

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

#Филантропия
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes

Оксана Орачева

Генеральный директор