Назад

Елена Павлуш: «Актуальные вчера знания сегодня могут быть недостаточными»

Елена Павлуш преподает математику в общеобразовательной школе Владивостока и учится в магистратуре Школы педагогики Дальневосточного федерального университета. За два последних года она стала экспертом ОГЭ и ЕГЭ, написала несколько научных статей, разработала программы элективных курсов, в тандеме с мужем создала и развивает открытую обучающую и тестирующую систему по математике MathForms. А еще Елена недавно стала бабушкой и… одержала уверенную победу в стипендиальном конкурсе Фонда!

Елена, вы много лет работаете в школе. Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный школьный учитель? В чем должна заключаться его «сверхзадача»?

Современный школьный учитель должен быть профессионалом. Это значит, знать и любить дисциплину, которую он преподает, но при этом помнить, что жизнь не стоит на месте, что актуальные вчера знания сегодня могут быть недостаточными. Он должен учиться и развиваться непрерывно, причем чем шире будет охват обучения, тем лучше. Мне очень нравится идея, что педагогические вузы должны выпускать специалистов широкого профиля, способных преподавать сразу несколько смежных дисциплин. Учитель, и не только школьный, и не только современный должен быть образцом поведения. Это не значит, что он не может вести соцсети и фотографироваться в купальнике. Но это значит, что он очень хорошо понимает уровень своей ответственности в непростом деле развития личности человека и гражданина. Учитель должен гореть, и тогда он сможет зажечь детские сердца — любовью к предмету, любовью к школе, любовью к жизни.  

В своем мотивационном письме на конкурс Фонда Потанина вы написали, что очень хотите, чтобы образование в России изменилось. Какой вы видите систему образования в будущем?

В общих чертах я ее вижу системной. Когда прежде, чем дать указание внедрить что-либо на местах, чиновники подумают, а возможно ли это. Когда учитель за ставку будет получать достойное вознаграждение. Когда знания, полученные в школе, действительно будут нужны. Мне очень близки сингапурская и финская системы образования. Я считаю, что в погоне за баллами мы теряем детей, для которых школа — это 11 лет жизни. И эта жизнь должна быть интересной, разнообразной и современной.

Вы поступили в магистратуру в довольно зрелом возрасте. Чем было вызвано это решение? Не вызывает ли дискомфорт, когда за соседними партами в университете сидят более молодые студенты?

К обучению в магистратуре меня порекомендовала администрация школы, где я работаю. Дело в том, что наш набор по направлению «Преподавание математики в школе на углубленном уровне» был первым. И целью Школы педагогики ДВФУ было создать костяк учителей, способных учить по-новому не только учеников, но и своих коллег. Именно поэтому возраст магистрантов нашей группы от 21 до 56 лет. Так что я в этом плане середнячок. Что же касается вопроса, почему я согласилась идти учиться, то ответ простой.  Я — рьяный сторонник ФГОС, считаю, что учитель обязательно должен быть педагогом. А так как мое первое образование — математик, то пробелы в педагогике мне приходилось и приходится преодолевать самостоятельно. Конечно, опыт помогает. Но все-таки общение со специалистами, с более молодыми коллегами бесценно.

Вы инициировали создание Сообщества математиков Приморья. Расскажите, пожалуйста, для чего оно было создано, и какие задачи призвано решать?

Система российского образования очень консервативна и неповоротлива. Мы живем на окраине страны, а это значит, что пока нововведения дойдут до нас, они не только потеряют свою актуальность, но и обретут огромное количество дополнений, изменений, толкований, которые порой меняют смысл настолько, что белое становится черным. Так произошло со ФГОС, так происходит с Государственной итоговой аттестацией. Несмотря на то, что Приморский край очень небольшой и малонаселенный, общение между педагогами даже одного района сошло на нет. Официальные встречи чрезвычайно редки и непродуктивны. А между тем XXI век и цифровое пространство вовсю диктуют свои правила. Чтобы быть эффективными, мы должны учиться, должны помогать друг другу. Именно поэтому мы и создали Сообщество. И его девиз: «Давайте делиться и умножаться!»

Вы выступали в роли идеолога, координатора и организатора нескольких крупных проектов в Лицее информационных технологий ДВФУ. Могли бы немного рассказать о них? В чем их значимость?

Дело в том, что я прирожденный менеджер проектов. Если я вижу, что в окружающем меня пространстве есть пока еще не сформировавшийся запрос на какую-либо деятельность, и есть люди, способные стать командой, то я начинаю процесс. Лицей информационных технологий ДВФУ безусловно был создан как инновационное образовательное заведение. В нем работали умные, творческие и при этом рационально мыслящие специалисты. Им под стать были лицеисты и их семьи. Поэтому проектная деятельность в этом учебном заведении не была пустым звуком. Самым крупным проектом, инициированным и реализованным мною в Лицее, стал проект «Профессия» — ежегодный день профессионального общения с родителями, лицеистами-стартаперами. Именно лекции от родителей и мастер-классы от лицеистов делали его значимым для всех. Кроме того в этот день мы обязательно организовывали ярмарку, где лицеисты могли примерить на себя роли продавцов, промоутеров, поваров-технологов. У нас была собственная валюта «литлайк» разного достоинства, которой лицеисты расплачивались за товар. Команды будущих журналистов и фотографов готовили фото и видеоотчеты, брали интервью и писали заметки, размещаемые позже на сайте Лицея, который, кстати, тоже был нашим проектом. Вообще, идей было много. Проекты рождались, рождаются и будут рождаться всегда и везде. Мне просто повезло такой родиться. И еще мне очень везет с окружающими меня людьми. Они вдохновляют, а моя задача — все систематизировать и довести до триумфального финиша. Что же касается школьных проектов, то, на мой взгляд, с их помощью формируются традиции, а значит дух учебного заведения. Кроме того, формируются универсальные учебные навыки, развиваются личностные качества и гражданская позиция.

Что дала вам победа в Стипендиальной программе Владимира Потанина?

Благодаря этой победе у меня развернулись крылья. После прощания с Лицеем мне показалось, что интеллект, творчество, структурированность — не самые востребованные качества в наше время. Я оказалась не права, и очень этому рада. Теперь я всем и каждому рассказываю, что вечные ценности живы. И что стремление развиваться может поощряться. В том числе материально. Благодаря Фонду у меня есть возможность продолжать поощрять от лица Сообщества неравнодушных учителей и творческих детей. Совсем недавно мы организовали дистанционный праздник, посвященный Дню Пи, в котором приняло участие шесть школ края. Призовой фонд был создан благодаря полученной стипендии. И это еще один повод сказать спасибо Фонду Потанина!

Какие у вас ближайшие и долгосрочные профессиональные планы? Если ли устремления в сфере личностного развития?

Ближайший план — закончить магистратуру. Если говорить о долгосрочных планах, то мне хочется продолжить погружение в науку педагогику, возможно путем поступления в аспирантуру и защиты кандидатской. А еще совсем недавно я стала бабушкой, и мне интересно все, что касается раннего развития. Личностное же развитие — это неотъемлемая часть моей жизни. Однажды меня спросили: «Какое у вас хобби?», и я ответила: «Делать жизнь интереснее!» С тех пор ничего не изменилось.