;

Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Виталий Компаниец: «Грант Фонда Потанина стал доказательством качества нашей программы»

Назад

Виталий Компаниец: «Грант Фонда Потанина стал доказательством качества нашей программы»

Информационные технологии уже проникли во все сферы деятельности человека, и современным ИТ-профессионалам для достижения успеха приходится решать не просто утилитарные технические задачи, но и глубоко разбираться во всех нюансах взаимодействия «человек – компьютер». Как разработанная вами междисциплинарная магистерская образовательная программа «Эргодизайн пользовательского интерфейса» отвечает на эти вызовы времени в плане эффективной подготовки будущих специалистов?

Действительно, благодаря прорывному развитию IT сейчас практически во всех сферах человеческой деятельности используются компьютеры. Более того, государство стимулирует дальнейшую цифровизацию экономики и развитие национальной технологической инициативы масштабными программами и конкурсами. Высокотехнологичные решения анализа данных, машинного обучения, блокчейн — сейчас уже атрибуты многих сфер, в том числе медицины, образования, искусства. При этом в гуманитарных сферах еще не сложилась массовая практика эффективного применения программных технологий. Одна из причин – традиционные решения рассчитаны на квалифицированных операторов, имеющих опыт и в предметной области, и в области ИТ.

Между тем, рядовые пользователи, обладающие разным уровнем владения технологиями, сейчас решают многообразные задачи, и для разработчиков в этой ситуации главной становится проблема проектирования человеко-машинного взаимодействия, доступного и эффективного «для всех». Таким образом, разработчики интерфейса помимо сугубо технических задач сталкиваются с решением вопросов в области психофизиологии и дизайна, когнитивных процессов, социальных моделей и маркетинга, пользовательского опыта и индивидуальных ценностей. Такое значительное по охвату «проблемное поле» потребовало от нас усилий по концептуальной и методической проработке магистерской программы.

Необходимо было разработать перечень индикаторов формирования компетенций выпускника магистратуры и систему требований в традиционном для системы образования формате: знания+умения+навыки (ЗУН). Дополнительная сложность состояла в том, что профессиональные компетенции федеральными государственными стандартами явно не определены, их перечень   разработчики образовательных программ должны формировать самостоятельно на основе так называемых «обобщенных трудовых функций», обозначенных в профессиональных стандартах. В области дизайна интерфейса есть лишь один профессиональный стандарт — 06.025 «Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов», он содержит две обобщенные трудовые функции для образовательных программ магистратуры: «проектирование сложных пользовательских интерфейсов» и «экспертный анализ эргономических характеристик программных продуктов и/или аппаратных средств». Дальнейшая декомпозиция этих функций до уровня решаемых выпускником профессиональных задач и требуемых для этого ЗУН позволила сформировать модель компетенций выпускника магистратуры, а также представление об основных блоках, модулях и дисциплинах учебного плана.

Учебный план получился интенсивный, но вполне реализуемый. По отзывам магистрантов, учеба давалась им легко, потому что было интересно. Например, им запомнились занятия по дизайну, на которые они приносили ватман, краски, маркеры, цветную бумагу, так как преподаватели — профессиональные дизайнеры и художники — учили их чувствовать цвет в аналоговой форме. Проводились лабораторные работы с психофизиологическим оборудованием, где каждый студент мог научиться взаимодействовать с программой не клавиатурой/мышью или привычными командами, а через биологическую обратную связь.

Хорошо зарекомендовала себя схема дискретной практики, включающая работу на предприятиях — партнерах вуза. Магистранты могут сразу апробировать получаемые в институте знания, закрепить практические навыки работы с современными дизайнерскими инструментами. Главное – магистранты получают опыт работы в команде, развивают профессиональные связи и к концу учебы практически все трудоустраиваются. В этой ситуации и вуз выигрывает в качестве квалификационных работ – большинство из них выполняются на высоком профессиональном уровне и даже внедряются в практику.

Следует отметить, что масштабы партнерских отношений сейчас расширяются: многие успешные компании города испытывают кадровый голод и формируют спрос на практикантов и выпускников программы.

Почему эксперты Фонда Потанина обратили внимание на вашу заявку и дали соответствующий грант?

Уверен, что эксперты Фонда принимали взвешенное решение, основанное на системе критериев. Это была моя вторая заявка, после первой попытки я внимательнее подошел к заполнению форм, тщательнее написал эссе. А поскольку и сам стал лучше разбираться во всех нюансах магистерской подготовки, смог яснее и конкретнее отразить в заявке проблему, цели и задачи нашей программы, ее практическую значимость и потенциал развития.

Как вы считаете, современное российское образование в области ИТ, в частности, магистратура, может конкурировать с лучшими аналогами зарубежной профессиональной подготовки?

Да, безусловно! Наши студенты – лидеры многих мировых технологических первенств: по программированию, робототехнике, информационной безопасности. Свежий пример – прошедший недавно в Казани 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019, где наша национальная сборная заняла второе общекомандное место. «Русские программисты» уже стали своеобразным брендом нашей страны для зарубежных работодателей.

При разработке программы мы исследовали лучшие мировые практики магистерской подготовки. Удалось даже немного перенять передовой опыт «из первых рук» (во время стажировок в вузах Швейцарии, Голландии, Германии). По содержанию учебного процесса, используемым технологиям программирования и дизайна, образовательным результатам наша программа не уступает зарубежным аналогам, например, программе Human Computer Interaction and Design, реализуемой сетью европейских вузов в рамках проекта EIT Digital Master School.

Какую поддержку вам оказал вуз и коллеги при подготовке программы?

Вуз оказал существенную поддержку. Создана современная материально-техническая база, закуплено лицензионное программное обеспечение, а также специальное оборудование: окулографы для юзабилити-исследований, нейрогарнитуры для прикладных разработок с нейроинтерфейсом. Коллеги, в том числе победители грантового конкурса предыдущих лет, консультировали, оказывали важную информационную поддержку. Я благодарен соразработчикам программы М.В. Картавенко, А.Е. Лызь, В.И. Барвенко, Л.В. Восковской, Н.А. Лызь.

Как грантовая поддержка программы со стороны Фонда Потанина повлияла на популяризацию и авторитет учебного курса среди потенциальных магистрантов?

Информация о победе в грантовом конкурсе размещена во всех информационных ресурсах программы: официальной группе ВКонтакте, на сайте университета, в рекламных материалах. Безусловно, это сыграло свою роль в популяризации и росте авторитета программы – приемная кампания завершилась с успехом. Выше запланированных оказались такие показатели как количество зачисленных абитуриентов из числа победителей олимпиад для поступающих в магистратуру, средний проходной балл, число иностранных обучающихся. Грант Фонда Потанина стал доказательством качества программы, результатом ее положительной оценки независимым экспертным сообществом.

С какими трудностями вы столкнулись на разных этапах создания и внедрения программы?

Это, конечно, известные всем преподавателям объемы бумажной работы по разработке и переработке образовательной программы. За 5 лет реализации программы она 4 раза основательно перерабатывалась под требования сменяющих друг друга образовательных стандартов.

Вновь стали значимы риски приемной кампании. В условиях роста контрольных цифр приема в магистратуру увеличивается и количество предлагаемых образовательных программ. В этой ситуации абитуриентам сложнее ориентироваться и делать взвешенный выбор, особенно при схожих наименованиях программ. Также существует риск недобора, когда выпуск бакалавриата меньше или равен набору в магистратуру. Требуются значительные усилия по продвижению образовательных программ магистратуры для выпускников других вузов, в том числе из других регионов России.

Сколько человек уже прошло обучение с 2015 года, есть ли у Вас обратная связь с выпускниками, насколько полученные ими знания востребованы для профессиональной реализации?

В двух выпусках по программе магистрами стали 37 человек. Мы поддерживаем связь не только через социальные сети, но и дружим, и встречаемся на интересных мероприятиях. По данным мониторинга трудоустройства Центра карьеры института, подавляющее большинство выпускников трудоустроено по профилю программы. В Таганроге, «ИТ-столице Юга», для этого есть все возможности – в сфере технологий работает более 200 компаний. Есть и особенно успешные выпускники, например, Вадим Царегородцев — разработчик интерфейсов в «Альфа-банке» (Санкт-Петербург), Николай Ковтунов — ведущий программист в «Газпром-добыча» (Новый Уренгой), Дмитрий Головченко запустил свой стартап по криптовалютному сервису с сотнями тысяч клиентов по всему миру. Полученные знания и навыки, безусловно, востребованы в профессиональной среде. Сейчас активные выпускники первого набора включились в образовательный процесс, став для новых магистрантов по сути наставниками — руководителями практики от своих предприятий, рецензентами квалификационных работ.

Как вы оцениваете эффективность программы в целом по прошествии нескольких лет ее внедрения в вузе?

Программа состоялась! Пройдены стартовый период, когда необходимо было прилагать значительные усилия при наборе абитуриентов, период становления, когда методом проб и ошибок уточнялась концепция программы, состав и содержание дисциплин; с трудом, но сформировались отношения с профильными предприятиями. Победа в грантовом конкурсе, ежегодное участие в конференциях по магистратуре Фонда (Томск, Казань, Санкт-Петербург), в Школах Фонда (в 2017 г. и 2019 г.) сыграли значительную роль в моем профессиональном развитии и как преподавателя, и как менеджера образовательной программы. Энергия успеха помогла пройти сложный отбор и попасть в число участников образовательного интенсива «Остров 10-21» (Владивосток, о. Русский, июль 2018), победить в текущем году в конкурсе «Золотые имена высшей школы».