Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Татьяна Рацен: «Участие в грантовом конкурсе — это возможность совершенствоваться…»

Назад

Татьяна Рацен: «Участие в грантовом конкурсе — это возможность совершенствоваться…»

Как вы пришли к идее обратиться в Фонд Потанина за грантовой поддержкой проекта «Цифровое обучение русскому языку как неродному/иностранному в условиях Арктики»?

Тюменский государственный университет ведет активную грантовую политику и имеет прочные связи с общественными фондами, заинтересованными в развитии образования в России и поддержке интересных проектов и талантливых педагогов в этой сфере. Поэтому ежегодно при объявлении очередных конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина университета стимулирует магистрантов и преподавателей к участию. Кроме того, ты понимаешь, что выиграть грант вполне возможно, потому что рядом с тобой работают люди, которые уже побеждали в этих конкурсах.

Моя история получения гранта началась со студентов, которые обратились ко мне за помощью по оформлению документов и сбору справок на стипендию Фонда Потанина. Всего было подготовлено около 6 студенческих заявок (все были допущены до второго тура), и две студентки стали победительницами.

Я подумала, что я тоже должна сделать что-то большее, чтобы мои магистранты смогли получить новый, интересный и практико-ориентированный курс. И началась работа! Вначале была подобрана команда. Хорошо владея методиками преподавания РКИ в иноязычной аудитории, мы пришли к выводу, что на сегодня недостаточно хорошо разработаны методики преподавания русского языка как неродного. Кроме того, осознали, что в условиях русской Арктики формирование языковых компетенций и навыков, которые будут способствовать успешному овладению русским языком, вообще невозможно без сопровождения цифровых технологий.

В настоящий момент идет обработка и описание теоретического материала, подбираются цифровые программы и технологии для их использования в условиях Арктики, отрабатывается контент курса и учебного пособия.

Как вы считаете, использование современных средств обучения русскому языку как иностранному, в частности, цифровизация, способствует интересу к его изучению в других странах мира?

На этот вопрос можно ответить однозначно: «Да»! Еще в 90-х годах в странах азиатско-тихоокеанского региона впервые была апробирована методика по изучению иностранных языков при использовании аудиовизуальных средств, а именно, изучение языков происходило в процессе просмотра аутентичных художественных фильмов с субтитрами в их различной модификации. И не требовалось никаких репетиторов!

Сейчас у нас есть огромные возможности: интернет-ресурсы, корпусы национальных языков, видеоуроки на youtube, rutube и др., мобильные приложения и т.д., которые следует максимально использовать для формирования языковых компетенций. Цифровые технологии побуждают к изучению языков, мотивируют на успех, а онлайн-геймификация процесса обучения делает уроки увлекательными и познавательными.

К сожалению, в последние десятилетия в плане образования народам-билингвам, проживающим на территории Арктики, уделялось недостаточно внимания. Речь идет о преподавании русского языка как неродного, ведь существуют специальные способы и приемы подачи материала, своя методика и свои способы контроля, которыми не владеют филологи с классическим образованием. В связи с этим возникла и вторая задача: не просто разработать актуальные программы для детей, но и подготовить/переподготовить магистрантов, а также практикующих учителей, научив их работать в цифровом формате. Считаем необходимым поделиться своим опытом с представителями коренных этносов русской Арктики (ханты, манси, ненцы и др.), а также хотим после окончания гранта привлечь иностранных коллег к реализации нашей программы.

До реализации вашего проекта существовали цифровые программы обучения русскому языку как иностранному, но не было ориентированных на обучение русскому языку народов Севера. Почему вы считаете важным этот аспект программы?

Исследование особенностей языков коренных народов Тюменского Севера через обращение к концепции национально-ориентированного образования представляется крайне востребованным в условиях перемещения центра интересов в зону исследований Арктики. Несмотря на актуальность вопроса, преподавание русского языка как неродного/иностранного в аудитории циркумполярных народов широко не освещалось в научных кругах, поскольку основное внимание до сих пор уделялось русскому языку в странах Европы и странах азиатско-тихоокеанского региона. Также мой профессиональный опыт говорит о наличии трудностей в цифровой поддержке работы преподавателя русского языка как иностранного, что подтверждает актуальность и значимость предлагаемого проекта.

Какие образовательные учреждения вы привлекаете для работы над проектом?

В настоящее время мы ведем переговоры с нашим партнером — одной из общеобразовательных школ Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам реализации проекта, определения таймлайна ключевых мероприятий. Руководителем, исполнителями проекта, а также магистрантами программы «Филология: русский язык и русская литература для иностранцев» в рамках курса «Основы регионоведения в контексте преподавания РКИ» разрабатываются цифровые площадки обучения русскому языку представителей коренных народов Тюменского Севера. Эти образовательные ресурсы пройдут апробацию в ходе образовательной экспедиции в ЯНАО в марте 2020 года.

Как вы привлекаете в магистратуру студентов? Способствует ли популяризации магистерской программы тот факт, что она создана на средства гранта Фонда Потанина?

Для привлечения студентов мы используем абсолютно все разнообразные способы: личные встречи со студентами, группу в ВК, Instagram, мастер-классы, интервью на радио и телевидении. Кстати, многие студенты идут в магистратуру на преподавателя, а тот факт, что уже три преподавателя из ТюмГУ, работающие в магистратуре «Русский язык и русская литература для иностранцев», стали победителями гранта Фонда Потанина – для многих является очень весомым аргументом!

Как будет развиваться проект после окончания гранта?

Одна из основных задач нашего проекта заключается во включении результатов исследования в образовательное пространство магистерской программы ТюмГУ, а также в бакалаврскую программу «Русский язык» (предметы «Межкультурная коммуникация» и «Туристические маршруты России») вуза-партнера ТюмГУ—Цюйфуского государственного педагогического университета (Китай). На данный момент уже разработаны темы «Народы Арктики», «Природа Тюменского Севера» в рамках курса «Основы регионоведения в контексте преподавания РКИ» (магистерская программа «Русский язык и русская литература для иностранцев»). В апреле 2020 г. планируется обсуждение учебно-методического комплекса новой дисциплины «Цифровое обучение русскому языку как неродному/иностранному в условиях Арктики» с последующим внедрением в образовательное пространство магистратуры «Филология» Тюменского государственного университета. После окончания гранта мы хотим реализовать амбициозную идею — создать лабораторию, занимающуюся исследованием языков и культур народов Тюменского Севера в контексте их преломления в системе географических названий, региональной лексики, в пространстве художественного текста, созданного писателями северного края.

Можете рассказать о каких-либо особенностях реализации программы, интересных фактах?

Победа в конкурсе и участие в итоговой конференции в городе на Неве вдохновили меня не только на создание нового курса, но и на глобальную модификацию и существенную замену содержания существующей магистратуры. Общение с коллегами в официальной и неофициальной обстановке вселили уверенность, раздвинули видимые и невидимые границы, открыли новые горизонты и перспективы. Незабываемыми оказались поездка на Тюменский Север, близкое знакомство с коренными народами ханты и манси, вечерние разговоры за чашкой чая со старейшинами, мастер-класс для учителей, горящие от счастья глаза детей, с которыми мы играли в слова и учили традиции русского народа.

Планируете ли вы в дальнейшем бороться за гранты Стипендиальной программы Владимира Потанина и рекомендуете ли другим преподавателям следовать вашему примеру?

Безусловно, участие в грантовом конкурсе Стипендиальной программы Владимира Потанина — это возможность совершенствоваться. Для любого преподавателя магистратуры, который глубоко убежден в актуальности и научной новизне своего проекта, победа в грантовом конкурсе символизирует успех среди научного сообщества. В этом году наша команда также планирует представить на конкурс проект нового перспективного курса магистратуры.