Ольга Горская

Назад

Ольга Горская

хранитель коллекции античных ювелирных изделий из частных собраний Отдела античного мира Государственного Эрмитажа

Хранитель коллекции античных ювелирных изделий из частных собраний Отдела античного мира Государственного Эрмитажа Ольга Горская в 2019 году выиграла грант Фонда Потанина за вклад в развитие Эрмитажа. Научный сотрудник музея была автором идеи и куратором уникальной выставки ювелирного искусства римской эпохи, которая прошла в Приморской государственной картинной галерее. Впервые античное золото из собрания Государственного Эрмитажа совершило впечатляющее путешествие из Санкт-Петербурга во Владивосток. С 28 июня по 29 сентября 2019 года жители Дальнего Востока имели возможность познакомиться с редкой коллекцией древних памятников.

_DSC0446-1.jpg

Ольга, выставка называлась «Шкатулка матроны. Драгоценности римской эпохи из собрания Государственного Эрмитажа». Почему такое название? В чем состояла задумка?

Матрона – это достойная римлянка, замужняя добропорядочная женщина. Идея была такая: показать вещи, которые одна женщина могла бы хранить в своей шкатулке с драгоценностями. Я отобрала 19 предметов – ожерелья и кольца с полудрагоценными камнями, серьги с необыкновенными подвесками, браслеты, медальоны, булавку с навершием в виде Афродиты. Это, конечно, капля в море античного золота, которое есть в Эрмитаже. Но это не значит, что вещи взяли из запасников – некоторые были сняты с постоянной экспозиции и являются шедеврами римского ювелирного искусства. Мы представили украшения всех основных видов, которые существовали более двух тысяч лет назад. Получилась очень интересная выставка про ювелирные изделия, отразившая моду и вкусы знатных дам римской эпохи. Среди посетителей были не только женщины, но и мужчины, ведь блеск золота и мерцание камней в сочетании с виртуозной работой древних ювелиров привлекает внимание людей независимо от пола и возраста.

ГР_ 6770 (01).aTIF.jpg  ГР_ 6736 (02).jpg

Как вообще пришла идея привезти такую коллекцию во Владивосток?

Сначала я задумала большой проект по экспонированию золота из Древнего Рима в пространстве Эрмитажа. Дело в том, что про греческую коллекцию эрмитажных золотых украшений знают во всем мире – у нас было множество выставок, проектов, вышли роскошные альбомы. Чего не скажешь о римском золоте, особенно попавшем к нам не от археологов, а из частных коллекций. Этими вещами нужно подробно заниматься, чтобы установить их подлинность, восстановить происхождение, контекст и т. д.

Я была рада, когда появилась возможность сделать небольшую выставку во Владивостоке. Ранее в Приморской картинной галерее выставлялось по одному шедевру из собрания Эрмитажа – это был греческий расписной кратер (сосуд) и мраморная голова Ареса. Общаясь с коллегами из галереи, мы подумали, почему бы нам не показать античные драгоценности. И вот на Санкт-Петербургском международном культурном форуме директор Приморской картинной галереи Алена Даценко предложила Михаилу Борисовичу Пиотровскому выставить римское золото у них. Приморская галерея находится в здании Русско-Азиатского банка, построенного в 1903 году. В цоколе была заложена огромная сейфовая комната, предназначенная для хранения золота и денег – со всеми механизмами по безопасности, дверью толщиной около 50 см. Но она требовала ремонта. И галерея нашла спонсоров, которые помогли отремонтировать сейф, превратив его в новое выставочное пространство. То есть, они восстановили и оборудовали зал-сейф специально под совместный проект с Эрмитажем. Были соблюдены жесточайшие требования по экспонированию древних ювелирных изделий: специально изготовлены сложные витрины, подставки, особый свет и прочее.

У «Шкатулки матроны» был большой успех, в день проводилось по четыре сеанса, на каждый могло попасть не более 15 человек. Выставка получила множество восторженных отзывов. Ее посетили участники Восточного экономического форума, и Михаил Борисович Пиотровский тоже на ней побывал.

ГР_ 10773 (01).jpg  ГР_18933 (01).jpg

У проекта, вероятно, было большое информационное и образовательное сопровождение?

Да, уже в аэропорту Владивостока гостей встречали флаеры про выставку не только на русском и английском, но и на японским, китайском, корейском языках. Приморская галерея сделала два прекрасных видеоролика, на экранах можно в деталях рассмотреть драгоценности, технику их выполнения. Был выпущен небольшой каталог с вступительной статьей, рассказывающей об античном ювелирном искусстве, об украшениях – как их делали, как носили, и конечно о коллекционерах, из чьих собраний эти предметы поступили в Эрмитаж. 

Для экскурсоводов художественной галереи я специально прочитала лекцию об экспонатах выставки. Мы постарались предусмотреть все вопросы, которые могли возникнуть у публики. В результате были подготовлены отличные экскурсии. И во время выставки мы оставались на связи, консультировали коллег.

Перед открытием выставки я прочитала в галерее лекции о римских украшениях, а перед закрытием проекта в рамках Дней Эрмитажа во Владивостоке – лекцию об этрусском ювелирном искусстве. Я их готовила специально для аудитории, которая никогда прежде не видела подобных вещей.

Теперь, наверное, пришло время сделать аналогичную выставку с римским золотом в Эрмитаже?

Мы думаем об этом, но пока нет окончательного решения. Конечно, я бы хотела представить коллекцию римского золота в более масштабном проекте – у нас есть и пространство, и оборудование, и, самое главное, колоссальный материал, который требует научных публикаций, популяризаторских акций и образовательных программ. В нашей античной коллекции намного больше римского золота, чем греческого – по объективным, хронологическим причинам. И есть вещи необыкновенной красоты – серьги, перстни, подвески, ожерелья, прекрасная коллекция римских венков. Я надеюсь, что выставка во Владивостоке – это первый шаг к большому проекту, который мы осуществим в Государственном Эрмитаже.

_DSC0437-2.jpg

Ольга, расскажите, пожалуйста, какой путь нужно пройти, чтобы стать хранителем древних украшений в Эрмитаже? Это же, плюс ко всему, огромная ответственность…

Действительно, для нас это шедевры, а для государства – предметы из драгоценных металлов, стоящие на особом учете. Поэтому все этапы работы с вещами строго фиксируются и документируются. Это очень хлопотно, но таковы требования правил безопасности.

В 1991 году, когда я поступила на вечернее отделение исторического факультета СПбГУ, нужно было где-то работать. И я пришла в Эрмитаж и сказала, что хочу здесь работать. Мне тогда было 16 лет – видимо, только этим можно объяснить мою самонадеянность. К удивлению, меня приняли – самым младшим лаборантом в Отдел учета (теперь он называется Отдел научной документации). Я бегала с бумажками, помогала старшим коллегам проводить сверки в бесконечных списках и таблицах. Так у меня появилась возможность познакомиться со многими сотрудниками и музейными коллекциями. В первый же год к моей неописуемой радости научный сотрудник Ольга Юрьевна Соколова взяла меня волонтером в археологическую экспедицию. Через три года я перешла на работу в Отдел античного мира – это было место, о котором я мечтала, потому что училась на кафедре истории античного мира. Закончила университет я уже старшим лаборантом. Сначала занималась граффити – надписями на черепках, поскольку изучила греческий и латынь. А через несколько лет мне предложили стать хранителем античных ювелирных украшений, и с тех пор уже более 20 лет я занимаюсь древним золотом, серебром, резными камнями.

Мне просто очень нравится изучать вещи, которые прожили такую долгую жизнь. Когда я беру их в руки, то могу представить себе людей, которые придумывали их, изготавливали, выбирали и покупали их для себя или в подарок, потом носили, хранили, ломали и чинили. Очень многие из предметов сохранили следы своей прошлой жизни, и по ним я могу рассказать, что было с ними в древности, что случилось после того, как их нашли в 19-20 веках, и как они попали Эрмитаж. Для меня люди и события того времени совершенно реальны. Я знаю про античный мир больше, чем про современную жизнь. И считаю, что мне бесконечно повезло, что я могу работать в крупнейшем и наипочетнейшем музее страны, исследовать мою любимую античную эпоху, свидетелями которой были предметы, которые я храню и изучаю. Даже когда я уходила в декретные отпуска, то все равно делала проекты, и свою младшую дочку носила по Эрмитажу в корзине для переноски древних амфор. Так что я совершенно счастлива, потому что занимаюсь делом, которое люблю.

Фото античных ювелирных украшений предоставлены Государственным Эрмитажем.