Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Никита Востров: «Я поставил себе цель – создать институт современных технологий»

Назад

Никита Востров: «Я поставил себе цель – создать институт современных технологий»

В 2018 году на Школе Фонда Никита Востров победил с проектом «Научная реанимация». Аспирант физико-технического факультета и младший научный сотрудник управления научных исследований Тверского государственного университета вместе со своими коллегами Мариной Цуркан и Анастасией Шумаковой создали выездную техническую лабораторию для учеников сельских школ, чтобы разжечь у них интерес к науке и техническому творчеству. За год они совершили семь выездов в регионы Тверской области. В двухдневной работе каждой лаборатории приняли участие более 1200 учеников из 14 школ. Проект «Научная реанимация» собрал не только восторженные отзывы школьников и учителей, он занял третье место в XVI Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия», а также был отмечен на Петербургском международном экономическом форуме 2019.

Никита, как родилась идея выездных технических лабораторий? Почему именно для сельских школьников?

Я занимаюсь научно-технической деятельностью с 2014 года: когда еще учился на втором курсе ТвГУ, мы с коллегой разработали проект «Physica. Начало пути». Он был направлен на то, чтобы дать школьникам и студентам физтеха больше практических знаний, чтобы у них было такое пространство, где можно реализовывать свои небольшие задачи. До 2018 года с этим проектом мы выиграли шесть грантов. Это позволило нам собрать материально-техническую базу и отработать наше видение по поводу того, как можно вести обучение в сфере современных технологий. Можно сказать, мы занимаемся созданием такой экосистемы внутри вуза и в целом на территории Тверской области, где ребята могут получить дополнительное инженерное образование, в котором совмещаются и soft, и hard skills. В то же время мы понимали, что в Тверской области много сельских школ, много ребят, которые еще не знакомы с современными техническими направлениями. Мы решили дать им возможность узнать о них, поработать на новейшем оборудовании и реализовать свои первые инженерные проекты. Для выполнения этой задачи просто мастер-классы по программированию, робототехнике, 3D-печати были бы неэффективны – надо, чтобы ребята могли рассмотреть, потрогать, осознать, погрузиться в процесс. Тогда возник формат технических лабораторий: он похож на мастер-класс, но в силу того, что занимает дольше времени, ребята могут поработать в мини-командах и реализовать свои первые инженерно-технические проекты. Получается, что у них больше возможностей попробовать свои силы и понять – нравится им этим заниматься или нет.

Как все это проходило?

Мы договаривались с какой-то региональной школой, в которую привозили школьников со всего района, интересующихся физикой и информатикой. В первый день обычно участвовало 100-150 человек – мы проводили игры на знакомство, воркшопы, обсуждения. Во второй день формировали группы примерно по 30 человек и с ними уже работали предметно над той задачей, которую они сами предложили, наставники же настраивали на процесс. Мы старались адаптировать наши лаборатории под запросы участников – заранее спрашивали у учителей, у ребят, что им было бы интересно. Соответственно, привозили разное оборудование.

Как школьники воспринимали ваши занятия?

По окончании лабораторий мы проводили анкетирования, отзывы были только положительные. Единственный отрицательный отзыв, который часто встречался: почему так мало, мы хотим еще, оставайтесь у нас еще на неделю.

Планируете ли вы развивать этот проект дальше?

Есть несколько школ, заинтересованных в проведении на их базе таких лабораторий. Это один из вариантов нашей ближайшей деятельности. В целом мы развиваемся в сторону создания собственной компании в области топ-образования инженерных кадров, сейчас прорабатываем бизнес-модель. Мне интересно развитие образования для инженеров – я поставил себе цель создать институт современных технологий. Я хочу, чтобы хобби, любимое занятие еще и приносило доход, позволяло жить и развиваться. Один из вариантов: сделать такие научно-технические выезды коммерческими. Уже сейчас руководители нескольких школ, учителя готовы нас приглашать на платной основе – они в этом заинтересованы. Потому что если в Твери еще можно найти возможность получения подобного образования, то у ребят из сельских школ ее почти нет.

Никита, давайте вспомним студенческие годы. Как вы стали стипендиатом Фонда Потанина? И что дало вам участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина?

Когда я поступал в университет в 2013 году, я уже слышал про программу, и уже хотел участвовать в ней. Но тогда изменились правила – ее сделали только для магистрантов. Мне пришлось ждать четыре года. К счастью, у нас в вузе Юлия Саранова (многократная стипендиатка Фонда Потанина – прим.) создала вместе с потанинцами аналогичный локальный конкурс «Давай 5! Больше отличного», он два года существовал, и два года я побеждал в нем. Потом пришлось еще год ждать, чтобы участвовать в конкурсе Фонда, и в 2016/2017 учебном году я победил.

Участие в программе, в первую очередь – это знакомства, это люди. Главный капитал, который у меня сегодня есть – это потанинцы, с которыми мы делаем разные совместные проекты. Это сила, которая подталкивает развиваться, продолжать заниматься социально-значимыми делами. На Школе Фонда 2019 мы с потанинцами прошлых лет – Ильей Пешеходовым, Аней Ординарцевой, Евгением Вагнером и Денисом Бекасовым – старались доработать концепцию программы наставничества среди стипендиатов и выпускников Стипендиальной программы. Мы провели анкетирование на Школе, чтобы понять, насколько эта программа актуальна, насколько в ней заинтересованы стипендиаты. И сейчас мы проанкетировали потенциальных подопечных и попробуем в тестовом режиме сформировать тандемы: подобрать наставников и наставляемых из числа тех, кто уже подал заявки. Я сам сейчас участвую в программе наставничества «Россия – страна возможностей» в качестве наставляемого. Это интересный опыт, я смотрю, как это организовано, изучаю существующую методическую базу. Надеюсь, что в нашем новом потанинском проекте мы объединим все лучшие технологии.