Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Марина Вяльцева

Назад

Марина Вяльцева

искусствовед, методист Школьного центра Государственного Эрмитажа

Искусствовед Марина Вяльцева работает методистом в Школьном центре Государственного Эрмитажа: она разрабатывает и проводит экскурсии для детей школьного возраста. Еще будучи студенткой исторического факультета СПбГУ она поступила на курсы экскурсоводов Эрмитажа, успешно их окончила и четыре года водила экскурсии для взрослых и детей. Потом ее приняли на работу в Школьный центр, где она отвечает за образовательные программы по декоративно-прикладному искусству. В 2019 году за разработку программы «Путешествие в прошлое» и специальных мастер-классов выходного дня ее премировали грантом Благотворительного фонда Владимира Потанина «За вклад в развитие Эрмитажа».

_DSC0167.JPG

Марина, расскажите, пожалуйста, о программе «Путешествие в прошлое» – для кого она? В чем ее особенность?

Это бесплатная программа для младших школьников. Раньше в кружках по истории искусства мы работали с детьми, начиная только с 5 класса: обучение соответствовало школьной программе – Древний мир, Средние века, Возрождение и т. д. с акцентом на живопись и скульптуру. Я разработала программу, по которой дети могут у нас учиться с 1 класса. Программа рассчитана на 3 года и состоит из 39 занятий по тематике декоративно-прикладного искусства. Эти занятия интересны тем, что сочетают теоретическую часть и творческое задание, потому что маленьким детям важно проявлять себя и видеть результат. Самое сложное было придумать к каждому занятию творческую разработку, которая помогала бы закрепить пройденный материал. Например, когда мы изучаем керамику, дети лепят вазы разнообразных форм. На занятии, посвященном изделиям из малахита в Эрмитаже, делают шкатулку из картона с напечатанным узором, напоминающим малахит. Иногда мы затрагиваем сложные даже для взрослых темы, например, зооморфные элементы в мебели – это когда ручки и ножки в виде отдельных частей зверей, птиц. Дети активно включаются в эту игру – найти, где чья лапа или голова. И в конце они могут не только выговорить это сложное слово «зооморфный», но и объяснить его значение.

Занятия проходят раз в две недели. К каждому есть домашнее задание: дети должны либо посмотреть мультик, либо прочитать небольшую книжку, этот материал я тоже долго подбирала. После летних каникул, чтобы ребята могли легко вспомнить пройденное за год, я устраиваю квесты с поиском наиболее важных экспонатов и интересными вопросами.

Занятия по программе «Путешествие в прошлое» идут в Эрмитаже с 2012 года, и только сейчас программа получила более-менее завершенную форму, отработаны все ее составляющие. Я уже могу делиться с коллегами методикой составления и проведения аналогичных занятий.

Фото предоставлено Эрмитажем.jpg

Фото предоставлено Эрмитажем2.jpg
Фото предоставлены Государственным Эрмитажем

Вы сказали, что дети поступают к вам – каким образом?

В кружки мы принимаем по результатам собеседования, поскольку занятия бесплатны, и мы физически не можем принять всех желающих. Во время собеседования стараемся понять, насколько развит ребенок, в какие кружки-секции ходит, умеет ли читать, может ли пересказать какую-то книжку. Выясняем, знает ли ребенок что-то про Эрмитаж и про другие музеи, насколько интересна ему эта тема. Часто родители приводят ребенка в кружок исходя из своих собственных интересов. По результатам собеседований каждый год набирается группа от 14 до 16 человек. Группы отличаются – какие-то бывают посильнее, какие-то слабее. Поэтому каждый раз мне приходится подстраиваться, что-то менять или ставить дополнительные занятия. В этом году, например, подобралась сильная группа детей, и сейчас я думаю, как бы мне усложнить тот среднестатистический вариант программы, который есть.

А если ребенку не удалось попасть в бесплатный кружок, что вы можете предложить для него?

Я разработала 9 тематических занятий по специальной программе «Мастер-класс выходного дня» для родителей с детьми. Каждое тоже состоит из теоретического материала и творческой составляющей. Большей популярностью пользуются мастер-классы, связанные с праздниками. Например, на занятии, посвященном Новому году, мы ходим по экспозициям, и ребята узнают, в каких странах и при каких обстоятельствах появился этот праздник, и заканчиваем разговором о том, как праздновали Новый год в Зимнем дворце. В конце дети расписывают новогодний шарик на елку.

Конечно, 9 занятий – это очень мало. Сейчас мы разрабатываем спецпрограммы для детей к временным выставкам. Например, 10 декабря 2019 года у нас открывается первая в истории России выставка искусства древней Ассирии, организованная Эрмитажем и Британским музеем, обладающим лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства. Для спецпрограммы к этой выставке я разработала творческую часть.

Еще мы активно развиваем направление квестов – игровых маршрутов, когда ребенок и родители могут самостоятельно прийти в музей и взять игровую карту по определенной теме. Им нужно самостоятельно найти ряд памятников и постараться ответить на вопросы.

Марина, могли бы вы сказать, за что любите свою работу?

Наверное, за то, что она позволяет постоянно развиваться. Нужно всегда что-то читать, изучать, узнавать новое – что, на мой взгляд, прекрасно. Вообще я никогда не думала, что попаду в Эрмитаж, для меня это особый мир. Здесь очень приятно работать, много интересных людей. Даже когда приходишь в Эрмитажную столовую, там часто слышишь разговоры на интеллектуальные темы. Атмосфера фантастическая, она заставляет держать себя в тонусе, чтобы соответствовать этому месту, в том числе и внешне. Я, например, крайне редко позволяю себе прийти на работу в джинсах, потому что работаю с публикой и представляю Эрмитаж. Кроме того, работа с детской аудиторией дает возможность взглянуть на вещи с необычного ракурса, о котором ты прежде не задумывался. Все это – большой стимул к собственному развитию.