;

Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Константин Надолин: «Идея создания англоязычной магистерской программы возникла достаточно давно и не на пустом месте»

Назад

Константин Надолин: «Идея создания англоязычной магистерской программы возникла достаточно давно и не на пустом месте»

Разработка англоязычной магистерской программы Computational Mechanics and Informational Technologies — это ответ на вызовы времени, желание шагать «в ногу» с зарубежными университетами, успешно конкурировать с ними?

И да, и нет. Вызовы времени – да. Желание шагать «в ногу» — да. Что касается конкуренции с зарубежными университетами на рынке образовательных услуг, то нам об этом говорить еще рано, мы еще только в начале пути.

Идея создания англоязычной магистерской программы возникла достаточно давно и не на пустом месте. Еще в 2009 году на мехмате ЮФУ начали разрабатываться и внедряться в учебный процесс обучения отдельные двуязычные и англоязычные дисциплины и учебные модули. Затем в 2011-2014 гг. по программе Tempus-IV Евросоюза наш вуз участвовал в международном проекте «Интернационализация учебных планов на уровне магистра в российских вузах в Южном регионе» (ICARUS), который помог осознать необходимость интернационализации обучения. В проекте, объединившем несколько российских и европейских университетов, Институт математики, механики и компьютерных наук ЮФУ выступал головным участником от российских вузов, а я был координатором проекта с российской стороны. За 3 года выполнения проекта ICARUS мехмат вышел на качественно другой уровень интернационализации: существенно увеличилось количество наших студентов, участвующих в программах академической мобильности, расширилась география сотрудничества, отношения с зарубежными коллегами значительно укрепились, стали товарищескими, разработанные англоязычные дисциплины и учебные модули соответствовали болонскому стандарту.

После завершения проекта ситуация стала постепенно ухудшаться. Одной из причин стала «оптимизация» обучения студентов в магистратуре: нормативная численность учебных групп возросла с 10-12 человек до 20-25 (хотя для нашего университета набор такого количества студентов на образовательные программы магистратуры по механико-математическим специализациям был чрезмерен даже в более благополучные времена). В 2015-2017 гг. вовлеченность студентов и преподавателей в международные инициативы ослабела, популярность англоязычных дисциплин и учебных модулей упала. Для улучшения ситуации требовались значительные усилия и финансовые средства. В этой ситуации грантовая поддержка Фонда Потанина оказалась «палочкой-выручалочкой» и позволила запустить полностью англоязычную магистерскую программу. Важно отметить, что созданная по гранту программа, являясь новым образовательным продуктом, в то же время основывается на научных школах мехмата ЮФУ и на существовавших и существующих магистерских программах.

Как вы считаете, внедрение в практику российских вузов англоязычных магистерских программ позитивно сказывается на качестве российского образования?

Могу высказать свое мнение лишь относительно математического и естественно-научного образования. В этом процессе есть плюсы и минусы. Минус довольно очевиден: зачем преподавать на языке, который не является родным ни для преподавателей, ни для студентов, если донести учебный материал до аудитории максимально понятно можно на родном языке? Но есть и плюсы. В частности, у студентов расширяется словарный запас профессиональной лексики, преодолевается психологический барьер общения на иностранном языке, занятия воспринимаются как что-то необычное и интересное. Но самый главный плюс в том, что, если в аудитории присутствуют иностранные студенты, не говорящие по-русски, атмосфера в учебной группе меняется кардинально в лучшую сторону. Как видим, плюсы относятся не столько к изучаемому предмету, сколько к профессиональной и межкультурной коммуникации, что, конечно, также является частью вузовского образования.

Необходимо отметить, что в преподавании математических дисциплин преимущественно используется язык формул, поэтому замена на занятиях русского языка на английский существенно не затрудняет понимание материала. Хочу отметить, что преподавание дисциплин из области Computer Science and Information Technologies даже на русском языке предполагает использование в большом объеме английского языка. Внедрение англоязычных магистерских программ объективно является необходимым для российских вузов, ставящих перед собой задачи международной коммуниакции. В противном случае этим заниматься не стоит.

Как вы пришли к идее принять участие в грантовом конкурсе Стипендиальной программы Владимира Потанина?

Признаюсь, что это произошло довольно случайно. Мы с коллегами часто обсуждали проблему англоязычной магистратуры, но «впрягаться» в эту работу никто не решался, в частности, из-за отсутствия возможности оплатить дополнительную работу преподавателей. В какой-то момент директор нашего Института сказал, что в университет приезжает представитель Фонда Потанина. Я сходил на эту встречу, и в результате было принято решение об участии в конкурсе.

Как внебюждетная поддержка, в частности, со стороны благотворительных организаций, может помочь российской высшей школе совершенствоваться?

Самым непосредственным образом. Мой опыт позволяет утверждать, что подавляющее большинство преподавателей — неравнодушные люди, болеющие за дело и стремящиеся как можно лучше учить студентов. Каждый преподаватель готовит различные методические материалы, стараясь не только донести содержание учебной дисциплины, но и придумать разные «фишки», чтобы заинтересовать студентов. Очень часто эти материалы не структурированы, а существуют в виде файлов, презентаций, демонстрационных компьютерных программ и т.п., и использовать их способен только автор. Для приведения «в надлежащий вид» требуются дополнительные усилия, и внебюджетная поддержка позволит выполнить эту работу. То же можно сказать и о реализации каких-либо идей, в частности, создании магистерских программ.

Процесс обучение на иностранном языке предъявляет повышенные требования не только к студентам, но и к преподавателям. Потребовались ли повышение уровня языковой подготовки профессорско-преподавательского состава?

Конечно и безусловно — да! Здесь уровень языковой подготовки преподавателя не менее важен, чем его знание предмета. Поскольку ЮФУ является ведущим вузом юга России, большинство профессоров и доцентов Института математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, входящего в его состав, ежегодно участвуют в различных зарубежных научных конференциях с докладами, а значит, хорошо владеют английским языком. Масштабное повышение языковой квалификации профессорско-преподавательского состава уже прошло в рамах проекта ICARUS. Кроме того, преподаватели имеют возможность бесплатно повышать уровень языковой подготовки в рамках действующих внутриуниверситетских курсов повышения квалификации.

По итогам разработки программы вы заключили партнерское соглашение с Отделением математики и физики Школы инженерных наук Технологического университета г. Лаппеенранта из Финляндии. Получило ли ваше сотрудничество дальнейшее продолжение?

Да. 5 студентов-магистрантов нашего вуза уже уехали на годовое обучение в этот университет, и по итогам учебы они получат дипломы двух вузов.

Программа реализуется уже второй год, как она развивается после окончания гранта?

Мы по-прежнему наблюдаем интерес к программе со стороны выпускников бакалавриата, в этом году на программу поступили несколько человек с других факультетов ЮФУ и из других вузов Ростова. Что касается самого учебного плана, мы сделали некоторые его корректировки в соответствии с новыми ФГОС 3++, также слегка модернизировали название программы, сейчас она называется Mathematical Modelling and Informational Technoligies.

В течение семестра в университете обучались иностранные студенты из Голландии. Как они оценили свою учебу в российском вузе?

Они оценили ее положительно, кроме того, по рекомендации этих студентов к нам на семестровое обучение приезжал еще один голландский студент.

Планируете ли вы в дальнейшем бороться за гранты Стипендиальной программы Владимира Потанина и рекомендуете ли другим преподавателям принимать участие в конкурсе?

Считаю гранты Стипендиальной программы Владимира Потанина очень хорошей возможностью реализовать выстраданные проекты, получив на это необходимое финансирование. В новом конкурсе 2018/19 года я вновь стал победителем с проектом «Разработка магистерской программы «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», ориентированной на научно-исследовательскую профессиональную деятельность и обучение в аспирантуре. Я однозначно рекомендую преподавателям, желающим реализовать свои идеи, участвовать в грантовых конкурсах Стипендиальной программы Владимира Потанина.