;

Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Дарья Денисова: «Победа в конкурсе в значительной степени повлияла на мою карьерную траекторию»

Назад

Дарья Денисова: «Победа в конкурсе в значительной степени повлияла на мою карьерную траекторию»

Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем образовательном проекте «Навигатор популяризатора науки». Чему он обучает и почему это важный проект для общества?

Цель проекта «Навигатор популяризатора науки» – качественно обновить дисциплину «Современные образовательные технологии». Проект включает в себя сразу три компонента: настольную игру, карту компетенций популяризатора науки и методическое пособие.

Настольная игра, к работе над которой привлечены студенты и эксперты нашей программы, поможет в игровой форме понять, что такое научная коммуникация и какие в ней есть стратегии. Ее можно будет пройти от лица научного коммуникатора, журналиста или ученого. Мы еще тестируем с партнерами наш пилотный комплект. Это весьма нетривиальная задача, ведь создание настольной игры требует понимания игротехники и концепций научной коммуникации. А еще мы привлекаем художников и дизайнеров для разработки ее визуального концепта.

Карта компетенций научного коммуникатора – это подробное описание компетенций и профессиональных возможностей в новой для нашей страны сфере. Карта предназначена не только для обучающихся по программе «Научная коммуникация», но и для всех, кто осмысленно занимается просвещением. Сейчас карта компетенций практически собрана и к концу года будет представлена в виде мультимедийного проекта. С отдельными ее элементами можно будет ознакомиться в книге «Формула научного пиара 4.0». В ходе работы над картой нам удалось собрать индивидуальные карты умений и навыков преподавателей школ, студентов, научных коммуникаторов, журналистов, ученых и инноваторов. Подготовительный этап стал очень продуктивным: в данный момент мы готовим несколько статей в журналы, а сама модель будет опубликована в профильных изданиях до конца года.

Ну и наконец пособие. Сейчас мы работаем с иллюстраторами и художниками. Мне кажется, что нам удалось не просто собрать тексты и проверочные задания, а переосмыслить формат тех самых бледных учебных методичек, которые иногда воспринимаются как необходимое зло в работе преподавателя – их надо писать в силу требований, но не смысла. Помимо содержательных разделов и самых актуальных кейсов, мы попросили экспертов написать тексты об актуальных проблемах образования, а также использовали их самые острые публикации по данной теме, вызвавшие бурные обсуждения в социальных сетях. Сейчас в планах записать несколько подкастов, которые дополнят пособие.

Почему вы решили участвовать в грантовом конкурсе Фонда Потанина? Как вы думаете, что позволило вашему проекту победить?

Университет, в котором я училась, не сотрудничал с Фондом Потанина, поэтому студентом-потанинцем я стать не могла. Но всегда внимательно следила за инициативами фонда. Когда я решила подаваться, я уже преподавала в созданной нами магистратуре. Хотелось получить подтверждение своих идей о новых образовательных форматах, а также выйти на новый уровень преподавания. Моя конкурсная дисциплина – современные образовательные технологии – это своеобразный полигон, где мы тестируем разные образовательные модели, актуальные для нашей программы. И сейчас их уже можно масштабировать несколько шире.

Каких результатов уже удалось достичь благодаря победе в номинации «Новые методы и технологии в обучении»?

Мне удалось не только сделать то, что я запланировала в проекте, но и внедрить новые образовательные технологии в другие дисциплины программы. Если смотреть несколько шире, то победа в конкурсе грантов в значительной степени повлияла на мою карьерную траекторию. Я получила премию Правительства Санкт-Петербурга как лучший молодой преподаватель, выступила экспертом в нескольких образовательных мероприятиях – от «Острова 10-22» до международного проекта «Стэнфордский форум» для молодых лидеров. Большим событием для меня стало приглашение попробовать свои силы в магистратуре Института образования Высшей школы экономики. Со дня на день ожидаю результаты вступительных экзаменов: есть некая ирония в том, что конкурс грантов для преподавателей магистратуры привел меня в магистратуру. Но «Управление в высшем образовании» – это та программа, обучение на которой позволит продолжить развивать свой проект.

А еще с сентября я стала директором Центра научной коммуникации. Уверена, что успешная реализация «Навигатора популяризатора науки» сыграла роль в решении о моем назначении. В целом, победа в Стипендиальной программе Владимира Потанина – это своеобразный знак качества, говорящий о тебе как об эксперте, занимающем активную позицию в мире образования. И это ощущается, даже когда тебя приглашают выступить на конференции или провести мастер-класс: это сигнал организаторам и слушателям о твоей репутации и конкурентоспособности, как эксперта высшей школы.

Расскажите об опыте участия в конференции по магистратуре и о том, как этот опыт отразился на ваших профессиональных успехах в дальнейшем.

После известия о получении гранта мне очень важно было принять участие в конференции для преподавателей, которую Фонд проводил в тот год в Казанском университете имени Туполева. Там я не только представила нашу магистратуру, но и познакомилась с замечательными профессионалами. Подводя итоги той конференции, Оксана Орачева предлагала в будущем инициировать дискуссии о самых острых и новаторских форматах, честно делиться не только успехами, но и трудностями, с которыми мы сталкиваемся. Именно в этот момент родилась идея провести конференцию в первом неклассическом университете Петербурга - Университете ИТМО.

И вот спустя год наша команда принимала гостей со всей России на конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего». Мы вместе с Фондом Потанина несколько месяцев собирали живую и оригинальную программу. Для Университета ИТМО было важно обозначить международный контекст, поднять вопросы, связанные с коммуникацией и продвижением программ, поделиться своими находками и обсудить кейсы преподавателей со всей страны. Не скрою, особый предмет для гордости – высокая оценка участниками наших усилий и интерес к сотрудничеству. Это действительно доказало востребованность наших образовательных инициатив. Ну а пленарные заседания и сессии, образовательные игры и питчи стали неиссякаемым источником идей. Еще раз подчеркну, что это был отличный опыт. Без тесного взаимодействия с командой Фонда Потанина он был бы невозможен – коллеги поддержали наши самые смелые идеи. Отдельно должна упомянуть, что в ходе реализации этого проекта у нас сложилась удивительная динамика между университетскими подразделениями – всего со стороны нашего университета в проекте участвовали более 80 человек. Так что его реализация стала для меня не менее значимой, чем получение гранта преподавателя.

Расскажите, пожалуйста, о ваших долгосрочных и краткосрочных профессиональных планах в рамках реализации проекта?

Проект уже сейчас повлиял не только на развитие дисциплины, но и лег в основу сотрудничества нашего центра с Образовательным центром «Сириус». Мы активно используем материалы, собранные в ходе подготовки Навигатора в нашей образовательной и консалтинговой деятельности.

Благодаря сотрудничеству с Фондом мы получили множество приглашений к участию в проектах и мероприятиях. Часть из них уже находятся в процессе реализации, но еще больше идей нам предстоит осуществить уже в этом учебном году. Один из наиболее ожидаемых проектов, над концепцией которого мы сейчас работаем – это сборник лучших практик магистерского обучения под брендом «Магистратура ++», вдохновленный нашей конференцией.

Поделитесь вдохновляющим комментарием или советом для тех преподавателей или студентов, кто собирается подать заявку на грант в этом году.

Рассказывайте истории. Это один из главных трендов не только научной коммуникации, но и образования в широком смысле. Образование – сфера в которой происходят тектонические изменения, но неизменным остается то, как мы сопереживаем другу другу в процессе передачи знаний и навыков. Социальная значимость историй неудач и успехов очень велика. Это блестящие находки на стыке наук. Сторителлинг работает и для задач продвижения программы, и для упаковки образовательных кейсов. Я уверена, что за самыми сильными проектами, которые достойны поддержки, стоят истории, рассказанные в мотивационных письмах, планах по реализации, стратегиях по продвижению. Когда я рассказываю о нашей магистратуре, во мне просыпается азарт. И его источником служат наши студенты, которые за время развития программы успели реализовать блистательные проекты и заслужить доверие своих работодателей.