Алексей Ваганов: «Если объединить востребованную тему исследования, качественное образование и поймать удачный момент – успех неизбежен»

Назад

Алексей Ваганов: «Если объединить востребованную тему исследования, качественное образование и поймать удачный момент – успех неизбежен»

Алексей Ваганов, Алтайский государственный университет, канд. биол. наук, c.н.с. Южно-Сибирского ботанического сада, доцент кафедры ботаники 

Биологическое разнообразие – ключевое понятие в природоохранном дискурсе и основополагающий компонент окружающей среды. Разнообразие всего живого на Земле – от генов до экосистем – самым непосредственным образом влияет на состояние климата нашей планеты. Сегодня, когда экологическая и климатическая повестки становятся все более актуальными и в российском, и в глобальном контексте, важность и острота темы биоразнообразия не нуждаются в дополнительных пояснениях. Именно теме биоразнообразия посвящен онлайн-курс Алексея Ваганова, стипендиата Фонда Потанина и победителя грантового конкурса Фонда для преподавателей магистратуры. Курс, разработанный Алексеем – первый в России образовательный продукт, предлагающий университетский уровень подготовки по направлению «Информатика биоразнообразия» на регулярной основе. Исследователь рассказывает о своей траектории развития, о разработке курса, делится опытом взаимодействия с коллегами и международным профессиональным сообществом.

По основной специальности я биолог. Однако еще в период обучения в аспирантуре АлтГУ меня заинтересовали базы данных и депозитарии, которых в то время становилось все больше. Возможности интернета в то время были, конечно, далеки от сегодняшних, однако это не помешало нам с группой единомышленников реализовать в сети проект «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». 

Проект этот в итоге получил поддержку Глобального экологического фонда Программы развития ООН. Но в тот момент информационные и математические методы в биологии были для меня в большей степени хобби, нежели подспорьем в исследовательской работе. Помню, как лет десять назад на одном из семинаров со студентами Института биологии и биотехнологии АлтГУ мы рассуждали о том, что однажды наступят времена, когда биология станет наукой настолько точной, что актуальные биоданные из разных точек планеты будут собираться одновременно в единое цифровое облако. Это казалось возможным и нереальным одновременно. Сегодня фантастическая идея о глобальном агрегаторе данных по биологии становится явью, и мне повезло быть частью этого процесса.  

Свой профессиональный путь я начал в Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского госуниверситета. Ботсад – это сообщество увлеченных и преданных своему делу исследователей и экспериментаторов, которые стали мне не просто коллегами, а добрыми друзьями. Кроме того, благодаря ботсаду удалось принять участие во множестве поездок и экспедиций и приобрести неоценимый жизненный опыт.

Однако своего увлечения информатикой биоразнообразия я не оставлял – и на определенном этапе начал ощущать дефицит математических знаний, в частности в области прикладной информатики. Так я и решился на обучение в магистратуре на факультете математики и информационных технологий. Именно тогда, в 2017 году, я получил стипендию Фонда Потанина. 

Став частью сообщества Фонда, я осознал, как много вокруг открытых, мотивированных людей, готовых, не жалея времени и сил, слаженно работать, менять мир вокруг себя, привносить в него что-то новое.

На средства, полученные от стипендии, я съездил в Пекин и посетил один из самых крупных гербарных фондов Азии, который размещен в Институте ботаники Академии наук Китая. Там, помимо работ по диссертационному исследованию, мне удалось получить бесценный опыт организации гербарного дела и оцифровки научных коллекций.

Новый этап моего исследовательского пути начался в тот момент, когда благодаря коллегам я познакомился с деятельностью GBIF – Глобальной информационной системы по биоразнообразию. GBIF – это международный IT-ресурс, агрегирующий разрозненные данные о биоразнообразии, своеобразная «Википедия» для биологов всего мира. Разумеется, мне захотелось расширить базу GBIF, добавив в нее данные о биоразнообразии Алтайской горной страны, ведь этот обширный, и вместе с тем практически заповедный трансграничный регион России, Казахстана, Китая и Монголии отличается огромным ботаническим и зоологическим богатством. 


Погрузившись в деятельность GBIF, освоив методики и правила работы агрегатора, я совместно с коллегами и студентами начал интегрировать в систему исследовательские данные коллектива Южно-Сибирского ботанического сада и проекта «Флора Алтая», посвященные фиторазнообразию Алтая.


Кроме того, мне хотелось использовать имеющиеся практические наработки для модернизации магистерского курса «Компьютерные технологии в биологии» для обучающихся Института биологии и биотехнологии. Однако для внедрения методов информатики биоразнообразия, а также для разработки руководств и модернизации курса требовались дополнительные средства. Я решил подать заявку на разработку курса в Фонд Потанина – и стал победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2019/2020 гг.

Мне хотелось создать общедоступный бесплатный онлайн-курс на крупной образовательной платформе, чтобы доступ к курсу могли получить не только студенты нашего университета и партнеры проекта, но и все интересующиеся темой биоразнообразия. В итоге мой выбор пал на динамично развивающуюся платформу Stepik. 


Сегодня аудитория онлайн-курса «Компьютерные технологии в биологии» составляет более 2300 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Новосибирска, Челябинска, Томска и других российских городов. Чуть более 5% слушателей курса – пользователи из-за рубежа (из Германии, Казахстана, Белоруссии). Команда платформы Stepik высоко оценила курс, и после процедуры кросс-рецензирования было принято решение о возможности официальной выдачи сертификатов Stepik для пользователей, освоивших материал и успешно защитивших итоговые проекты.

Курс вошел во все программы подготовки магистрантов по направлениям «Биология» и «Экология и природопользование» Института биологии и биотехнологии АлтГУ. Но едва ли не более важно то, что курс был внесен в раздел «Учебные курсы по информатике биоразнообразия» сообщества GBIF: http://gbif.ru/sources».

В качестве партнеров курса выступают Университет им. аль-Фараби (Республика Казахстан), Институт ботаники и фитоинтродукции АН Казахстана и Тигиреского заповедника (Алтайский край), Алтайский биосферный заповедник, Катунский заповедник (Республика Алтай) и Катон-Карагайский национальный парк (Республика Казахстан). Таким образом, в настоящее время методы информатики биоразнообразия позволяют объединить один из крупнейших экорегионов мира с высочайшим уровнем биоразнообразия – Алтайскую горную страну. 

Разработка онлайн-курса стала для меня «точкой входа» в крупный международный проект «BioDATA Advanced – баркодинг ДНК, биологические коллекции и полевые наблюдения для целей ускоренного исследования биоразнообразия». Этот проект реализуется Музеем естествознания университета Осло совместно с Южноафриканским Институтом Биоразнообразия и Алтайским государственным университетом при поддержке правительства Норвегии. 

Проект предлагает молодым исследователям из России, Норвегии и ЮАР принять участие в программах академической мобильности, а также пройти профессиональные курсы по биоразнообразию. Планируется реализовать два интенсивных курса по анализу данных о биоразнообразии и два курса работ в научных лабораториях. Курсы призваны создать сеть обмена между профессионалами и студентами через целевые стажировки и упростить открытый доступ к данным о биоразнообразии как в странах-участницах проекта, так и во всем мире. Все учебные материалы будут доступны на английском и русском языках для повторного использования на бесплатной и открытой основе в соответствии с Целями устойчивого развития ООН.

Мой опыт убеждает меня в том, что если вам удастся гармонично объединить востребованную тему исследования, качественное образование, да еще и поймать удачный момент – успех неизбежен