Назад

Исследование «Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения»

В рамках проекта анализируются современные условия развития российской магистратуры в вузах

Совместный проект Фонда Потанина и Национального фонда подготовки кадров (НФПК).
Срок реализации: 2018 – 2020 год.

Развитие магистратуры – один из базовых приоритетов российской высшей школы. Современные и качественные магистерские программы являются визитной карточкой университетов, повышают их престиж в стране и за рубежом. От того, насколько профессионально организовано управление процессами развития магистратуры, зависит конкурентоспособность вузов в целом. 

Цель проекта – сформировать модель развития инструментов поддержки российской магистратуры нового качества. Для этого проводится анализ инструментов поддержки и стимулирования современных программ магистратуры:
  • оценка эффективности разработанных программ магистратуры и/или их отдельных элементов (модулей, курсов, кейсов, техник);
  • оценка факторов, способствующих устойчивому и эффективному становлению института магистратуры;
  • выявление барьеров, тормозящих данный процесс.
На первом этапе в исследовании приняли участие 9 вузов из числа 75 вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина (ТГУ, ТПУ, МГТУ им Баумана, МИЭТ, СПбГУ, МГУ, СГУ им. Чернышевского, ПГНИУ, МФТИ) и 2 опорных университета, не являющихся участниками программы – МГТУ им Г.И. Носова и СибГМУ. Города участников исследования – Магнитогорск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Томск.

К концу 2018 года была разработана аналитическая рамка и проект модели поддержки и развития института магистратуры в российских вузах, а также система показателей для оценки эффективности ее элементов. 
Апробация разработанной модели завершилась в середине августа 2019 года. Данные предоставили 32 университета из 75 вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина. 

Основные результаты проекта в 2019:
  • Разработана методология рейтингования вузов на основе интегрального показателя развития институциональной среды магистратуры с учетом рекомендаций Международной экспертной группы IREG;
  • Апробирована методология рейтингования вузов на основе интегрального показателя развития институциональной среды магистратуры среди вузов, участвующих в грантовом конкурсе Стипендиальной программы Владимира Потанина;
  • Проведены экспертные обсуждения полученных результатов апробации и консультации с участием российских и международных экспертов в области высшего образования. 
В 2020 году проект сосредоточился на уточнении процессов функционирования магистратуры в условиях вызовов, связанных с пандемией, и изучении их влияния на развитие магистратуры. 

Исходно, проект был призван системно проанализировать процессы развития института магистратуры в России и за рубежом в связи с изменениями в сфере высшего образования и в запросах рынка на образовательные услуги этого уровня. Его продолжение в 2020 году, начатое в период пандемии и общих карантинных мер, позволило еще раз вернуться к рассмотрению магистратуры как одного из базовых элементов национальных систем высшего образования, и оценить российский и международный опыт реагирования на новые вызовы развития магистратуры и высшего образования в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией 2020 года.

В мае-июле 2020 было проведено кабинетное исследование практик российских вузов по преодолению негативных эффектов пандемии. Результаты первого этапа были представлены в форме шести аналитических докладов.

Сегодня исследователи и представители академического сообщества прогнозируют различные сценарии развития системы высшего образования, опираясь на опросы университетов и студентов по всему миру. Оперативный сбор данных «из первых рук» – от основных участников магистерского образования – становится важным компонентом разработки инструментов устойчивости образовательной системы. По этой причине в сентябре-октябре 2020 проводится серия онлайн-опросов студентов, преподавателей, представителей администрации вузов-участников Стипендиальной программы. Цель этого этапа исследования – собрать данные об актуальном состоянии российского магистерского образования. Эти данные позволят уточнить полученные на предыдущем этапе выводы и гипотезы.

Официальный сайт проекта: http://novayamagistratura.ntf.ru

7 апреля 2021
Победителям Стипендиального конкурса 2020/21

На портале активирована функция для заключения договоров с победителями конкурса на получение именной стипендии

31 марта 2021
150 проектов, которые меняют высшее образование: объявлены результаты Грантового конкурса для преподавателей магистратуры

Стали известны имена преподавателей вузов, которые получат гранты в рамках Стипендиальной программы Владимира Потанина

25 марта 2021
Вниманию победителей Стипендиального конкурса 2020/2021

Cрок заключения договора продлен до 15 апреля 2021 года

25 февраля 2021
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда

Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2020/2021