Юлия Глазырина

Назад

Юлия Глазырина

заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея

Заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина любит свою работу за междисцплинарный характер, творческую свободу и в то же время чрезвычайную системность – сочетание, которое возможно, пожалуй, только в естественнонаучном музее. Давно доказано, что, если любишь свое дело и делаешь все от тебя зависящее, успех неизбежно будет сопутствовать. Вот лишь некоторые достижения Юлии и Пермского краеведческого музея:

- Гран-при фестиваля «Интермузей» (2013);
- Лауреат премии «Посол Пермского края» (2015);
- Лауреат Премии Пермского края в сфере культуры и искусства, проект «Музей пермских древностей» (2010), проект «Детская палеонтологическая конференция» (2016);
- Победитель конкурса программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина, проект «Открой пермский период!» (2013) ), проект «Добро пожаловать в Антропоцен!» (2017) – оба признаны одними из лучших реализованных проектов в своем цикле;
- Победитель конкурса «Музейный десант» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина (2016, 2018).

Юлия окончила географический факультет Пермского государственного университета и Московскую высшую школу социальных и экономических наук (направление подготовки «Менеджмент в сфере культуры»). В настоящее время обучается в аспирантуре Пермского университета по направлению подготовки «Науки о Земле».

Юлия, почему география? Чем привлекла вас эта наука?

Кому-то может показаться, что география – наука несовременная, «задремавшая» после Паганеля. Но стоит вспомнить о том, что, во-первых, география – очень системная наука, комплексно исследующая сложный мир геосфер и их современных изменений. Во-вторых, кто, как не географы, решают десятки прикладных задач, которые помогают нам ежедневно: создают геоинформационные системы (например, Яндекс-карты), прогнозируют погоду, изучают миграции… Этот системный, планетарный подход очень помог мне в настраивании точной музейной оптики.

И как был совершен переход с геофака в музей?

Я пришла на работу в музей в 2009 году, на следующий год после окончания Пермского университета по совету Георгия Анатольевича Воронова, биогеографа и эколога, основавшего два заповедника и кафедру биогеоценологии и охраны природы. Мне как-то сразу было оказано доверие, и в то же время я получала огромную помощь от коллег – всех, кто пришел в музей раньше меня, проникся его духом, уже во всем разобрался. Я искренне благодарю Ларису Жужгову, Елену Меркушеву, Ольгу Юдину, Татьяну Вострикову, Сергея Островского, Юлию Арсланову и всех, кто сделал возможным Музей пермских древностей, небольшое подразделение Пермского краеведческого музея, которое имеет смелось говорить легко о миллионах лет позади и впереди. Музей пермских древностей был открыт в 2011 году в небольшом пространстве 500 кв. м., но сразу получил внимание и признание. Это можно объяснить тремя факторами: огромным интересом детей к палеонтологии, всемирной известностью пермского периода и тем, что нам помог Стивен Спилберг. Конечно, юрский период – не пермский, да и динозавров у нас не было. Но безграничный интерес к прошлому Земли – это то, что делает естественнонаучный музей диалогом открытий.

Над какими проектами вы сейчас работаете?

Наконец-то у Пермского краеведческого музея появилась возможность опробовать в долгосрочном аспекте все наработки, которые мы тестировали в проектных форматах – в настоящее время мы работаем над концепцией и экспозицией нового музея «Пермский период», который планируется к открытию в 2023 году в пространстве Завода Шпагина. Этот культурный кластер, расположенный по стечению обстоятельств в исторической части города и именно в том месте, где Родерик Мурчисон, первооткрыватель пермского периода, вел исследования. Новый музей впитает все успехи Музея пермских древностей и учтет все, что у нас не сразу получалось. Но, главное, этот музей будет существенно более широко интерпретировать то, что мы понимаем под «пермским периодом». Безусловно, пермский период в контексте геологии – явление всемирное, навсегда включенное в календарь планеты Земля. Вместе с тем, опыт проекта «Открой пермский период!», поддержанного Фондом Потанина в 2013 году, убедительно говорит о том, что необходимо учитывать междисциплинарные компоненты, смотреть не только в прошлое, но и выстраивать на его основе настоящее и будущее.

Вы дважды становились победителем конкурса «Музейный десант» на участие в стажировках. Что дал вам этот опыт?

В 2016 году мы с пятью коллегами из регионов России принимали участие в очень вдохновляющей и необычной поездке во Францию с темой стажировки «Современное искусство в традиционном музее». Программа начиналась со знакомства со столичными практиками, наиболее впечатляющей из которых стала реновация Музея охоты и природы, очень точно оформившего нишу своего желаемого влияния и целевой аудитории. Именно с этой стажировки началось наше глубокое понимание того, как художники, тонко ощущающие мир, и в то же время очень прагматичные, так как существуют в условиях рынка, могут увидеть источник вдохновения и интерпретации не только в социальных, экономических или политических контекстах, но и в природных. Этот опыт стал для меня в некотором смысле точкой отсчета проекта «Добро пожаловать в Антропоцен!». Проект исследует новые модели работы естественнонаучного музея: от проведения экологического аудита зданий до вовлечения ученых и современных художников в интерпретацию коллекций. Ведущие естественнонаучные музеи по всему миру стремятся снизить свой экологический след, пересмотреть подходы к формированию коллекций, найти новые формы сотрудничества с учеными и посетителями. Разумеется, эти изменения не происходят мгновенно и требуют определенного горизонта планирования. Некоторые результаты проекта мы внедряем в филиалы музея уже сейчас, другие наметили в среднесрочной перспективе. И мы очень рады, что наш, в некотором смысле, пионерный опыт оценили коллеги на комитетах Генеральной конференции Международного совета музеев ИКОМ, которая состоялась в Японии в сентябре 2019 года.

В 2018 году Фонд Потанина поддержал мою заявку на индивидуальную стажировку с условной темой «Устойчивое развитие». На примере геопарков ЮНЕСКО «Верхний Прованс» и «Люберон» на юге Франции я получила возможность познакомится с моделями развития территории, предполагающими системное и комплексное, неразрушающее, ответственное природопользование, основанное на балансе природных и социокультурных возможностей территории. Важно отметить, что геопарки ЮНЕСКО – в первую очередь, объекты, представляющие геологическое наследие территории непосредственно на месте его «действия», in situ. Вместе с тем геопарки – не заповедники, это огромные территории, где живут люди, порой даже не зная, что они находятся в геопарках. Опыт того, как совместить природные ресурсы и традиционные производства, превратив их в работающую социально-экономическую модель, конечно, не может быть внедрен мгновенно в нашу работу. Но это прекрасный пример того, какой может быть модель интерпретации пермского геологического периода, единственного, открытого в России. Так называемое «главное пермское поле», где породы пермского периода выходят на поверхность – источник развития туризма, предмет интереса науки и основа для многих производств в прошлом и настоящем Пермского края. Кроме того, музеям очень важно не замыкаться в пределах своих стен, потому что изменения, в том числе и экологические, происходят с огромной скоростью.

Что бы вы могли сказать своим коллегам-музейщикам из других городов?

Мне представляется очень важным не бояться мечтать! Это не всегда просто, ведь мы сталкиваемся ежедневно с целым комплексом типовых проблем: неприспособленные для музеев здания (которые несут целый комплекс материально-технических и логистических проблем), короткие календарные сроки планирования и финансирования, да и, если честно, невысокие зарплаты. Вместе с тем, музеи обладают таким мощнейшим базисом, как коллекции, которые в эпоху цифрового мира и «постправды» делают нас, может быть, «последними бастионами честности». Кроме того, музеи обладают огромным кредитом общественного доверия и могут выстраивать коммуникации с самыми разными аудиториями, не только формулируя готовые ответы, но и задавая правильные вопросы. В конечном счете мы обычно получаем то, о чем мечтаем, пусть и не сразу, и не всегда в той форме, которую ожидали. Поэтому ставить нужно только значимые цели – независимо от того, большие они или маленькие в контексте. А после – мечтать об их достижении, но и помогать своим мечтам сбываться.

DSCF9574.jpg

Фотограф: Марина Дмитриева для проекта «Пермь в лицах»