Анна Карпенко

Назад

Анна Карпенко

куратор и проектировщик культурных и социальных проектов в Калининграде

Куратор и проектировщик культурных и социальных проектов в Калининграде Анна Карпенко мечтает о том, чтобы ее область, изолированная от большой России, стала центром притяжения и общения творческих людей. Она реализовала несколько успешных проектов по трансграничному сотрудничеству между Калининградской областью, Польшей и Литвой, работала с небольшим общественным эколого-историческим музеем на Виштынецкой возвышенности (поселок Краснолесье), налаживая взаимодействие с местным сообществом, запустила с единомышленниками международный фестиваль «Соседи» в этой сельской приграничной местности. В настоящий момент Анна руководит Калининградской региональной общественной организацией «Союз фотохудожников» и курирует арт-пространство «Ворота» в Калининграде. В 2019 году она стала победителем конкурса «Музейный десант» в номинации «Групповые поездки за рубеж» и в июне прошла стажировку в Испании, получив знания о функционировании современных учреждений искусства разного уровня.

Анна, расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Испанию. Что она дала вам? Чему научила?

Наша образовательная поездка в Барселону и Мадрид, которую организовал Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с крупнейшим испанским частным фондом la Caixa, была посвящена теме Arts for Social Change (искусство для социальных изменений). Я подала заявку на конкурс «Музейный десант» именно по этой теме, потому что последние пару лет курирую низовое арт-пространство «Ворота» в Калининграде, а оно тесно связано с работой с сообществами. Программа была настолько продумана, что за 10 дней наша маленькая и супер-заинтересованная группа российских кураторов увидела самые разные уровни работы современного искусства с обществом – от глобальных выставочных блокбастеров про оперу и Пикассо до небольших мастерских художников в пригородах метрополий. Именно туда, на Иберийский полуостров, сейчас перемещается центр арт-жизни Европы, и la Caixa ежегодно инвестирует более полумиллиарда евро в культурные и социальные проекты. Программа была просто захватывающей: люди, места, история и современность позволяли делать открытия, сравнивать, подключать прежние знания, проводить параллели, искать сходства и отличия.

Меня невероятно вдохновило понимание важности долгосрочных инвестиций в культурное поле и то, как это работает: например, центр арт-резиденций Hangar в Барселоне принимает художников на два года, дает возможность им работать, не давя необходимостью выставок. Доверие и понимание воздаются сторицей: как часто мы потом слышали добрые слова об «ангаре» среди испанских художников и кураторов. Такое отношение к работе и жизни заставило серьезно задуматься о важности собственной деятельности, переосмыслить ее, наметить новые перспективы, не живя короткими горизонтами.

Долгосрочное планирование, поэтапность, открытость действительно способствуют социальным переменам в серьезном масштабе, привлекая к искусству все больше тех, кто никогда не определял себя как «художника». Это главное впечатление испанского музейного десанта.

Каким образом вы применяете новые знания, знакомства в своей работе?

Из практических моментов: я стала несколько иначе относиться к планированию выставок и работе с авторами. Возможность выставить свои работы в оффлайновом пространстве, да еще и в историческом здании – это по нынешним «цифровым» временам действительно роскошь, требующая уважения авторов к месту и тем, кто помогает им показать свои работы людям. Я стала больше ценить то, что делаю я и организация, которой руковожу, в Калининграде, относиться с большим уважением к собственному труду. Выставки стали дольше по срокам, сейчас мы предъявляем более серьезные требования к авторам и, надо сказать, находим их понимание. Я установила тесные контакты с фотографами из Барселоны, планируем совместный выставочный проект в будущем году, обмениваемся идеями, держим руку на пульсе того, что делаем и в Испании, и в Калининграде.

Анна, как и почему вы начали заниматься культурными проектами? И что такое арт-пространство «Ворота»?

Я – социальный исследователь, училась в Калининградском университете и в Шанинке (МВШСЭН). После нескольких лет академической карьеры – работы в университете, стажировок, преподавания, исследований и научных статей – в 2011 году стала заниматься проектами по работе с местными сообществами и культурой, в том числе международными. Эта перемена была связана с желанием более тесно взаимодействовать с окружающим меня миром.

А в 2017 году пришла в калининградское арт-пространство «Ворота». Это первое независимое культурное пространство, расположившееся в историческом здании старинных Закхаймских городских ворот. С 2014 года оно развивается как выставочная галерея и площадка для проведения разнообразных событий. Тогда, в 2017, оно было в жестком социальном и экономическом кризисе. Совсем не хотелось терять такое уникальное место, в которое множество людей вложили душу и силы. Сохранение и перезапуск «Ворот» были серьезным вызовом и риском, с которым хотелось справиться. Нам удалось еще раз его открыть. «Ворота» с 2018 года снова стали центром городской культурной жизни. Мы меняемся, трансформируемся – например, последние полтора года активно развиваемся как центр арт-резиденций визуальных исследователей и фотохудожников, одновременно работая с людьми, с низовыми инициативами, практикуя творческие формы, называемые сейчас participatory art.

Эта работа дает мне огромный опыт общения с людьми, понимание других, возможность вместе с теми, кто к нам приходит, создавать то, что невозможно было бы достичь каждому в отдельности, видеть новое, свидетельствовать, как в людях загорается творческая искра, как они находят новые смыслы в своей повседневной жизни. Эта деятельность не дает погаснуть моим собственным интересам и любопытству к окружающему миру.

Над чем сейчас работаете?

Сейчас основной проект, над которым работаю, состоит в переосмыслении культурного и социального наследия самого великого и известного уроженца города, в котором я родилась и живу – философа Иммануила Канта. Он так и называется «Кантианские традиции в современном культурном пространстве Калининграда». Я начала им руководить в июле 2019 года, проект продлится до конца 2020 года. Его суть – в проведении пяти арт-резиденций, во время которых приглашенные из других регионов России авторы не просто реализуют свои собственные художественные проекты, а выступают как кураторы творческих команд калининградцев – не обязательно профессиональных художников, но людей инициативных и творчески активных. Вместе с командой приглашенные кураторы ищут современные ответы на знаменитые кантовские вопросы об условиях существования человека: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»

Я мечтаю, чтобы наша область стала центром обмена идеями и творчества. Открытость этих краев миру всегда составляла суть, мотор, источник жизни и процветания. Нам нужен новый взгляд на нас со стороны, и мы готовы делиться своей любовью к этому месту.