Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Александра Осипова

Назад

Александра Осипова

руководитель отдела музейно-образовательных программ Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева

Руководитель отдела музейно-образовательных программ Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева (Владивосток) Александра Осипова стала победителем конкурса «Музейный десант» в номинации «Групповые поездки по России для молодых музейных специалистов». В апреле 2019 года она в числе 23 участников прошла стажировку в музеях Москвы и Подмосковья по программе «Школа музейного лидерства: гид по компетенциям». Общение с коллегами со всей России стало для Александры бесценным опытом. Например, знакомство с организацией работы Третьяковской галереи научило всегда думать о миссии любого музейного начинания. А благодаря знакомству с сотрудниками музея-заповедника Царицыно Александра впервые приняла участие в международном фестивале «Интермузей 2019», где на круглом столе рассказала о своей музейной работе с детьми. Для молодого специалиста это был первый опыт публичного выступления такого уровня.

Александра, как вы попали на работу в Музей Арсеньева? И почему выбрали музей в качестве места работы?

Иногда мне кажется, что не я выбрала музей, а он меня. Я училась в магистратуре Дальневосточного федерального университета по направлению «Сервис и туризм» и работала в маленькой туристической компании. Конечно же, была знакома с Музеем Арсеньева – на тот момент, в 2015 году, он стал очень популярен во Владивостоке, звучал на разных площадках и встречах, и мне втайне хотелось там работать: в большом музее, с большими проектами и большим коллективом. Порой мысли бывают материальны: в университете я случайно встретилась со своей старой знакомой, которая, как оказалось, работала в Музее Арсеньева. Она и позвала меня туда – требовался методист по работе с детьми. Несмотря на отсутствие соответствующего «музейного» образования, у меня был бонус: достаточный опыт работы с детьми. В студенческие годы я работала вожатой, и даже была командиром педагогического отряда, что дало мне уверенность в том, что я осилю такую работу. После собеседования я уже точно понимала – это шанс, который нельзя упускать. Тем более мне сразу обозначили вектор: развивать детские занятия, кружки и т. д. В первый же день после собеседования я отправилась изучать музей. До официального трудоустройства я успела подготовить деловое предложение по новым программам, что сейчас кажется наивным и смешным. Но энтузиазм, с которым я окунулась в музейные будни, меня до сих пор удивляет. Это оказалась совсем не скучная работа!

Вы можете сказать, за что любите ее?

Я люблю свою работу за постоянное развитие и движение, за бесконечный поток информации, который необходимо осваивать. Мы стараемся не повторяться, темп движения очень высокий, и тормозить или отступать никак нельзя. Всегда нужно делать еще больше, еще лучше. Мне нравится, что я развиваюсь как личность. Мне вообще кажется, что «музейщики» самые умные люди, потому что узкой направленности в работе нет.

Что дала вам стажировка по конкурсу «Музейный десант» в профессиональном и личностном плане?

Я очень хотела поехать на стажировку, даже слишком. И когда Фонд Потанина объявил конкурс, поняла, что надо срочно побеждать. Потому что групповая стажировка – это, в первую очередь, горизонтальные связи. Молодые музейщики со всей страны с одной целью в одном месте – это очень важно, и такое вряд ли происходит случайно. В первую очередь, стажировка дала мне новые знакомства с коллегами со всей страны. Мы до сих пор поддерживаем связи, в случае необходимости я могу проконсультироваться с компетентным человеком по тому или иному вопросу. Во-вторых, это была уникальная возможность пообщаться на профессиональные темы с представителями ведущих музеев, набраться знаний, обсудить возможность совместных проектов.

Практически 24 часа в сутки 7 дней я находилась в уникальной среде с людьми, которые творят невероятное – меняют мир и наполняют его смыслами. Мы часто обсуждали выставки, мероприятия, коллекции, проекты и высказывали свое мнение, а это очень важно – формулировать свои мысли, обосновывать точку зрения. Порой было совсем непросто. Иногда наши мнения расходились: одни и те же площадки мы оценивали и ощущали по-разному. И это позволяло обращать внимание на то, что заметил кто-то другой.

В каждом музее я брала для себя что-то полезное. Например, как создана «доступная среда» в заповеднике «Царицыно». Некоторые приемы мы планируем применить в своем музее – в частности, мне понравилась идея с сенсорной комнатой, и сейчас мы думаем о месте, где можно было бы изолироваться и успокоиться в случае эмоциональной перегрузки.

Над какими проектами вы сейчас работаете?

В данный момент мы работаем над масштабной выставкой Музеев Московского Кремля «За службу и храбрость. Награды России», которая открылась 4 октября 2019 в нашем музее. Это очень серьезная и непростая тема для местного зрителя, поэтому требуется сопровождающая выставку образовательная программа. Используя недавний опыт, мы нарабатываем систему проведения уроков в музее.

Также впервые в 2019 году мы совместно с коллегами собрали большую команду из 13 музеев города для создания межмузейного маршрута для всей семьи. Маршрут «Сам по следам» – это игра с различными заданиями для детей, главными помощниками которых становятся родители. Музеи Владивостока объединились и создали три маршрута, сложность которых зависит от возраста участников. Ребята получают задания, изучают экспозиции, находят информацию об исследователях Дальнего Востока, решают математические задачи и многое другое. Этот проект первоначально объединял пять естественно-научных музеев, но летом 2019 года мы привлекли все ведущие музеи и выставочные площадки Владивостока, создав новый маршрут. Игру можно начать с любого музея. Для этого необходимо зарегистрироваться и приобрести входные билеты. Семьи, отправляясь в экспедицию, получают набор путешественника с путеводителем. Прохождение каждой точки на карте отмечается штампом в паспорте участника. Тема проекта в этом году – «Человек, который…». Который задает вопросы, наблюдает, ищет, экспериментирует, узнает истории и пишет свои. Сейчас все 13 музеев-партнеров переходят к проектированию межмузейного маршрута на 2020 год.

Еще наш музей оптимизирует и старается сделать свое пространство доступным для детей и людей с особыми потребностями. Впервые мы начнем на регулярной основе работать с одной из коррекционных школ города.

Александра, а о чем вы мечтаете, если не секрет?

Мечтаю о музейном детском издании, в котором можно будет найти и узнать все про музей и историю нашего города и края. А еще мечтаю успевать делать все, что придумываем.

Царицыно.JPG