Назад

Юрий Ноздрунов: «Спорт – это не только физика и тактика, но и психологический настрой»

Антрополог и мастер спорта международного класса по настольному теннису, паралимпийский чемпион России и неоднократный призер чемпионатов мира и Европы, стипендиат Фонда Юрий Ноздрунов рассказывает о том, что дал ему год учебы в Российском Международном Олимпийском Университете в Сочи.

Уже несколько лет РМОУ активно сотрудничает с Паралимпийским комитетом России: рекомендованные комитетом кандидаты проходят обучение в образовательном учреждении и становятся успешными выпускниками. Летом 2021 года диплом англоязычной программы «Мастер спортивного администрирования» получил Юрий Ноздрунов – чемпион России в одиночных и командных соревнованиях по настольному теннису, многократный призер чемпионатов мира и Европы, участник Летних Паралимпийских игр в Лондоне 2012 года.

Юрий, по своей первой специальности вы антрополог, как получилось, что вы стали спортивным менеджером?

Я действительно получил диплом с отличием по социальной антропологии, окончив философский факультет Орловского государственного университета. В магистратуре я изучал этнологию и антропологию как целостное учение о человеке, параллельно получил дополнительное образование переводчика в области профессиональной коммуникации (английский язык), а затем прошел профессиональную переподготовку в Воронежском государственном институте физической культуры и стал тренером-инструктором. После этого освоил еще и французский язык. То есть своим образованием я занимаюсь непрерывно, находя новые возможности для развития профессиональных компетенций.

Социальная антропология изучает в основном социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, что очень актуально в условиях современного поликультурного мира. В социальной антропологии на первом месте человек с его культурным кодом, особенностями поведения, национальными традициями. В практическом плане – это работа с людьми. Спорт в моей жизни тоже всегда присутствовал, и мне захотелось объединить эти две сферы интересов: изучить спорт с разных сторон, в том числе с точки зрения его социокультурной обусловленности и национальных традиций, влияющих на поведение спортсмена. Про существование Российского Международного Олимпийского Университета в Сочи я узнал в 2016 году, когда мы готовились к Паралимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Я думал о том, чтобы остаться в спорте если не в качестве спортсмена, то в качестве тренера или управленца. Плюс мне всегда нравились языки, и за два года до этого я сдал экзамен по английскому на уровень С1, а в РМОУ одно из требований – английский такого уровня. Это была уникальная возможность реализовать две мечты: поучиться на английском и получить профессию спортивного менеджера. Я подал заявку и выиграл в конкурсе «Олимпийские стипендии» Фонда Потанина.

Если раньше я смотрел на спортивную индустрию через призму спортсмена, то учеба в РМОУ дала мне возможность посмотреть на этот мир глазами управленца. У меня сложилась трехмерная картинка происходящего, все кусочки пазла сошлись. Это был очень важный год и в личностном, и в профессиональном плане.

Что вам больше всего запомнилось в образовательном процессе в РМОУ?

В целом очень понравилась система обучения, потому что она охватывает все области: от получения знания до его применения. Она нацелена на то, чтобы человек умел мыслить критически и развивал творческое мышление, которое применяется не только в сфере спорта, но и в жизни. Все задания, которые мы здесь делали, были, с одной стороны, очень интенсивные, с другой – охватывали все стороны образовательного процесса: это и поиск информации, и дискуссии с преподавателями, и дискуссии в группе, и написание эссе, и подготовка докладов, и групповые работы. У меня диплом на тему «Продвижение участия в параспорте в России посредством образовательной онлайн-платформы». До этого я изучил много литературы, где рассматривались разные подходы к образованию. А здесь все сложилось в единый комплекс. В конце марта я заметил, что в голове что-то поменялось, у меня родилось несколько идей, которые я хочу реализовать в дальнейшем в мире спорта. И, конечно, было очень интересно работать вместе со своими одногруппниками из разных стран.

На выпускном было заметно, что вы стали сплоченной командой…

Да, несмотря на то, что все мы представители разных культур и мировоззрений, мы хорошо поладили, у нас сложился очень дружный коллектив. Хочется отметить, что у всех студентов очень высокий уровень образования и богатый опыт работы в сфере спортивного менеджмента, что плодотворно сказывалось на учебном процессе. Мы подстегивали друг друга. А дружеская конкуренция – всегда самая продуктивная в плане развития.

Возможно, эта дружба перерастет в деловое сотрудничество?

Конечно, мы из разных сфер и разных уголков России и мира, но не исключено, что будем пересекаться и помогать друг другу. Например, много совместных тем для обсуждения у меня появилось с Полом Эстебаном из Эквадора. Сейчас он президент Федерации настольного тенниса в своей стране. А так как я тоже планирую быть связанным с паралимпийским и олимпийским настольным теннисом, то не исключено, что в будущем мы еще встретимся для реализации совместных проектов.

Вы сказали, что во время учебы у вас родилось несколько идей в сфере спорта, можете ими поделиться?

Во-первых, я планирую принять участие в организации проекта, связанно с открытием спортивных залов, в которых можно реализовывать инклюзивное образование, и начать можно было бы с настольного тенниса. Для этого есть люди, но пока нет ресурсов, будем думать, как это воплотить в жизнь. Во-вторых, создать проект, который помогал бы молодым спортсменам разобраться в азах спортивной психологии. На данный момент вопросам психологической подготовки игроков в настольный теннис уделяется недостаточное внимание. На протяжении своей спортивной карьеры я на своем опыте осознал важность этой сферы для достижения более высоких результатов. К тому же, есть возможность реализовать этот проект совместно с психологами, которые специализируются на работе с паралимпийцами. Это поможет повысить осведомленность, особенно молодых спортсменов, об общих принципах саморегуляции, самодисциплины, подготовки себя к соревнованиям, преодоления стресса и владения организмом с точки зрения спортивной психологии. Зачастую спортсмену не хватает знания этих аспектов для достижения оптимального уровня готовности перед важными стартами. Ведь спорт – это не только физика и тактика, но и психологический настрой. И третий замысел: развитие паралимпийского движения в России посредством образовательной онлайн-платформы. Эту идею предложил Паралимпийский комитет России. В своем дипломе я развил ее, дополнительно теоретически проработав. Надеюсь, мои разработки будут полезны при реализации этого проекта Паралимпийским комитетом России. Эта платформа помогла бы повысить общий уровень образованности людей, связанных с параспортом, в том числе тренеров, которые работают с людьми с инвалидностью.

Так что идей много, буду стараться воплотить их в жизнь. Ну и в ближайшие планы входит мое успешное выступление на Паралимпийских играх в Токио (на момент выпуска материала Юрий Ноздрунов завоевал бронзовую медаль Паралимпийских игр в Токио в соревнованиях по настольному теннису). В дальнейшем я бы хотел работать в Паралимпийском комитете в проектах, связанных с международными отношениями. Мне бы хотелось представлять Россию в области спорта на международном уровне.

Хотелось бы выразить благодарность Паралимпийскому комитету России и Фонду Потанина, которые помогли мне реализовать мою мечту и получить дополнительное образование в Российском Международном Олимпийском Университете.