Назад

Партнерства, системность и технологии: главные тренды нового сезона для НКО

В начале нового рабочего сезона эксперты некоммерческого сектора назвали главные тенденции, которые будут актуальны в работе некоммерческих организаций

Текст материала

В начале нового рабочего сезона эксперты некоммерческого сектора назвали главные тенденции, которые будут актуальны в работе некоммерческих организаций. Главные из них — развитие цифровых технологий, инфраструктурных проектов и работа с государством.

«Тренды в некоммерческом секторе России и зарубежных стран имеют общие черты»

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина:

Сегодня все больше внимания уделяется профессионализации сектора. Как показывают исследования, за рубежом тема компетенций волнует более 70% лидеров некоммерческих организаций. Аналогичные данные по России отсутствуют, тем не менее можно также отметить заинтересованность сектора в профессиональных кадрах и их развитии. Эта заинтересованность прослеживается в появлении новых образовательных программ, проектов, семинаров, курсов, онлайн-инструментов. Все это свидетельствует о том, что сектор динамично развивается и ключевая роль в этом развитии отводится человеческому капиталу.

Вторая тенденция – цифровизация сектора. Появляются новые инструменты для онлайн-фандрайзинга, растет аудитория пожертвований через мобильные устройства. Только за прошлый год доля пожертвований через мобильные устройства в США увеличилась более чем на 200% и теперь составляет 8% от общего объема пожертвований. Это превысило объем пожертвований корпораций. Россия к такому уровню вовлеченности пока не пришла, но тенденция использования жертвователями мобильных устройств в нашей стране также прослеживается. Некоммерческие организации, в свою очередь, все чаще обращаются к цифровым технологиям, которые помогают упростить и ускорить важные процессы, начиная от продвижения миссии НКО, и заканчивая презентацией результатов деятельности и вовлечением в свои ряды большего числа сторонников.

Еще один важный тренд – сочетание конкуренции и партнерства.

Все чаще в публичном пространстве НКО говорят о том, что усиливается конкуренция за ресурсы. Одновременно с этим мы наблюдаем появление партнерств, благодаря которым реализуются успешные проекты, приносящие важные для всего сообщества результаты. Примером объединенных усилий фондов может выступать разрешение на доступ в реанимацию родственников, доступность лекарственных средств, продвижение паллиативной помощи и так далее.

Четвертый тренд – все большее участие государства в некоммерческом секторе. С одной стороны, государство продолжает активно регулировать сектор и жестко очерчивать правила игры. Например, совсем недавно Министерством юстиции были утверждены новые формы отчетности.

С другой стороны, государство предоставляет различные возможности для взаимодействия, включая участие представителей НКО в общественных советах самого разного уровня, реализацию совместных проектов, особенно на местном, муниципальном уровне, а также получение финансирования через конкурсы, которые проводит Фонд президентских грантов. Объем финансирования со стороны Фонда президентских грантов растет, появляются различные субсидии, развивается тема общественно полезных услуг, которые могут предоставлять некоммерческие организации. Государство, объединяя все виды ресурсов, включая финансовые, таким образом задает в секторе определенные тренды. И эта составляющая государственного участия в деятельности НКО будет развиваться и дальше».

«Развитие инфраструктуры сектора»

Елена Тополева-Солдунова, глава Агентства социальной информации:

«Одним из главных трендов станет доступ НКО к рынку оказания социальных услуг. Это долгоиграющая тема. Есть определенные подвижки, динамика, но власти, некоммерческим организациям, регуляторам еще предстоит немало поработать в данном направлении.

Мы ожидаем принятия Концепции содействие развитию благотворительности в Российской Федерации. Появится новый документ, важный для сектора в целом.

Предстоят дискуссии с Минюстом на фоне новых требований к ответственности, нового регулирования к деятельности сервисных НКО.

Развитие инфраструктуры сектора. На встрече в «Благосфере» мы обсуждали тему стабильного существования сектора, наличие достаточных источников финансирования, таких как Фонд президентских грантов. Понятно, что этого недостаточно и необходимо думать об иных источниках поддержки, в том числе негосударственных. Нам всем стоит задуматься над тем, как стимулировать негосударственный сектор к тому, чтобы он большое поддерживал НКО. Мы ощущаем дефицит организаций, кто жертвовал бы средства в долгосрочные проекты.

Продвижение деятельности НКО, доверия к сектору в целом, развитие социальной рекламы и доступности по размещению услуг социальной рекламы на телевидении. Мы понимаем, что часть аудитории ушла в интернет, но телереклама остается не менее важной».

«Развитие инфраструктуры сектора»

Елена Тополева-Солдунова, глава Агентства социальной информации:

«Одним из главных трендов станет доступ НКО к рынку оказания социальных услуг. Это долгоиграющая тема. Есть определенные подвижки, динамика, но власти, некоммерческим организациям, регуляторам еще предстоит немало поработать в данном направлении.

Мы ожидаем принятия Концепции содействие развитию благотворительности в Российской Федерации. Появится новый документ, важный для сектора в целом.

Предстоят дискуссии с Минюстом на фоне новых требований к ответственности, нового регулирования к деятельности сервисных НКО.

Развитие инфраструктуры сектора. На встрече в «Благосфере» мы обсуждали тему стабильного существования сектора, наличие достаточных источников финансирования, таких как Фонд президентских грантов. Понятно, что этого недостаточно и необходимо думать об иных источниках поддержки, в том числе негосударственных. Нам всем стоит задуматься над тем, как стимулировать негосударственный сектор к тому, чтобы он большое поддерживал НКО. Мы ощущаем дефицит организаций, кто жертвовал бы средства в долгосрочные проекты.

Продвижение деятельности НКО, доверия к сектору в целом, развитие социальной рекламы и доступности по размещению услуг социальной рекламы на телевидении. Мы понимаем, что часть аудитории ушла в интернет, но телереклама остается не менее важной».

Одновременно в стране всё сложнее становится делать бизнес — это результат и внешнего давления, и растущего прессинга со стороны государства, которое в том числе активно усиливает меры финансового контроля. Это заставляет многих предприимчивых людей смотреть в сторону НКО, в частности социального предпринимательства, которое пока находится в стадии роста и менее зарегулировано.

Думаю, что эта сфера будет расти, с учётом того, что в 2019 году должно быть усилено участие НКО в получении государственного и муниципального заказа. К тому же получат развитие новые инструменты привлечения финансирования — например, облигации социальных изменений, о которых сейчас говорит ВЭБ.

Однако трудности бизнеса будут иметь негативные последствия, с точки зрения корпоративных пожертвований. Впрочем, тут может быть как пессимистичный, так и оптимистичный вариант. Негативный сценарий предполагает, что из-за санкций и невысоких темпов экономического роста компании будут урезать расходы, в частности на благотворительность. Позитивный сценарий построен на предположении, что государство будет и дальше помогать крупным компаниям и банкам не утонуть взамен на усиленную роль в решении социальных проблем. Опять же благотворительные программы и корпоративная социальная ответственность при правильном подходе могут сработать и на «обеление» имиджа компании в глазах её зарубежных партнёров.

Одновременно в стране всё сложнее становится делать бизнес — это результат и внешнего давления, и растущего прессинга со стороны государства, которое в том числе активно усиливает меры финансового контроля. Это заставляет многих предприимчивых людей смотреть в сторону НКО, в частности социального предпринимательства, которое пока находится в стадии роста и менее зарегулировано.

Думаю, что эта сфера будет расти, с учётом того, что в 2019 году должно быть усилено участие НКО в получении государственного и муниципального заказа. К тому же получат развитие новые инструменты привлечения финансирования — например, облигации социальных изменений, о которых сейчас говорит ВЭБ.

Однако трудности бизнеса будут иметь негативные последствия, с точки зрения корпоративных пожертвований. Впрочем, тут может быть как пессимистичный, так и оптимистичный вариант. Негативный сценарий предполагает, что из-за санкций и невысоких темпов экономического роста компании будут урезать расходы, в частности на благотворительность. Позитивный сценарий построен на предположении, что государство будет и дальше помогать крупным компаниям и банкам не утонуть взамен на усиленную роль в решении социальных проблем. Опять же благотворительные программы и корпоративная социальная ответственность при правильном подходе могут сработать и на «обеление» имиджа компании в глазах её зарубежных партнёров.

Одновременно в стране всё сложнее становится делать бизнес — это результат и внешнего давления, и растущего прессинга со стороны государства, которое в том числе активно усиливает меры финансового контроля. Это заставляет многих предприимчивых людей смотреть в сторону НКО, в частности социального предпринимательства, которое пока находится в стадии роста и менее зарегулировано.

Думаю, что эта сфера будет расти, с учётом того, что в 2019 году должно быть усилено участие НКО в получении государственного и муниципального заказа. К тому же получат развитие новые инструменты привлечения финансирования — например, облигации социальных изменений, о которых сейчас говорит ВЭБ.

Однако трудности бизнеса будут иметь негативные последствия, с точки зрения корпоративных пожертвований. Впрочем, тут может быть как пессимистичный, так и оптимистичный вариант. Негативный сценарий предполагает, что из-за санкций и невысоких темпов экономического роста компании будут урезать расходы, в частности на благотворительность. Позитивный сценарий построен на предположении, что государство будет и дальше помогать крупным компаниям и банкам не утонуть взамен на усиленную роль в решении социальных проблем. Опять же благотворительные программы и корпоративная социальная ответственность при правильном подходе могут сработать и на «обеление» имиджа компании в глазах её зарубежных партнёров.

Одновременно в стране всё сложнее становится делать бизнес — это результат и внешнего давления, и растущего прессинга со стороны государства, которое в том числе активно усиливает меры финансового контроля. Это заставляет многих предприимчивых людей смотреть в сторону НКО, в частности социального предпринимательства, которое пока находится в стадии роста и менее зарегулировано.

Думаю, что эта сфера будет расти, с учётом того, что в 2019 году должно быть усилено участие НКО в получении государственного и муниципального заказа. К тому же получат развитие новые инструменты привлечения финансирования — например, облигации социальных изменений, о которых сейчас говорит ВЭБ.

Однако трудности бизнеса будут иметь негативные последствия, с точки зрения корпоративных пожертвований. Впрочем, тут может быть как пессимистичный, так и оптимистичный вариант. Негативный сценарий предполагает, что из-за санкций и невысоких темпов экономического роста компании будут урезать расходы, в частности на благотворительность. Позитивный сценарий построен на предположении, что государство будет и дальше помогать крупным компаниям и банкам не утонуть взамен на усиленную роль в решении социальных проблем. Опять же благотворительные программы и корпоративная социальная ответственность при правильном подходе могут сработать и на «обеление» имиджа компании в глазах её зарубежных партнёров.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне