Назад

О чем говорят награды The Art Newspaper Russia

Пушкинский стал музеем года, Уральская биеннале признана лучшей выставкой

Текст материала

Премия профильного издания о культуре и искусстве в России The Art Newspaper Russia вручается в восьмой раз. Номинации соответствуют главным рубрикам газеты: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года». Плюс награда «Личный вклад» – тем, без кого четырех главных номинаций могло и не быть.

Так получилось, что сегодня The Art Newspaper Russia – единственная российская премия, которая следит за художественной сферой в целом. Две другие важные награды, «Инновация» и «Премия Кандинского», во-первых, более узкие – они посвящены современному искусству. А во-вторых, ставят задачу скорее отметить художников (или других профессионалов арт-сферы) и их работы, чем оценить, «как прошел год». В идеальном мире награда с номинациями, аналогичными The Art Newspaper Russia, могла бы быть государственной или учрежденной профессиональной ассоциацией, но в реальности это вряд ли возможно. Отношение к Министерству культуры и государственной культурной политике в художественном сообществе неоднозначное (помнится, на одной из церемоний издатель The Art Newspaper Russia Инна Баженова зачитала приветствие тогдашнего министра культуры Владимира Мединского, и публика встретила его, прямо говоря, без восторга). Поэтому, может, и правильно, что миссию назвать лучших взяла на себя редакция международного издания. И делает это довольно дипломатично – понятно, что невозможно вручить призы всем, но хотя бы номинациями отмечают практически всех крупных игроков.

Церемония ежегодно собирает всех представителей сообщества – от меценатов-миллиардеров, художников-звезд и директоров крупнейших музеев до рядовых сотрудников и начинающих. В зале всем приглашенным предлагают рассаживаться свободно, без деления гостей на более и менее важных. А сама церемония проходит в формате театрального представления – денежных призов лауреатам не полагается, их поздравляют музыкальным выступлением или перформансом.

Первой назвали книгу года. Ею оказалась «Бумажная архитектура: антология» Юрия Аввакумова. Затем объявили о лучшей реставрации – тут отметили работу по восстановлению государственных регалий и личных вещей русских монархов, парадного оружия, икон и ювелирных изделий из собрания Музеев московского кремля. Приз получила директор кремлевских музеев Елена Гагарина, поднявшаяся на сцену вместе с работниками реставрационных мастерских. Эту победу отметили самым запоминающимся номером церемонии – музыкальным выступлением Филиппа Горбачева и группы «Колокол», замиксовавших колокольный звон с объявлениями о важных событиях ХХ в. из новостной хроники.


Фото: The Art Newspaper Russia


Следом шла непростая номинация «Личный вклад», в которой встретились, в частности, Владимир Потанин, Леонид Михельсон и Алишер Усманов. Победителем оказался Потанин. Награду ему вручал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он же перечислил заслуги бизнесмена перед культурой, подчеркнув, что денежная помощь среди них – не самое главное. Гораздо важнее, по мнению Пиотровского, системная работа в трех направлениях.


Фото: The Art Newspaper Russia


Первое – бизнесмен способствовал принятию закона об эндаумент-фондах, благодаря чему их разрешили учреждать в государственных музеях. Это целевой капитал, который формируется за счет денежных пожертвований, ценных бумаг и других активов для получения инвестиционного дохода, который используется на поддержание деятельности некоммерческой организации. В России закон о порядке работы эндаументов был принят в 2006 г., а один из первых эндаумент-фондов в отечественной сфере культуры зарегистрирован в 2011 г. для поддержки Эрмитажа. Основателем фонда как раз стал Потанин, который пожертвовал $5 млн и сейчас возглавляет попечительский совет фонда целевого капитала Эрмитажа.

Второе – международная работа. Здесь номером один идет дар Фонда Потанина Центру Помпиду коллекции современного русского искусства и финансирование стипендий для русскоговорящих специалистов на прохождение стажировки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

И третье – укрепление связей внутри российского музейного сообщества.

Вручение награды Потанину подняло градус пафоса, но его успешно сбил конферанс Ивана Урганта, награждавшего следующего победителя – «Музей года». Здесь победу заслуженно праздновал Пушкинский, сделавший суперуспешные и важные выставки, в том числе «Щукин. Биография коллекции», впервые с 1948 г. объединившую в стенах российского музея коллекцию Сергея Щукина, разделенную после закрытия Государственного музея нового западного искусства.

Выставкой года назвали 5-ю Уральскую биеннале «Бесс мертие». Это заслуженный приз, хотя главным соперником по номинации была другая великолепная выставка – «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» в Новой Третьяковке. Но награда комиссару Алисе Прудниковой важна не только как чествование успеха самой биеннале, но и как признание того, что арт-жизнь, классная и передовая, существует не только в Москве и Санкт-Петербурге. Кстати, с победой «Бессмертия» церемония могла приобрести и международный размах – куратором основного проекта была специалист Музея Гуггенхайма Шаоюй Вэн. Но не случилось: за несколько дней до церемонии гражданам Китая запретили въезд в Россию из-за угрозы распространения коронавируса, и Вэн приехать не смогла. Она много лет постоянно живет в Нью-Йорке, но паспорт у нее китайский.

Результаты любой премии почти всегда вызывают вопросы и разговоры, почему так, а не иначе. Премия The Art Newspaper Russia не исключение, тем более что она редакционная, а свой выбор редакция не поясняет. В целом ни один из победителей не вызывает недоумения, но все же явная столичность премии кажется перекосом. Понятно, что региональным музеям тяжело соревноваться на равных с Пушкинским, Третьяковкой или Эрмитажем. Тем не менее арт-жизнь за пределами Москвы и Санкт-Петербурга становится все интереснее и ярче. В этом году наградили Уральскую биеннале, ранее за лучшую реставрацию отмечали центр «Арсенал» в Нижнем Новгороде. Но и помимо них за пределами столиц немало музеев, галерей и выставок, достойных того, чтобы оказаться в компании столичных грандов и даже у них выиграть.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне