Назад

Меценаты 21-го века

Рубрика "Чувствительно". В беседе принимают участие генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева и директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова. Ведущие - Ирина Воробьева и Светлана Сорокина.

Текст материала

И. Воробьева― Здравствуйте, это программа «Чувствительно», сегодня эту программу веду только я, Ирина Воробьева. Светлана Сорокина по уважительной причине сегодня отсутствует – в следующий раз, надеюсь, обязательно будет. У нас, как всегда, в программе замечательные гости, других у нас не бывает. И я приветствую в этой студии генерального директора Благотворительного фонда Потанина Оксану Орачеву. Оксана, здравствуйте.

О. Орачева― Здравствуйте.

И. Воробьева― И директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову. Здравствуйте, Наталья.

Н. Потапова― Добрый день.

И. Воробьева― У нас сегодня будет культурная программа. Мне как раз очень важно, нужно просвещаться срочно обязательно. Давайте мы сначала начнем про вас, как вы дошли до жизни такой. Вот давайте начнем с вас, Оксана. Как вы стали генеральным директором фонда?

О. Орачева― Интересный вопрос, и, как всегда, на него очень легко и сложно отвечать одновременно. Конечно же, это был определенный путь, это произошло не в один день. И я работаю в сфере поддержки образования в первую очередь и некоммерческом секторе с 98-го года. То есть, это все-таки такой определенный путь был пройден. Причем в разных организациях, с разной проблематикой. И вот приход на работу в фонд Потанина и потом то, что я стала генеральным директором – это такой закономерный в какой-то степени, я надеюсь, результат. И расширение сферы моей деятельности, и как бы концентрация на определенных проектах.

Потому что начинала я некоммерческую деятельность с таких вещей, которые больше связаны с просвещением, причем с просвещением в области региональной политики. В свое время издавала русское издание «Российский региональный бюллетень», с нуля ставила этот проект здесь, который потом пользовался определенной популярностью, собирал региональные новости, хотя это не СМИ.

И. Воробьева― Это в 90-х было, да?
О. Орачева: В 98―м году, 99-м этот проект шел. Было очень интересно. И такой проект позволил познакомиться практически со всей страной, потому что у нас была огромная региональная сеть корреспондентов в семидесяти, если я не ошибаюсь, регионах. Была огромная сеть экспертов, я сама занималась этой темой. То есть, такое погружение и в тему, и в страну одновременно – это было очень здорово. Ну, и, соответственно, погружение в разные проблемы, которые возникали.

С другой стороны, у меня прошлое – это преподаватель. Соответственно, тема образования всегда была для меня тоже актуальна. И когда появился новый образовательный проект, новая стипендиальная программа, правда, американского фонда, фонда Форда, мне предложили ее возглавить здесь в России. Это был проект, который шел чуть более десяти лет и давал возможность учиться в любой стране мира людям, у которых ограничен доступ к образованию по тем или иным причинам. Это был второй такой очень уникальный опыт, это уже совсем погружение в некоммерческий сектор. И приходили учиться очень разные люди, от 22 до 70+.

И. Воробьева― Ого!

О. Орачева― Соответственно, с разным жизненным опытом, разными взглядами, планами, амбициями, настроением – все что угодно. И, соответственно, надо было найти и подходы, и понять, почему человек принимает то или иное решение, не помешать ему принять правильное решение. Помочь всегда сложнее, главное – не помешать.

И. Воробьева― Это правда.

О. Орачева― Соответственно, такой был очень интересный проект, очень успешный. Ну, и как следующий шаг – это фонд Потанина, где вот тоже стала заниматься образовательными, культурными проектами, сейчас генеральный директор.

И. Воробьева― Про то, чем занимается фонд, мы еще поговорим, будем говорить всю программу. Я хочу спросить у Натальи Потаповой. Наталья, вы не директор фонда и не НКО, вы директор музея. Вот это самое интересное. Как становятся директорами музея?

Н. Потапова― Я как раз директор НКО.

И. Воробьева― «Огни Москвы» — это НКО?

Н. Потапова― «Огни Москвы» — это НКО, да. Наш музей существует с 80-го года, и мы сначала были просто небольшим музеем предприятия. Но вот так судьба сложилась, что с 2004 года нам пришлось стать негосударственным музеем, то есть некоммерческой организацией.

И. Воробьева― Не получилось, там, да, с государством?

Н. Потапова― Не то что не получилось. Из музея предприятия перейти в государственный музей, ну, на тот момент это было сложно. Но мы приняли такое решение, чтобы сохранить музей, спасти – стать НКО, стать негосударственным музеем. И вот уже сколько? 12 лет в этом году будет, как существует наш музей в таком статусе.

И. Воробьева― Первый раз вообще вижу, и в этой студии первый раз человек, который представляет НКО-музей. Вот этого у нас еще не было. Хорошо, а вы директором стали уже после того, как стал НКО?

Н. Потапова― Нет, я директором стала до того, как музей стал НКО, как раз вот я в этом процессе участвовала преобразования. Но директором… то есть, я тогда была заведующей музеем с 1996 года, то есть практически сразу после…

И. Воробьева― Сколько? 20 лет.

Н. Потапова― Да, 20 лет.

И. Воробьева― Ого!

Н. Потапова― Юбилей.

И. Воробьева― Как вы стали заведующей музея, ну расскажите уже, Наталья. Что надо сделать для этого?

Н. Потапова― Ну, у меня профессиональное образование, я закончила Московский государственный институт культуры, кафедру музееведения. В принципе, я сразу пошла работать по специальности в Политехнический музей, а через год меня… ну, уже был директор музея «Огни Москвы» преклонного возраста, и меня пригласили на его место заведующей. Я была совсем молодая, юная, и мне пришлось выполнять разные функции. То есть, не только водить экскурсии, описывать музейные предметы, но также заниматься административными вопросами: отоплением, водоснабжением, освещением здания. Причем здание у нас очень интересное, памятник культуры XVII века, то есть еще плюс разные реставрационные задачи выполнять. Ну, и так постепенно, но всему я этому научилась.

И. Воробьева― Потрясающие вообще гости у меня сегодня в программе. Хорошо, давайте теперь разберемся, чем занимаются ваши организации. Чем занимается фонд Потанина, вот какие основные?

О. Орачева― Фонд Потанина поддерживает проекты в трех основных направлениях нашей деятельности. Первое, наверное, такое традиционно самое известное – это образование, наша стипендиальная программа, но не только. Это поддержка студентов и преподавателей из ведущих российских государственных и негосударственных вузов. Они на конкурсной основе получают возможность стипендии получить, гранты. То есть, мы их таким образом поддерживаем. И, кроме того, так как мы считаем, что образование – это не только комплекс знаний, но и еще определенная система ценностей, которая формируется и передается дальше, и роль университета гораздо больше сегодня, то у них есть возможность реализовать свои социально значимые проекты. Мы тоже на конкурсной основе даем такую возможность, собираем на школу фонда. Всегда очень интересно, зажигательно, когда люди со всей страны собираются вот так концентрированно в одном месте, у всех горят глаза, много идей, и хочется что-то сделать здесь и сейчас, и потом уже на протяжении длительного времени это чувство у них остается. Это прямо всегда очень нас самих заряжает такой энергией. Это первое направление, образование.

 

Это поддержка развития филантропии, благотворительности в России. Мы один из первых частных фондов, и для нас, конечно же, важна та среда, которая формируется в России, как относятся к благотворительности и поддерживают или не поддерживают. То есть, что можно сделать, чтобы благотворительность в России продолжала развиваться, была системной; чтобы жертвовать было хорошо, удобно, и любой человек, который хотел бы оказать помощь, мог это сделать простым для себя способом. То есть, это тоже такая просвещенческая во многом функция, но не только. Мы еще, опять же, поддерживаем программу, связанную с развитием целевых капиталов. Это программа обучающая частично, частично практическая. В настоящее время у нас тоже по конкурсу были отобраны победители. Сфера образования и культуры, учатся в школе Сколково. И им самим надо в течение года реализовать свой собственный проект по созданию и пополнению целевых капиталов. Очень сложная тема.

И. И. Воробьева― Да. Целевой капитал – это что?

Н. Потапова― Это эндаумент (это еще сложнее слово). На самом деле это, если говорить совсем просто, это способ, как сделать свою организацию устойчивой. Некая финансовая составляющая, когда выделяются деньги… ну, не выделяются, надо собрать их, естественно. То есть, они отделяются от основной операционной деятельности, они передаются в управление, а тратится уже доход. И самый известный целевой капитал – это Нобелевская премия. Уже вот сколько лет она существует, тратится доход на премию, собственно, а не те деньги, которые оставил Нобель. То есть, деньги продолжают работать. Это достаточно новая для России тема, сложная. И здесь очень важно и продвигать успешный опыт – а он у нас уже есть – и обучать тех людей, которые, собственно, их будут создавать.

Ну, и третье направление – просто я его оставила специально напоследок – это поддержка культуры. Тоже уже давно и традиционно мы это делаем, работаем с музеями по всей стране. Здесь нет никаких ограничений: как с государственными музеями, так и с частными; как с большими музеями в крупных городах, так и с небольшими музеями, как в крупных, так и в удаленных городах. То есть, самое главное, чтобы это были те музеи и те люди, которые заинтересованы в движении вперед и хотели бы что-то у себя сделать, чтобы у них тоже горели глаза. Таких людей очень и очень много. И замечательно, что они могут собраться благодаря нам хотя бы раз в год на нашем форуме «Музейный гид», который, кстати, мы проводим уже третий год подряд в рамках фестиваля «Интермузей».

И. Воробьева― Он же будет скоро совсем.

О. Орачева― Вот, он будет совсем скоро, с 13 по 16 мая. Приходите, если вы хотите увидеть такое современное музейное сообщество людей неравнодушных, которые очень много вкладывают, отдают, для того чтобы всем нам было интересно приходить в музей, оставаться с музеем, помогать музею – есть такая возможность.

И. Воробьева― Наталья, расскажите про «Огни Москвы» сначала.

Н. Потапова― Ну, «Огни Москвы», я уже сказала, существуют 36 лет, но вот когда мы стали негосударственным музеем, конечно, наша жизнь немножко изменилась. Сначала было трудно, но вот благодаря фонду Потанина начался какой-то новый этап, наверное, нашего развития.

И. Воробьева― Вы давно сотрудничаете, да?

Н. Потапова― Мы первый раз победили в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина, в 2008 году.

И. Воробьева: О―о-о, то есть, уже…

Н. Потапова― Да, это была не первая наша попытка написать заявку, но вот как-то мы учились-учились – и вот удача нам улыбнулась. И Оксана правильно сказала, что это такая площадка действительно, где собираются музейные сотрудники разных музеев…

И. Воробьева― Это вот «Музейный гид» форум, да, вы имеете в виду?

Н. Потапова― Я имею в виду вообще сам конкурс. То есть, в конкурсе может участвовать любой музей: и какой-нибудь совершенно маленький музей, вот как наш, например, и рядом может находиться Государственный Эрмитаж. И мы соревнуемся в одной плоскости, получается. Главное, чтобы была какая-то интересная хорошая идея. Но вот на сегодняшний день у нас оказалось уже четыре хорошие идеи, которые поддержал фонд Потанина. Причем это очень разноплановые проекты, и поэтому, кроме обычной такой музейной деятельности, культурно-образовательной, экспозиционной (там хранение, учет музейных предметов), мы еще выделяем несколько направлений в своей деятельности, которые вот как раз сложились благодаря участию в конкурсных программах.

То есть, у нас есть социальные проекты, и мы работаем уже много лет с детьми, которые имеют интеллектуальные нарушения, и со слепыми и слабовидящими посетителями. Вот в этом году мы стали победителем конкурса, который проводило Правительство Москвы для некоммерческих организаций. Мы получили субсидию от Комитета общественных связей на реализацию проекта для слепых и слабовидящих старшеклассников и туристов, которые приезжают в Москву. То есть, это особая такая целевая аудитория…

И. Воробьева― То есть, вы переделываете музей, чтобы они могли его посещать, или как?

Н. Потапова― Мы разрабатываем методики. Мы музей сам не переделываем, мы делаем его доступным просто для одной категории и для другой категории. Ну, и в этом проекте (он называется «Изобретатели») мы ставим такую задачу: не только повысить уровень научно-технических знаний у старшеклассников, но и в том числе он направлен на инклюзивное развитие, потому что у нас в проекте участвует еще много студентов московских вузов, и они с удовольствием общаются со школьниками, и как-то вот мир тоже меняется, вообще взгляд на эту жизнь.

И. Воробьева― А что такое «Огни Москвы»? Вот наши слушатели сейчас внезапно вдруг обнаружили, что они никогда не были в вашем музее. Ну, вдруг такие люди есть. Что, зачем приходить в ваш музей?

Н. Потапова― Музей «Огни Москвы» — это музей истории городского освещения Москвы. На самом деле он очень узкопрофильный, и у нас можно узнать об истории освещения Москвы, начиная с XVIII века. Причем, опять благодаря фонду Потанина нам удалось поменять за последние годы все экспозиционное пространство в музее, и экспозиции у нас стали такие более, наверное, интересные для экскурсионных групп и индивидуальных посетителей. Потому что, например, в первых двух залах, где мы рассказываем об освещении XVIII и XIX века, мы вводим свет тоже как экспонат. То есть, не просто фонарь, но и вот свет. И сколько его было, можно почувствовать, в XVIII веке. Во второй половине XIX века стало побольше, и люди стали модничать уже по вечерам. И, конечно, такой фурор, когда появляется электрическое освещение. И новый наш проект, который мы реализовали только вот в октябре, открыли новую экспозицию – это часть проекта про музейное освещение. И мы попробовали XX век, история освещения в XX веке, построить только через игру света и тени. То есть, у нас нету никаких таких вот современных мультимедийных установок, как сейчас любят делать многие музейные сотрудники. У нас только свет и тени. И мы тоже рассказываем историю страны вот через освещение и через игру света и тени. Сначала там гражданская война, темно. Потом появляется лампочка Ильича, строится электростанция. Я не буду все рассказывать.

И. Воробьева― Конечно, да.

Н. Потапова― Я думаю, стоит прийти и посмотреть.

И. Воробьева― Дорогие слушатели, если вы хотите узнать историю освещения города Москвы – а это весьма интересно – добро пожаловать в музей «Огни Москвы». Вы находитесь где?

Н. Потапова― Мы находимся в Армянском переулке. Армянский переулок, дом 3. Здание само по себе интересное, поэтому многие посетители у нас приходят не только с освещением познакомиться, но и со старинными палатами XVII века.

И. Воробьева― Потрясающе. Вы, как все, наверное, музеи, по понедельникам не работаете.

Н. Потапова― Мы работаем без выходных.

И. Воробьева― Вот в чем прелесть, я поняла, НКО-шного музея. Вот оно, вот оно.

Оксана, расскажите мне, пожалуйста, про социальный проект. Вот вы когда рассказывали про направление «Образование», вы упомянули, что там внутри этого направления студенты или ваши подопечные реализуют социальные проекты. О чем идет речь, что это за социальные проекты?

О. Орачева― Это те проекты, которые они предлагают самостоятельно. Победители конкурса, вот наши стипендиаты, они имеют возможность предложить свой проект, если считают, что есть те проблемы, которые они могут помочь решить. Причем эта проектная деятельность существует уже с 2008 года, несколько школ было проведено, порядка двухсот проектов поддержано. Это волонтерские проекты, как их мы называем. То есть, они, конечно, с точки зрения финансовой незначительны, может быть. Но с точки зрения того, какой вклад они привносят в жизнь университета и конкретных людей, какой опыт приобретают студенты, это очень и очень важно.

Среди таких очень известных наших волонтерских проектов – это, например, проект в Красноярске, когда начинался именно со студенческого проекта интерактивный музей науки «Ньютон Парк». То есть, это был обычный студенческий проект. Очень часто именно студенты, они ощущают потребность, чтобы в университеты сегодня приходили заинтересованные абитуриенты, школьники. Что вот кто сидит рядом – это важно, кто будет учиться дальше – это важно, не только для преподавателей, но и для самих студентов. И вот такого рода проекты они часто предлагают, как заинтересовать школьников, особенно естественные науки или какие-то технические науки. Предлагают разные турниры для школьников, очень популярно, некоторые потом в качестве уже межуниверситетских, как в Воронеже.

Здесь ребята предложили по-другому рассказывать о научных каких-то явлениях. В основном это физика, химия, то есть то, что вот можно показать. Потому что если ребенок в школе приходит на эти уроки, ему скучно рассказывают про физику или про химию, он, конечно, никогда не пойдет туда учиться. И они стали работать, в том числе с учителями, проводить эти опыты, приносить материалы специальные. А сейчас в Красноярске есть такой интерактивный музей науки «Ньютон Парк». Менялось поколение студентов, но они вот все равно продолжали участвовать в конкурсе, развивать этот проект. Он уже очень известный, и, наверное, те, кто приезжают в Красноярск, стараются туда попасть, потому что даже для взрослого человека это опыт.

И. Воробьева― Точно, да, есть в других городах подобные музеи. Я как взрослый человек, попав туда первый раз, конечно, очень сильно удивилась. Это было так круто! И, мне кажется, взрослые там бегают с горящими глазами гораздо больше, чем дети. Потому что они просто больше понимают, что в школе они пропустили, а тут – ага, о-о-о, опыты, вот это все летает, почему-то двигается и так далее и так далее. Это очень крутой проект, конечно, да.

Хорошо, тогда, дорогие мои прекрасные гостьи, расскажите мне, пожалуйста, о, ну, такой условной проблеме – не проблеме: вообще люди сейчас заинтересованы в музеях, в культуре? Вот они как-то вообще к этому тянутся? Только давайте без приведения в пример вот этих очередей страшных в разные музеи. Это для меня вообще не очень понятная история. Но вот в целом, если на примере вашего музея, люди как-то…

Н. Потапова― У нас музей не очень большой, у нас всегда довольно-таки много посетителей. По крайней мере организованные группы, они записываются вот где-то за два – за три месяца вперед.

И. Воробьева― Ничего себе!
Н. Потапова― То есть, у нас очень плотный график. Причем с утра до вечера, иногда с 9 утра до 9 вечера, включая то, что мы работаем без выходных. И, конечно, очень радостно, что становится больше индивидуальных посетителей. И самый хороший такой показатель эффективности, мне кажется, работы нашего музея – что у нас очень много повторных, постоянных посетителей, люди, которые возвращаются. Приходят дети иногда, говорят: мне девять лет, я был в вашем музее уже четыре раза.

И. Воробьева― О боже мой!

Н. Потапова― И очень много стало в последнее время молодых людей, старшеклассников, молодежи, они приходят. И сейчас вот в новой экспозиции у нас даже есть такой удобный уголочек «Московский дворик», где можно посидеть поиграть в какие-то настольные игры. Иногда люди сидят по три часа играют.

И. Воробьева― Приходят поиграть.

Сейчас мы вынуждены прерваться буквально на пару минут. И поговорим, еще продолжим эту тему. Я напомню, что сегодня в программе «Чувствительно» генеральный директор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева и директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова. Буквально через несколько минут вернемся и продолжим.

НОВОСТИ

И. Воробьева― Продолжается программа «Чувствительно». Сегодня ее ведет только Ирина Воробьева, Светлану Сорокину жду очень сильно на следующую программу. Замечательные наши сегодняшние гости: генеральный директор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева и директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова. Вообще мы говорим обо всем: и о музеях, и о поддержке образования, культуры и так далее и так далее. Мы, в общем, перед перерывом начали довольно большую и сложную тему, хотя на самом деле, наверное, она не сложная. Как люди вообще, стали более культурными, заинтересованными в том, чтобы получать знания именно вот такого характера? Оксан, может быть, вы расскажете?

О. Орачева― Мне кажется, что интерес к музеям и вообще к культуре в целом сегодня растет. И он проявляется, вот если посмотреть с нашей точки зрения, то есть то, что мы именно делаем – в том, что люди активнее участвуют в проектах, которые предлагают музеи. У нас даже появилась в нашей программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» специальная номинация – «Музей и местное сообщество», когда сам музей предлагает проекты, связанные с местным сообществом, с участием тех, кто живет рядом. И мы вот по этим проектам видим, самая популярная номинация – то есть, значит, есть контакт. И очень активно участвуют на всех этапах. У нас очень много примеров, когда уже на этапе создания экспозиции или на этапе разработки проекта уже привлекается население, обычные граждане. То есть, не традиционно, когда студенты, например, привлекаются, а уже те, кто вовлечен на другом немножко уровне.

Например, был очень интересный проект в Екатеринбурге «Искусство путешествий», когда и продумывали все вместе с куратором, с руководителем проекта Сергеем Каменским, и приносили предметы, и рассказывали истории. И там сама такая интерактивная была экспозиция, что посетители оставляли какие-то записи. То есть, каждый находил что-то для себя. Все же мы любим путешествовать или мечтаем о путешествии.

И. Воробьева― Точно.

О. Орачева― Это только один как бы пример, а на самом деле их очень и очень много. И это не может не радовать, что музей сегодня становится частью вот этого сообщества, то есть нет такого разделения, как, может быть, было раньше, когда школьников насильно водили и отбивали охоту, и когда они становились взрослыми, они уже не очень хотели туда идти добровольно. То сейчас, в общем-то, ситуация поменялась очень серьезно. И есть заинтересованность и со стороны музея работать с людьми, вовлекать людей в свои программы. И есть со стороны людей желание помогать музею, поддержать музей. Это проявляется самыми разными способами. Например, другой тоже частный музей в Коломне, который тоже активно работает с местным сообществом. Музей даже создает рабочие места для людей…

И. Воробьева― Это пастилы что ли?

О. Орачева― Да, там целый комплекс.

И. Воробьева― Это целый мини-город в городе.

О. Орачева― Это уже мини-город как бы, как инициативные люди изменили город, с одной стороны, и предложили какие-то новые решения. То есть, это совместный проект, это уже проект не только музея, а, наверное, можно сказать, перешел на городской уровень. Везде, и в крупных музеях есть такие инициативы. Потому что сегодня все-таки невозможно быть оторванными друг от друга, мы хотим быть вместе.

Кстати, здесь, я бы хотела сказать, очень важную роль в этой связке между музеем и людьми играет журналистика, культурная журналистика.

И. Воробьева― Ура, это мы!

О. Орачева― Да, это как раз вот те люди, которые пишут о культуре, рассказывают о культуре, как это подается. И, на наш взгляд, особенно в регионах, сегодня важно культурную журналистику развивать. Потому что мы, конечно, все знаем федеральные средства массовой информации, это замечательно, но важно, и чтобы на местах рассказывали качественно о том, что происходит. Это часть жизни. Вот для того, чтобы помочь развивать культурную журналистику, мы совместно с Государственным Эрмитажем, по инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств, учредили новую премию для журналистов, которые пишут о культуре.

И. Воробьева― Ура!

О. Орачева― Называется «Искусный глагол». И так получилось, что буквально на днях ее первый раз вручили в Екатеринбурге, и как лучшее СМИ вот в регионе ее получило радио «Эхо Москвы».

И. Воробьева― Ура!

О. Орачева― За программы Ирины Киселевой о культуре «Арт-Субботник» и «Культпоход».

И. Воробьева― Всем слушать «Эхо Екатеринбурга».

О. Орачева― Чем больше таких программ, чем больше будут рассказывать о работе музеев, театров, просто о культурных инициативах городских, тем это будет более востребовано. Еще и связка между музеем и его посетителями будет не только через очередь.

И. Воробьева― Да, да, но это какие-то удивительные моменты с очередями, пока я не понимаю, как это происходит.

Наталья, скажите, а вот музею «Огни Москвы» как-то люди помогают? То есть, вы как-то от людей принимаете пожертвования, какие-то вещи такие вот? Как-то они могут вам помочь?

Н. Потапова― Люди нам, безусловно, помогают. У нас тоже есть связь и с местным сообществом. Так как мы находимся в центре практически Москвы, там такой интересный район, жилых домов остается не так много, и к нам очень часто приезжают люди, которые выросли в этом районе, для них это место такое тоже встречи, их ностальгии. И они привозят, во-первых, свои воспоминания. Посетители нам дарят какие-то свои личные вещи, лампы старинные. Нам, конечно, нужна помощь. У нас старинное здание, и вот в этом году мы хотим начать работы по реставрации здания. Если вдруг найдется какая-то поддержка, благотворитель, мы будем только очень рады, поэтому можно обратиться в музей.

И. Воробьева― Как это сделать? Нужно зайти на ваш сайт, и у вас там есть какие-то данные, куда перечислить средства, или можно прийти к вам в музей, посмотреть экспозицию, заодно узнать, как помочь?

Н. Потапова― Пока на сайте нету информации – я думаю, мы разместим в ближайшее время. Но можно позвонить в музей по нашему номеру 8 (495) 624-73-74. Или оставить письмо на наш электронный адрес moscowlights@mail.ru.

И. Воробьева― И вот человек может позвонить или написать, сказать: я хочу помочь, да? И вот как-то с ним… Просто это же очень интересно. Мы тут много раз в студии говорили и с фондами разными, которые разным людям помогают. И люди вообще очень часто идут навстречу и помогают, в этом смысле фонды очень много живут благодаря исключительно простым гражданам, которые так или иначе помогают. Но вот чтобы музею помогали – мне кажется, это тоже такая важная история, и музею надо обязательно помочь.

Н. Потапова― Для нас это действительно важная история, потому что, так как мы не государственный музей, мы полностью себя обеспечиваем. То есть, нам приходится покрывать все основные расходы: на аренду здания, заработную плату, поддержание музея. Хорошо, что есть благотворительные фонды, благодаря которым мы можем реализовывать свои проекты. Но вот все-таки еще выполнять какие-то сложные реставрационные работы – это, конечно, сложно, мы будем только очень рады.

И. Воробьева― Скажите, а государство помогает, Москва? Ну, вот помимо Комитета общественных связей, в котором вы выиграли в конкурсе.

Н. Потапова― Так как мы негосударственный музей, то, в принципе, государственные структуры не могут финансировать некоммерческую организацию. Поэтому это может быть только на уровне вот каких-то субсидий, конкурсов, в которых приходится участвовать.

И. Воробьева― А жалко. Было бы, мне кажется, прекрасно.

Оксана, по поводу благотворительности, о которой вы говорили, развития благотворительности. У нас благотворительность в России, как мне кажется, пока еще на уровне… ну, благотворительность пошла в детский сад, скажем так, по уровню развития, если сравнивать с Западом. Может быть, вы со мной не согласитесь, может быть, у нас взрослая благотворительность.

О. Орачева― Наверное, посередине.

И. Воробьева― В школе.

Н. Потапова― Да. Детский сад – это, наверное, все-таки мы уже эту стадию прошли, потому что сегодня можно говорить уже об институциональной благотворительности, достаточно много и успешно работают благотворительные фонды, фонды разного типа, и фандрайзинговые, которые успешно собирают средства. Неважно, сейчас мы не говорим, на что, но вот они успешно собирают. И, главное, не только собирают, но и отчитываются перед гражданами о расходовании средств. Есть фонды, которые проводят различные конкурсы для институциональной поддержки той же культуры, или образования, или науки. То есть, тоже эта сфера присутствует. Появились фонды целевого капитала, их уже больше ста пятидесяти. То есть, сфера постоянно развивается, нельзя сказать, что совсем здесь ничего не сделано. За эти годы сделано очень и очень много.

И, более того, если говорить об активности людей, она тоже, конечно же, возросла за последнее время. И сегодня уже не сказать, что кого-то удивит, что люди участвуют непосредственно в благотворительности. Причем когда вот мы, кстати, про это участие говорим людей, мы обычно понимаем материальное больше участие, финансовое, когда мы жертвуем. Но на самом деле это гораздо шире. Это и те же услуги pro bono, когда мы как профессионалы делимся своими знаниями и опытом и кому-то предоставляем услуги бесплатно. Это не менее важно и значимо, чем, например, чисто финансовая поддержка. Или когда мы тратим свое время в качестве волонтеров и тоже что-то делаем. Кстати, волонтерская служба в музеях теперь активно развивается.

И. Воробьева― Волонтерская служба в музеях – что это такое?

О. Орачева― Это новое направление, которое у нас появилось. Ну, можно сказать, что уже давно, она существует, очень хорошо развита в Государственном Эрмитаже, потому что они прямо вовлекают волонтеров, особенно все, что касается… у них много иностранных экскурсий, вот где помощь требуется в крупных мероприятиях. Но не только, она сегодня развивается, когда волонтеров… не знаю, привлекают ли в «Огни Москвы» — наверное, привлекают так или иначе. Помогают при организации мероприятий, проведении тех же выставок, подготовительных каких-то работах. Причем не только студенты, не только молодые волонтеры, но есть и люди более старшего возраста, которые заинтересованы, чтобы потратить свое время и поработать с музеем. То есть, это такая общемировая тенденция. Во многих музеях волонтерские службы заменяют даже штатных сотрудников частично, потому что очень много могут люди сделать сами. И для некоторых людей это, знаете, воплотить детскую мечту. Вот закончил профессиональную карьеру, а хочется приобщиться к чему-то прекрасному. И вот музей или театр, где это можно сделать.

То есть, я к тому, что благотворительность теперь приобретает самые разнообразные формы, и каждая из них имеет свое значение. Но понятно, что мы еще идем, движемся в этом направлении, потому что, конечно же, появляется опыт, нужно развивать законодательство, без этого никуда сегодня не деться. Нужно какие-то новые формы предлагать современные, просто потому, что жизнь усложняется и мы должны немножко забегать вперед, чтобы соответствовать сегодняшнему дню. Но думаю, что школа – это вот более такое…

И. Воробьева― Хорошо, в общем, тоже могу согласиться. Еще хотела спросить про фонд. Правильно ли я понимаю, что фонд финансируется исключительно Владимиром Потаниным?

О. Орачева― Да, совершенно верно. Это частный фонд, то есть финансируется он учредителем, мы не собираем средства. Это те деньги, которые мы получаем и распределяем уже.

И. Воробьева― Еще, продолжая тему благотворительности как одного из ваших направления: что вот здесь можно сделать, для того чтобы как-то развить эту культуру в России?

О. Орачева― Мне кажется, что здесь очень важно именно такое не очень, может быть, любимое всеми слово «просвещение». Но рассказывать, делиться опытом. Причем рассказывать как о том, что хорошо сделано и получилось, так и не бояться рассказывать о каких-то неудачах, чтобы другие потом понимали, что это тоже сложный путь, это такая же профессиональная сфера, где могут быть свои взлеты и падения. И тогда человек будет доверять. Вопрос доверия для благотворительности, он очень и очень важный. Может быть, даже более важный, чем в каких-то других профессиональных сферах, за исключением, может быть, врачей и учителей, где тоже если не доверяешь, то это просто очень тяжело будет. Но здесь доверие реально очень важно. Потому что, чтобы человек помогал, он должен действительно доверять, что его деньги или его время не пропадут зря. Даже не только зря, а что это принесет пользу. Он должен разделять эту систему ценностей. И вот здесь благотворительности, конечно, нужна вот такая поддержка, рассказывать, показывать. И очень радует, что сегодня этого становится больше. Если мы посмотрим на ту же социальную рекламу, ее стало гораздо больше.

И. Воробьева― Это правда.

О. Орачева― Благотворительность стала уже не запретной темой, о ней уже говорят. Но этого все равно еще мало. То есть, не хватает на всю страну, надо это продвигать шире.

И. Воробьева― Наталья, обращаюсь опять к вам. Я напомню, что у нас в гостях сегодня директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова. Вот вы упомянули, что люди к вам приезжают, которые выросли в этом вот районе. Может быть, среди наших слушателей есть тоже какие-то такие люди, которые там выросли. А может быть, вам что-то от них нужно?

Н. Потапова― Нам важны просто даже истории, да? Если есть какие-то фотографии… Мы не участвовали вот как раз в номинации взаимодействие музея с местным сообществом, но вот этот проект, внутри музея он развивается. То есть, мы эти истории собираем, мы пытаемся поддерживать связь с людьми, которые пришли в музей, которые жили поблизости. Если какие-то фотографии есть, это тоже замечательно. И в будущем, я думаю, это, в результате, получится или какое-то интересное издание, или выставка, или, может быть, более масштабный проект.

И. Воробьева― Я думаю, что если какие-то наши слушатели помнят какие-то прекрасные истории про освещение Москвы, вам стоит посетить музей – вдруг там нет этой истории, и вы можете этой историей поделиться с музеем.

Н. Потапова― У нас был еще такой проект интересный, он тоже проходил в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», назывался «Фонари Москвы», когда мы вместе с москвичами искали на улицах заброшенные фонари старые. Их в нашем городе сохранилось очень мало. Поднимали вопрос… ну, в результате, у нас получился такой большой электронный каталог вот выявленных объектов, и, в результате, мы его представили Правительству Москвы, нашли поддержку. И было очень удивительно, мы, честно говоря, не рассчитывали на такой эффект, когда Департамент топливно-энергетического хозяйства выделил сразу, ну, вот в первую очередь 60 миллионов рублей на реконструкцию части фонарей и реставрацию. И вот сейчас уже прошло два года, и на московских набережных (там Кремлевская, Софийская), на мостах (Большом Каменном, Москворецком) можно увидеть восстановленные фонари, где восстановлено советское чугунное литье красивое. Но нам очень приятно, мы когда смотрим даже по телевизору, какие-то кадры попадают общие, и ты понимаешь, что вот в этом ты поучаствовал, это частичка твоего труда.

И. Воробьева― Слушайте, а есть, соответственно, какой-то электронный каталог, где можно посмотреть, какие где фонари, и прямо устроить себе экскурсию по фонарям?

Н. Потапова― Он есть, да, у нас есть сайт, он называется fonarimos.ru, и там можно посмотреть, где что есть. Но, к сожалению, иногда некоторые фонари пропадают, попадают в металлолом, бывают такие грустные истории. Вот что-то удается, наоборот, отреставрировать, ну, а что-то не удается. Потому что ни у кого не находятся они на балансе, у каких-то государственных структур, и в основном представляют только такую вот ценность как металл.

И. Воробьева― Весьма прозаичную, я бы сказала.

Расскажите, пожалуйста, — обращаюсь я к нашим обеим гостьям… и напомню, что еще у нас сегодня генеральный директор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева. Про вот этот ваш форум «Музейный гид», который будет в мае, подробнее расскажите. Потому что я так поняла, что это такая площадка, куда собираются в основном специалисты. Или туда люди обычные тоже могут приходить?

О. Орачева― Форум «Музейный гид», который организует фонд, он проходит в рамках фестиваля «Интермузей». Здесь мы сотрудничаем с Министерством культуры, и поэтому туда приходят как специалисты, на которых ориентирована деловая, профессиональная программа, так и обычные посетители, которые хотели бы познакомиться с деятельностью музеев. Есть стенд у каждого музея, который выиграл конкурс. Там конкурс на отбор идет на «Интермузей». У нашего форума тоже есть свой стенд, где представлены лучшие реализованные проекты «Меняющегося музея в меняющемся мире». Это шесть проектов, там можно будет посмотреть.

Кроме того, мы предлагаем свою деловую программу, то есть профессиональную и программу образовательную «Лаборатория музейного гида», где можно узнать какие-то секреты мастерства от тех, у кого удачно складывается проектная жизнь в музее, кто может подсказать, как лучше развивать то или иное направление. Особенно то, что не очень распространено что-то новое, те же волонтерские службы в музеях. Или как заниматься продвижением, что для музея новая достаточно тема, работать в социальных сетях, например. Много. Вот Наталья рассказывала про освещение в свое время, как использовать освещение в музее. То есть, они могут быть самые разные, темы.

И. Воробьева― То есть, вы настолько специалист, что и про освещение в музее тоже с удовольствием рассказываете.

Н. Потапова― Вот мы как раз на «Музейном гиде» будем представлять проект «Копилка светлых идей», который мы сделали для музейного сообщества, потому что заметили, что со светом работают в последнее время очень плохо, сложно. А музеи еще не имеют часто возможностей финансовых сделать хорошее освещение. И поэтому мы для коллег сделали такой проект «Копилка светлых идей», где собирается положительный опыт светотехнический, где можно делиться разными секретами, где мы можем подсказать что-то, как лучше сделать освещение в музее. И при этом свет может не только высвечивать отдельные экспонаты, но свет может быть и навигатором, и создавать какую-то атмосферу, настроение.

И. Воробьева― Свет – это важно, я вот подумала внезапно, конечно, в музее особенно.

О. Орачева― То есть, такие у нас вот бывают интересные занятия в «Лаборатории», вполне практические, которыми может воспользоваться каждый, кто заранее записался на конкретную тему, и прийти послушать. И большая профессиональная программа, большая аудитория, где частично бывает трансляция, чтобы как можно больше заинтересованных людей узнали о современных тенденциях развития музейного дела. Причем мы обязательно приглашаем не только специалистов, собственно музейщиков, но и то, что рядом с музеем связано. То есть, это и урбанисты, и социологи, то есть, из смежных сфер, с тем чтобы можно было посмотреть на деятельность музея, на современную практику с разных сторон. То есть, такой взгляд изнутри и со стороны.

И. Воробьева― А как сейчас школы водят эти экскурсии? Вот вы упомянули вот эти жуткие экскурсии, которые в моей школе были, когда нас действительно тащили, и никому не было интересно, все засыпали. Ну, в общем, правда, было плохо. Поэтому, да, действительно, вы правы, как-то не сложилось с музеями. Но сейчас, наверное, все по-другому. Как сейчас это организовано?

Н. Потапова― На самом деле, мне кажется, не очень сильно изменилась ситуация. Если есть желание у родителей, у учителей, они точно так же могут заказать экскурсию. Не всегда ученики приходят, вот имея личное желание посетить музей. Но, с другой стороны, музеи меняются и стараются сделать так, чтобы музейная экспозиция, экскурсия была интересна для тех школьников, которые приходят. И поэтому мне кажется, когда сейчас уже посещают, даже так принудительно, наш музей, то дети не жалеют, что они его посетили.

И. Воробьева― Оксана, как вы видите? Может быть, надо менять как-то систему? Может быть, как-то перестать детей по музеям так таскать уж? Может, дождаться взрослого возраста просто?

О. Орачева― Мне кажется, чем раньше ребенок приходит в музей, тем лучше. Может быть, еще даже в таком совсем несознательном возрасте, просто привыкая, находясь в окружении красивых вещей, он по-другому потом их воспринимает. А эти детские воспоминания пройдут через всю жизнь.

Здесь как раз очень важно то, что сказала Наталья, что музеи по-другому относятся теперь к этим экскурсиям. То есть, музеи сегодня открываются и стараются заинтересовать любого посетителя. И уже с детскими группами музеи работают более современными методами, не заставляя детей слушать бесконечно то, что для них на сегодняшний день может быть неинтересно, а предлагая какие-то интерактивные формы, специальные занятия, то есть то, что ребенку понятно, то, что ему будет интересно какое-то время, то, что у него останется потом. Кстати, еще один наш интересный проект – в Литературном музее в Москве «Сказка выходного дня» Ксении Белькевич действует уже давно без нас.

И. Воробьева― Что это, расскажите.

О. Орачева― Вот собирают детей по выходным в Литературном музее. Соответственно, первое, что лежит в основе – это книга, это сказка. И с детьми работают вот со сказкой именно, когда ребенок приобщается к Литературному музею, к литературе в целом через понятные ему образы сказочные. Очень интерактивно, они ставят спектакли даже. Приходят с родителями обязательно, такое совместное семейное становится занятие, а музей здесь всех собирает. И такого рода проектов по всей стране все больше и больше, поэтому музей перестает быть скучным местом, куда вот заставляют идти, а скорее тем местом, куда хочется прийти. Это даже престижно.

И. Воробьева― Есть такое. Буквально пара минут осталась. Наталья, не могу не спросить, всю программу хочу об этом спросить. Слушайте, я когда была маленькая, меня ужасно расстраивало, что в музеях ничего нельзя трогать. Вот сейчас точно так же, ничего нельзя трогать, да? Ну, я понимаю, что, конечно, когда много раз трогают экспонат, он, конечно, портится – но дайте что-нибудь потрогать, пожалуйста.

Н. Потапова― Мы даем что-то потрогать. Потому что в первых двух залах у нас вообще можно управлять светом, и там есть даже пульт, с помощью которого, если нет экскурсионных групп, посетители могут сами включать фонари. И есть предметы, которые специально у нас размещены, которые можно потрогать. Единственное, действительно есть уникальные вещи, которые мы стараемся сохранить для будущих поколений. И есть интерактивные программы, где можно тоже вещи, которые менее ценные, можно с ними работать и трогать их, смотреть, изучать.

И в конце я еще хотела пригласить всех слушателей, потому впереди лето, у нас еще проходят разные такие уличные программы, пешеходные экскурсии, игровые программы, казаки-разбойники. Поэтому, пожалуйста, приходите.

И. Воробьева― Я сейчас вспомнила, как в детстве мы заходили в магазин света, включали одну за другой люстры и веселились страшным образом.

Н. Потапова― Это у нас есть, можно.

И. Воробьева― Прекрасно! Вот это то, что нужно.

Оксана, буквально полминуты. О чем мечтаете?

О. Орачева― Чтобы было больше интересных идей, чтобы мы их могли бы поддержать, и тогда бы наша жизнь стала бы ярче.

И. Воробьева― Это правда. Ну, в любом случае, точно совершенно станет она ярче с музеем «Огни Москвы», с вашим фондом. Спасибо огромное. Я напомню нашим слушателям, что сегодня в программе «Чувствительно» была генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева и директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова. Спасибо вам большое!

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне