Назад

Как вручали «Инновацию»

Сам по себе факт проведения церемонии – повод для радости: в начале 2019 г. существование единственной в России государственной премии в области современного искусства вызывало сомнение. И лишь в апреле стало известно, что 14-я «Инновация» будет.

Текст материала

Заграница и регионы

В апреле утвердили и состав экспертного совета, в который впервые, за исключением единственного москвича – старшего куратора «Гаража» Екатерины Иноземцевой, вошли сплошь представители регионов: куратор Балтийского филиала ГЦСИ Данил Акимов, арт-директор Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева, директор Красноярского музейного центра «Площадь Мира» Мария Букова, арт-критик и куратор Краснодарского центра современного искусства «Типография» Елена Ищенко, художник из Самары Владимир Логутов и художник из Екатеринбурга, он же куратор будущей Красноярской музейной биеннале 2019 г. Владимир Селезнев – как оказалось, лауреат нынешней «Инновации». И эти имена, и перемещение церемонии в Нижний, где в 1994-м, почти одновременно с ГЦСИ в Москве, был создан его первый в провинции Волго-Вятский филиал, указывает на разворот премии в сторону регионов, где уровень современного искусства давно не уступает столичному.

На «Инновации» есть спецприз, который уже семь лет вручает Французский институт при Посольстве Франции в России. Это трехмесячная стажировке в Cité internationales des arts в Париже, куда поедет Анна Ротаенко, попавшая в шортлист номинации «Новая генерация» за проект Real Weapon. В этом году появилась аналогичная награда правительства Нижегородской области – месяц пребывания в арт-резиденции в Нижнем Новгороде. Туда отправится Света Шуваева, чей проект «Последние квартиры с видом на озеро» был украшением ее персональной выставки в ММОМА.

В жюри «Инновации», кроме директора Музея современного искусства «Гараж» (Москва) Антона Белова, вошли одни иностранцы: директор Центра современного искусства и директор Национальной художественной галереи Болгарии (София) Яра Бубнова; директор Центра современного искусства Futura (Прага) Михал Новотный; профессор Института искусств Курто в Лондонском университете Сара Уилсон и заместитель директора и старший куратор Музея современного искусства Reditory (Гуанчжоу) Дэвид Эллиот.

Удел победителей  
«Проектом года» признали «Страсти по Мартену» – мегаперформанс, объединивший документальный театр и инсталляцию с оперой и танцем. Поставленное хореографом Анной Абалихиной действо было показано год назад на фестивале «Арт-овраг» в закрытом мартеновском цехе Выксунского металлургического завода.

Премию в номинации «Куратор года» получили Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов и Екатерина Лазарева за выставку «Ткань процветания», показанную в 2018 г. в «Гараже». «Художником года» стал Владимир Селезнев, чья ретроспектива «Иногда кратчайший путь – самый длинный» прошла в Арт-галерее «Ельцин-центра» (Екатеринбург). Ее фрагмент – коллажи и инсталляцию «Метрополис» из пустых бутылок и коробок, которые в темноте превращаются в светящийся окнами ночной город, можно увидеть среди работ других номинантов на выставке «Инновация-2019» (куратор – Алиса Савицкая), открывшейся 29 июня в нижегородском «Арсенале» и работающей весь июль.

В номинации «Новая генерация» за перформанс «Пролетайте и соединяйтесь», показанный на фестивале «PROсцениум-фест» в Нижнем Новгороде, лауреатами стали Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская и Антон Рьянов. Лучшим образовательным проектом выбрана созданная Яной Гапоненко Владивостокская школа современного искусства. Награду за региональный проект получили Елена Ищенко и Денис Яковлев, кураторы «Суперобложки» – выставки и фестиваля, посвященных фотографии и фотокниге и прошедших в Центре современного искусства «Типография» в Краснодаре.

Этим список номинаций государственной «Инновации» и ограничивается. Премия в номинации «Книга года: теория и история современного искусства», в которой отдельное, для этой награды выбранное жюри столкнулось с самым трудным выбором, была учреждена совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых. В 2015 г., когда «Росизо» книжную премию упразднило, фонд не дал ей умереть. А теперь фонд даже не упомянули – «Росизо» премию просто присвоило.

В ее шортлист, как всегда очень сильный, вошли, среди прочего, «Сборник статей по итогам трех сессий проекта «Удел человеческий» Виктора Мизиано и Дарьи Пыркиной и замечательная книга Дианы Мачулиной «Трагедия в углу» – каталог ее кураторской выставки в Музее Москвы, в которой участвовали художники из 14 регионов России. Это исключительное во всех отношениях издание еще и составило отличную рифму к региональной тематике нынешней «Инновации». В итоге премию получила книга Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». В этом году Саши Новоженовой не стало, и выбор жюри выглядит естественной данью памяти. Но стоит вспомнить и о принципиальной позиции Новоженовой. «Она писала, что премии способны искусственно создавать вспышки неравенства и превращаться в спектакль рыночной соревновательности среди работников творческого или интеллектуального труда». Это фраза из речи Напреенко, которую хотел зачитать со сцены отец Саши, телеведущий Лев Новоженов, но со сцены она так и не прозвучала, оставшись только в фейсбуке.

Слово и дело
Церемонию устроили на Стрелке, в месте слияния Волги с Окой, в одной из чудом уцелевших ажурных конструкций павильонов самой большой в России Нижегородской промышленной и художественной выставки 1896 г. Новый губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поблагодарил градозащитников, отстоявших павильоны, – теперь можно надеяться, что их не сломают. На сцене сидел оркестр Нижегородской филармонии им. Ростроповича, награждения разбавляли концертные номера из классики, исполненной оперными звездами – участниками проходящего в Нижнем фестиваля «Стрелка». Тем, кто награждал лауреатов, оркестранты давали поиграть на своих инструментах: Антону Белову достались литавры, Саре Уилсон – арфа, Евгений Асс уверенно взял пару нот на контрабасе, вспомнив, как в годы учебы в МАрхИ играл с Алексеем Козловым джаз.

Но выступить на церемонии с речью, за исключением губернатора, замминистра культуры Аллы Маниловой и директора «Росизо» Софьи Грачевой, не дали почти никому.

Может быть, дело в том, что из-за непогоды церемонию пытались просто сократить. Успели выступить директор Фонда Владимира Потанина Оксана Орачева (она получала за патрона награду во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России») и Леонид Бажанов, удостоенный главной почетной награды «За вклад в развитие современного искусства». Бажанов – сооснователь и в течение более чем 20 лет художественный директор ГЦСИ – был вынужден уйти оттуда в 2015-м, как раз в момент поглощения институции нынешним «Росизо». А теперь советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, вручая награду, назвал Бажанова «Апостолом Павлом современного искусства». Справедливость вроде бы восторжествовала. Но когда директор «Росизо» долго и вдохновенно рассуждала о славной 14-летней истории премии, ни разу не был упомянут создатель и вдохновитель «Инновации», сооснователь, вместе с Бажановым, и долгое время генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин. Этого тоже требует справедливость, к тому же сегодня Миндлин, уже в качестве директора Музея имени Андрея Рублева, ведет трудную и неравную борьбу за сохранение своего музея. Важно было его поддержать.

О заслугах Миндлина, впрочем, сказала, открывая выставку в «Арсенале», директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор. Она также высказала надежду, что «Инновация» в Нижнем Новгороде задержится года на три – в 2021 г. город отмечает 800-летие. Пока же место проведения следующей церемонии не определено. В отличие от будущего ГЦСИ, который, это уже известно, передают из «Росизо» в ведение ГМИИ им. А. С. Пушкина. Официально об этом обещают объявить в ближайшие дни.

Другие статьи

Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
24 апреля 2024
Агентство социальной информации
Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне