Назад

Гранты сотрудникам Эрмитажа: стимул для развития

7 декабря, в день рождения Эрмитажа, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже в десятый раз вручает гранты лучшим сотрудникам всемирно известного музея.

Текст материала

7 декабря, в день рождения Эрмитажа, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже в десятый раз вручает гранты лучшим сотрудникам всемирно известного музея. Точнее, в этот день по традиции проходит церемония вручения дипломов победителям конкурсов фонда 2015 года. Индивидуальные поощрительные гранты в размере 50 тыс. рублей в этом году уже получили 50 сотрудников Эрмитажа, а также 24 сотрудникам выделены гранты на научные поездки и стажировки, размер каждого из которых варьируется от 40 до 200 тыс. рублей.

Церемония вручения грантов фонда Потанина 7 декабря 2014 года в Эрмитажном театре. Фото: Наталья Дорошева

Церемония вручения грантов фонда Потанина 7 декабря 2014 года в Эрмитажном театре. Фото: Наталья Дорошева

Взаимоотношения предпринимателя Владимира Потанина и его частного фонда с Эрмитажем имеют богатую историю. Начиная с 1990-х годов, Владимир Потанин активно помогает музею. Так, в рамках проекта «Большой Эрмитаж» отреставрирована Колесница Славы, без которой невозможно представить классический образ Дворцовой площади. Меценат вкладывал деньги в не менее яркие международные выставки. В 2002 году Потанин пожертвовал необходимую сумму для выкупа картины Казимира Малевича «Черный квадрат» из частной коллекции. Сегодня картина передана в государственную часть фонда России и закреплена за Эрмитажем на правах оперативного управления. А в 2011 году по инициативе Владимира Потанина был создан эндаумент-фонд Эрмитажа, который стал одним из первых фондов целевых капиталов в России и на сегодняшний день является самым большим в музейной сфере. Потанин первым пожертвовал в него 5 млн долларов.

Существуют также совместные программы фонда Владимира Потанина и Эрмитажа. В 2005 году стартовала программа поддержки тех музейных специалистов, которые внесли наиболее заметный вклад в работу музея в текущем году. Ежегодные гранты получают не только люди, которые профессионально занимаются хранением и реставрацией музейных коллекций, но и сотрудники юридических и финансовых служб, специалисты в области современных мультимедийных технологий и многие другие. Цель долгосрочной программы – развитие кадрового потенциала музея, усиление социальной защищенности сотрудников, создание условий для их творческой работы. С 2005 по 2015 годы по этой программе выделено 900 грантов.

В 2010 году фонд учредил ещё одну программу для Эрмитажа – гранты стали выдаваться на научные поездки и стажировки перспективных специалистов в крупнейшие музейные центры мира. За это время гранты получил 161 специалист.

За цифрами всегда хочется рассмотреть лица. Кто эти люди, и чем они отличились в своей работе? Вообще, чем живут, о чём думают специалисты крупнейшего музея мира, который в прошлом году отметил 250-летие? Наш корреспондент Наталья Дорошева съездила в Эрмитаж и пообщалась с победителями конкурсов.

Ладомир Зелинский. Фото: Наталья Дорошева

Ладомир Зелинский. Фото: Наталья Дорошева

Ладомир Зелинский, менеджер Молодёжного образовательного центра Государственного Эрмитажа

Получил грант за просветительскую работу среди молодёжи, посвящённую современному искусству.

В 2014-2015 учебном году в составе Студенческого клуба Эрмитажа Ладомир руководил секцией «Актуальные художественные процессы». Под его началом студенты учились не только понимать современных художников, но и сами придумали и презентовали технологии видеофиксации перформансов.

Молодежный образовательный центр Эрмитажа – это новое музейное пространство, где создаются образовательные и культурные программы для студентов Санкт-Петербурга и других городов. Здесь не боятся экспериментов: программы включают как традиционные лекции по истории и теории искусства, мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, так и новые формы обучения. Студенты, кстати, посещают тематические секции на бесплатной основе.

Ладомир Зелинский окончил философский факультет СПбГУ, кафедру музейного дела и охраны памятников, которую возглавляет М. Б. Пиотровский. Его дипломная работа была посвящена проблемам перформансов и современного искусства, тому, как можно музеефицировать, показывать эфемерное искусство в музее. Сразу после окончания вуза в 2013 году он начал работать в Молодёжном центре Эрмитажа – и занялся именно тем делом, которому посвятил годы учёбы. Возглавив секцию актуального искусства, молодой преподаватель в первом семестре преподавал историю перформанса и искусства XX века, а во втором – вместе со студентами проектировал их собственные перформансы.

– Мы создавали перформансы на актуальные темы, а затем наиболее интересные сняли на видео, – рассказал Ладомир. – Притом, что у каждого из произведений была какая-то своя идея, все они соответствовали заданной теме: «Должны ли мы быть безжалостными цензорами самих себя?». Название взято из тезисов о современном искусстве французского философа Алена Бадью. Должен ли художник быть строгим цензором по отношению к самому себе, или можно всё пустить на самотёк – как идёт поток мысли, так себя и выражать? Работы получились разные. Презентации мы проводили не один раз, в том числе и за пределами Главного штаба Эрмитажа, выложили несколько перформансов на Youtube. Что приятно – недоумения у зрителей это не вызывало.

Каждый из студентов, выполняя задание, смог почувствовать себя художником: либо автором перформанса, либо моделью, либо ассистентом, либо оператором. В процессе творческого самовыражения те 15 человек, которые доучились до конца года, объединились в дружный коллектив, ребята продолжают общаться и сейчас – по окончании проекта. А Ладомир набрал новый курс, сейчас у него учится около 40 человек.

– Мы хотим заниматься исследованием перформансов и каждый год знакомить слушателей с новыми концепциями актуальных художественных процессов, – делится своими планами Ладомир. – И стремимся к тому, чтобы люди привыкали к такому явлению в современном искусстве, как перформанс, находили его достаточно важным. На Западе уже около 30 лет активно преподают эту тему, у нас же пока она остаётся малоизученной, но я надеюсь, что ситуация изменится. А ещё я надеюсь, что всё изменится именно в контексте Петербурга. Потому что в Москве есть «Гараж» и прочие пространства, которые занимаются популяризацией современного искусства. В Петербурге с этим дело обстоит чуть хуже. Но всё-таки хорошо, что всё это делается не в рамках какой-нибудь частной институции, а в стенах Эрмитажа.

В работе Ладомира всегда привлекала свобода творчества, возможность самому развиваться и помогать другим. Кстати, в свободное от Эрмитажа время Ладомир сам создает аудиовизуальное искусство, объединяя диджейство и видео-арт! Любовь к искусству ему привили родители, которые даже назвали его в честь поэмы «Ладомир» Велимира Хлебникова. Так что интерес к футуризму и авангарду, можно сказать, у него в крови.

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова, временно исполняющая обязанности главного хранителя Отдела Востока Государственного Эрмитажа

Получила грант на стажировку во французском городе Лионе, в Международном центре изучения древних тканей, который существует на базе Исторического музея Лиона.

Научный сотрудник Анастасия Теплякова работает со средневековыми тканями. Предмет её исследования и хранения – текстильные археологические памятники монгольского периода (от XIII до XV вв.), найденные на территории Золотой Орды.

Место стажировки было выбрано не случайно: в Лионе находился старейший центр текстильного производства, история которого исчисляется с XVI века. В 1954 году, чтобы сохранить традиции производства, обучения и описания тканей, в Лионе был создан исследовательский и образовательный центр. Попасть сюда на учёбу – мечта многих реставраторов и хранителей тканей. Ежегодные технические курсы настолько востребованы, что запись на них ведётся на годы вперёд. Это притом, что большинство специалистов приезжают учиться на средства грантов. В конце августа – начале сентября 2015 года Анастасия Теплякова прошла первую часть курса в числе 16 музейщиков, съехавшихся со всех уголков Европы.

– Главное, чему я научилась в Лионе – это методике определения ткани и работы с ней, – рассказала Анастасия. – Часто, когда видишь ткань в коллекции музея, ты не понимаешь, как к ней подступиться. Нас учили определять материал, не нося его в физико-химическую лабораторию, а что называется органолептическим методом, то есть, смотря, пробуя, изучая отдельные нити. Мы учились определять направление ткани по основе и по утку, отличать лицевую поверхность от изнанки, правильно составлять досье – не только атрибуцию, датировку, сохранность, но и структуру переплетения, на каком ткацком станке она могла быть создана. Каждый день мы работали с 9 утра до 6 вечера, и за эту практику я изучила порядка 100 образцов тканей, нам дали около 50 современных образцов с собой – они были сделаны специально для курсов. Но нам также приносили и показывали реальные исторические ткани, рассказывали, как они производились, как их правильно описывать, изучать и т. д. Кроме того, я привезла большое количество сопроводительного материала, который до сих пор разбираю. Учёба стала хорошей базой, которая дала мне толчок к развитию. Теперь мне существенно легче читать литературу на иностранных языках и понимать, наконец, что кроется под теми или иными терминами. Могу заниматься своими исследованиями, основываясь на полученных знаниях. Вообще я вернулась с большим энтузиазмом. Сейчас закончила научную статью, которая выйдет в следующем сборнике Государственного Эрмитажа. В январе 2016 г. на ежегодных чтениях памяти В. Г. Луконина мы с коллегой планируем делать доклад о коллекции египетского шёлка из собрания Государственного Эрмитажа. И, несмотря на большое количество проектов, в которых я участвую, я надеюсь, что скоро закончу кандидатскую диссертацию по тканям.

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

В Эрмитаж Анастасия пришла работать в 2002 году, будучи студенткой вечернего отделения исторического факультета СПбГУ. Первокурснице дали место лаборанта в Отделе Востока и предложили заниматься тканями, найденными в археологических раскопках на территории Золотой Орды. Тема так увлекла девушку, что по этим тканям она и защищала диплом.

Историк искусства Анастасия Теплякова считает, что общение с тканью открывает особый мир. Один небольшой лоскуток может рассказать историю завоеваний и торговых отношений, высокой дипломатии и рискованных авантюр (если вспомнить, к примеру, как из-за шёлка западные купцы оказывались на Востоке).

– Политико-экономическое значение того же шёлка можно сейчас сравнить с экспортом нефти, – говорит Анастасия. – Из-за него начинались войны, умелых ткачей завоеватели насильно перемещали с захваченных территорий на свои земли. Обладать дорогими шелками с золотой нитью и производить такие ткани при дворе желали многие правители, мода на эти ткани распространилась по всей Евразии, достигнув и Западной Европы. Отчасти происходившее в XIII-XIV веках сравнимо с золотой лихорадкой XIX века. Вот такие вещи я вижу, когда изучаю ткани. Ещё мне нравится в моей работе сочетание различных дисциплин. Это и искусствоведение, и археология, и источниковедение, и  история, объединяющая все эти аспекты, плюс физика, химия, математика – в частности, геометрия рисунков и переплетений. Так что ткани – это удивительный мир, существующий на стыке различных дисциплин. И мне нравится его открывать.

 

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне