Назад

Где искать подлинности и счастья в эпоху фейков

Гулкие полупустые залы, молчаливые экспонаты, суровые смотрительницы… Вы помните, как посещали музеи еще лет десять назад? Забудьте! Километровые очереди и толпы посетителей на выставках, звуковое и видеосопровождение, сплошная интерактивность — вот приметы нашего времени. Современному музею больше недостаточно собирать, хранить и показывать. Он ищет себя в оцифрованном мире, выходит за привычные рамки, меняется сам и меняет окружающую среду, и примеряет роль поставщика счастья.

Текст материала

Хочешь быть счастливым? Иди в музей!

Тема счастья возникла не случайно. Запрос на него сегодня в обществе колоссальный, тому свидетельство многочисленные курсы и тренинги на тему «Как стать счастливым». О счастье любят поговорить даже в деловом сообществе и на самом высоком государственном уровне: для политиков, бизнесменов и всех, кто так или иначе способен влиять на чужую жизнь, становится важно отчитываться, насколько они осчастливили других людей.

Разумеется, и культура не могла остаться в стороне от этого процесса. Вопрос о том, может ли поход в музей сделать человека счастливым, стал ключевым на форуме «Музейный гид», который традиционно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках ежегодного фестиваля «Интермузей».

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отвечает на него положительно и считает, что именно в этом миссия музея. По ее словам, она поняла это в 2015 году во время выставки Валентина Серова, которая вызвала такой ажиотаж, что люди часами стояли в очередях на морозе. Но на выходе они говорили: «Да, это было тяжело, зато потом — три часа абсолютного счастья». Правда, чтобы удержать светлые ощущения за пределами выставочного пространства, необходимо все-таки до мелочей заботиться о комфорте посетителей, чтобы весь музей был зоной положительных эмоций, признала эксперт.

in_article_b774a160dd.jpg
© facebook.com/potaninfoundation


Ощущение счастья способны подарить даже музеи, посвященные печальным страницам истории и предметам, уверен директор финского музея Amos Rex Кай Картио. 
Когда мы работаем с трагедией через искусство, это может дать нам какой-то кусочек счастья, и у нас есть в этом потребность, — пояснил он.

Вместо зарядки

Знаменитый историк Василий Ключевский писал: «Искусство любят люди, которым не удалась жизнь». И он прав, полагает представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой. При этом, согласно свежему исследованию ВЦИОМ, 86% россиян считают себя вполне или относительно счастливыми. Правда, когда речь заходит об удовлетворенности жизнью, цифры совсем другие, потому что включается мозг и материальный фактор. А счастье — это чистая эмоция, и она абсолютно субъективна, отметил эксперт. К слову, меньше всего счастливчиков в Москве и Санкт-Петербурге, где очень высок уровень социального расслоения.

Искусство дарит восторг, радость, умножает жизненный опыт и представления о мире. Но счастье ли это? — риторически поинтересовался Швыдкой.
Соприкасаясь с искусством, человек расширяет горизонты, развивает ум и эстетическое восприятие. Кроме того, в глобальном мире, где все больше людей оторваны от корней, музей способен создать такое пространство, в котором каждый может ощутить себя частью общества. Все это позволяет почувствовать себя более полноценным и более счастливым, но музей сам по себе давать ощущение счастья не обязан, согласился старший научный сотрудник Бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета Пеграм Харрисон.

Между тем в Канаде посещение музеев уже прописывается как лекарство в официальных медицинских рецептах, а некоторые храмы искусства завели собственного штатного доктора, рассказала генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева. Исследования показали, что поход в музей по своему терапевтическому эффекту сравним с физкультурой, а занятия спортом как минимум улучшают настроение.

«Водил меня Серега на выставку Ван Гога»

Музейный бум добрался и до провинции. Так, в Республике Коми в последние три года посещаемость учреждений культуры ежегодно увеличивается на 15—20%, сообщил региональный министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов. Но, возможно, этот рост — просто дань моде, предположил доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Лурье. По его словам, музеи стали таким же элементом престижного потребления, как дорогие рестораны. Кстати, по мнению эксперта, это касается и счастья: для современного человека престижно быть счастливым.

Вместе с тем повышенный интерес к музеям — тренд мировой. В эпоху фейков, когда стирается грань между реальностью настоящей и дополненной, именно в музее зритель ищет подлинности, отметила директор Дома-музея Рембрандта в Амстердаме Лидевай де Куккук. При этом сами музеи охотно экспериментируют с новыми форматами и цифровыми технологиями. И здесь важно не переборщить. Во-первых, использование таких инструментов должно быть логически оправданным. Во-вторых, музею следует оставаться честным и четко обозначать, где аутентичные предметы, а где — реконструкция и декорация.

В целом музеи все больше поворачиваются лицом к человеку. Они не просто открывают двери, позволяя любоваться своими богатствами, но и пытаются максимально подстроиться под запросы аудитории — насколько это позволяют рамки безопасности, как самих посетителей, так и коллекций. Таблички «Руками не трогать» сменяются призывами сделать это обязательно. Разумеется, когда речь не идет о хрупких и особо ценных экспонатах.

Среди новых форм, с которыми экспериментируют музеи, стоит особо выделить коллаборацию с театром: становятся популярны спектакли, созданные на базе музейных документов и экспонатов, которые могут проходить как в самих музеях, так и на других площадках. Музею это дает привлечение новых посетителей, театру — свежие идеи вместо бесконечной интерпретации старых пьес.

В музей за покупками

Музей в супермаркете и супермаркет в музее — еще одна примета времени. И это нормально, считают многие представители музейного сообщества. Современные музеи встраиваются в общественные пространства с ресторанами, магазинами и другими точками для досуга, куда люди могут прийти, чтобы пообщаться с друзьями или просто приятно провести время.

in_article_55aaf5e529.jpg
© facebook.com/potaninfoundation

Сегодня музей — это также драйвер развития местных территорий и сообществ. Он объединяет вокруг себя людей и охотно выходит за пределы собственных стен, меняет окружающий ландшафт и образ жизни населения. Например, благодаря созданию небольшого краеведческого музея в деревне Учма Ярославской области ее жители перестали пить. Увидев свои лица в экспозиции, они захотели выглядеть достойно в глазах гостей, пояснила директор музея Елена Наумова. А в Самаре администрация города задумалась о реконструкции местной набережной после того, как Музей модерна стал проводить на ней масштабный фестиваль с большим количеством зрителей.

Но расширение границ музея ставит перед ним сложные и противоречивые задачи: как одновременно сохранить коллекции и сделать их общедоступными, добиться максимальной открытости и не скатиться в балаган.

Музейная фишка — публичное одиночество. Но если XIX век поставил задачу преодоления элитарности в пользу публичности, то XXI ставит вопрос о преодолении публичности в пользу индивидуальности, — подчеркнул руководитель специализации «менеджмент музеев и галерей» в МВШСЭН Владимир Дукельский.

По его словам, люди больше не хотят быть анонимными посетителями, а развитие искусственного интеллекта и больших данных позволяет выстраивать точечную работу со зрителем с учетом его интересов. Не стоит забывать и о том, что сами музеи имеют естественные пределы посещаемости. Например, музей-корабль может просто затонуть, если пропустить туда слишком много людей. Этого, кстати, не понимают зачастую даже власти, требуя постоянного увеличения показателя. Впрочем, пока для большинства российских музеев все-таки более насущным остается вопрос привлечения посетителей, а не сдерживания.

Другие статьи

Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
24 апреля 2024
Агентство социальной информации
Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне