V-й грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире": эксперимент продолжается

Конкурс организует Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).

На круглом столе присутствовали:

  • Организаторы конкурса
  • Члены жюри конкурса
  • Представители СМИ: информационного агентства «REGNUM», газеты «Культура», журналов «Time Out», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Мир музея», «Путешествие по свету», «Деньги и благотворительность», «Меценат», информационного центра «Благотворительность в России», Агентства социальной информации (АСИ).

Как отметила исполнительный директор Благотворительного фонда В.Потанина Наталья Самойленко, конкурс направлен на тех сотрудников музейной сферы, которые готовы экспериментировать в своей работе. Это своего рода лакмусовая бумажка для многих музеев, помогающая определить, способно ли их руководство смотреть в будущее, развиваться, продвигать инновационные идеи.

Номинации конкурса охватывают всю палитру направлений, по которым может развиваться современный музей:

  • Музей и технологии туризма;
  • Музей и новые образовательные программы;
  • Партнерские музейные проекты;
  • Технологии музейной экспозиции;
  • Музейные исследования;
  • Социально-ориентированные проекты.

Важным нововведением этого года стало появление седьмой «Авторской номинации», к участию в которой приглашены авторы проектов-победителей конкурсов предыдущих лет. Дело в том, что организаторы конкурса все чаще стали сталкиваться с серьезной проблемой: появлением так называемых «второгодников» - проектировщиками, которые второй раз выигрывают гранты. За четыре года работы конкурса таких участников стало уже около 70. В результате члены жюри пришли к выводу, что такие заявки нужно рассматривать отдельно. В противном случае у людей со стороны может сложиться впечатление, что в конкурсе неизменно участвует лишь одна небольшая группа. Кроме того, победители уже имеют опыт конкурсного участия и, следовательно, обладают преимуществом по отношению к другим членам сообщества. По словам члена жюри - проректора Московской Высшей школы социальных и экономических наук Сергея Зуева, нужно обеспечить приток новых людей, а опытным проектировщикам дать возможность решать более сложные задачи. Приоритетными проектами в «Авторской номинации» будут сетевые музейные проекты, то есть к работе над которыми привлекаются несколько музеев; таким образом, должно повыситься качество предлагаемых проектов.

На Круглом столе были объявлены результаты нового конкурса «Первая публикация: музейные раритеты», участвовать в котором могли заявители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» за все годы его проведения. Цель проекта – дать музеям возможность опубликовать свои коллекции, находящиеся в запасниках и архивах и, зачастую, не имеющие шансов получить известность без специального к ним обращения.  Сбор заявок проводился с 5 октября по 15 ноября 2007 г.; было прислано более 50 заявок. В мае 2008 г. на церемонии награждения новых победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» планируется представить две книжки, изданные в рамках этого проекта. Первым победителем стал Егорьевский историко-художественный музей с коллекцией живописного лубка, нравоучительных картин, народной иконы и деревянной скульптуры XVII-XIX вв. В издании впервые будут опубликованы около 50 экспонатов. Часть из них нуждается в реставрации, которую планируется провести на средства Издательской программы, а затем представить в книге до- и послереставрационное состояние произведений. Вторым победителем назван Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля с серией акварелей японского художника Бёзана Хирасавы – крупнейшей в мире коллекции его работ. Партнером Издательской программы «Интерроса» в публикации омской серии выступит Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге.

Особое внимание на Круглом столе было уделено семинарам для финалистов конкурса. Конкурс “Меняющийся музей в меняющемся мире” отличается тем, что он проводится в два этапа. Сначала присланные заявки оцениваются экспертами и членами жюри; затем авторы заявок, вошедшие в шорт-лист, приглашаются на образовательный семинар, после которого они дорабатывают свои идеи до уровня бизнес-планов и вновь присылают их жюри. Такой порядок проведения конкурса получил особое признание в профессиональной среде. Участие в образовательном семинаре ценится не меньше, чем получение гранта, так как это реальная возможность для музейных работников повысить свою квалификацию. Во время семинара его участники помогают друг другу, несмотря на то, как сказала заместитель Генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Ольга Синицына, они являются самыми настоящими конкурентами. В этом году впервые на семинарах были представлены проекты-победители прошлых лет, что также оказалось очень ценным для всех участников, так как они получили возможность пообщаться с теми, кто прошел все этапы конкурса и смог поделиться своим опытом. По словам арт-директора культурного центра «АРТСтрелка» Ольги Лопуховой, на семинаре авторы проектов начинают лучше понимать свои собственные идеи.

Еще одним достижением конкурса за эти годы стали профессиональные стажировки по Великобритании для победителей, организованные  Благотворительным фондом В. Потанина совместно с Британским советом в России. Несколько победителей  – лучшие, по мнению жюри, в своих номинациях – вот уже второй год ездят по Великобритании, чьи музеи известны тем, что играют одну из самых важных ролей в развитии территории, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт в работе над своими проектами.