Основатели и руководители IT-гиганта «Яндекс» поделились опытом с «потанинцами»


На Летней школе 2013 у «потанинцев» появилась возможность пообщаться с работодателями, а также с людьми, которые занимают высокие должности в компаниях мирового уровня. Среди приглашенных гостей был Илья Сегалович, один из основателей «Яндекса» – директор компании по технологиям и разработке. Он провел тренинг «Как создать компанию – мирового лидера» и поделился опытом со стипендиатами Благотворительного фонда В. Потанина. История образования компании «Яндекс» уникальна. Проект, который изначально представлял собой инициативу двух друзей, за последние десять лет перерос в IT-компанию №1 в России. Илья Сегалович дал «потанинцам» советы о  том.

Все началось с того, что университетский товарищ Ильи Сегаловича Аркадий Волож однажды принял для себя решение организовать свой бизнес. Первоначально компания CompTek занималась продажей персональных компьютеров и автоматизацией рабочих мест. Однако А.Волож интересовался и алгоритмами обработки данных. Со временем И.Сегалович решил присоединиться к другу: «Работа, на которую я пришел ради приработка, оказалась такой интересной, что захватила всю мою жизнь». Он не раз в течение встречи говорил о важности постоянного самосовершенствования и работы над собой: «Я старался самообразовываться. Попадался журнал на английском языке – я выучивал его от корки до корки».

Затем в 90-х гг. страну охватила экономическая нестабильность: «Советские организации, которые были основными покупателями наших систем, коллапсировали. Во всей  стране наступило сложное экономическое время. Было много сумятицы. Наш проект коллапсировал вместе со страной». Из 5-6 человек в команде осталось 2-3. А.Волож отказался от затеи заниматься компьютерной техникой. Ещё никому не известные создатели компании мирового уровня решили: «Давайте сделаем что-то вечное». Они взялись за реализацию глобального проекта «Библейский компьютерный справочник». Чтобы понять значимость этого проекта, необходимо оценить ситуацию, которая сложилась в 90-е гг. в России. Как отметил И.Сегалович, ощущение и восприятие религии было несколько иное, чем сейчас. Тогда после многих лет гонения религия считалась обиженной ветвью. На выходе получился продукт светский, нейтральный, познавательный и даже богоугодный. С точки зрения технического исполнения проект был проработан до мельчайших деталей, благодаря упорству и труду членов команды он окупился, что поспособствовало сохранению группы программистов-разработчиков в стенах компании. Они приняли на себя смелость взяться за выполнение ещё одного заказа. В результате этого количество разработчиков удвоилось, также программисты, наконец, получили доступ к постоянному и быстрому интернету. О работе в тот период И. Сегалович сказал: «Не надо воспринимать нас как людей, которые как чайники что-то делали на коленках. Мы ощущали себя очень и очень на переднем краю. Скидок мы себе не давали».

После завершения этого проекта создатели чувствовали огромный потенциал их инициативы: «Было совестно бросить то, что начали. Когда мы поняли, что мы можем сделать лучше и, главное, знаем как. Мы не понимали, какой это будет бизнес. Однако испытывали чувство удовлетворенности от проделанной работы». Компания росла и развивалась, а в 1993 г. родилось название «Яндекс».

Как признается И. Сегалович, порой возникали моменты, когда казалось, что ничего не получится. Были возможности продать компанию или же перейти в другую организацию. 1993-1994 гг. были тяжелыми, поскольку интернет был явлением не очень распространенным. Продукты, которые предлагались на суд потребителям, прогорали. Довольно успешным стал 1996 г. «Родительская» компания, в стенах которой функционировала группа разработчиков, хорошо зарабатывала. В 1999 г. компания получила дополнительное финансирование. Но затем в 2002-2003 гг. произошел некоторый спад. Компания находилась в экономическом застое. Было принято решение ввести рекламный модуль в поисковую систему, а также в сервисы Яндекса. «Надо было принять решение о самоубийстве, и методично работать над проектом самоубийства в течение полугода. Вера в то, что делать надо именно так, была с нами. За три месяца мы вылезли на новый уровень и пошли в гору», – рассказал Илья Сегалович.

Увлекательный рассказ директора по технологиям и разработке нашел живой отклик аудитории. Стипендиатов Благотворительного фонда В. Потанина особенно интересовал вопрос конкуренции таких мировых гигантов как «Яндекс» и «Google». И.Сегалович признался, что в компании не существует запретов на использование различных поисковиков, и добавил: «Мы избегаем формулировок «оставьте Google всяк сюда входящий». Кроме того, по его словам, он пользуется всеми существующими поисковиками и браузерами в силу специфики своей работы. Отвечая на вопрос о будущих тенденциях развития, он озвучил следующее мнение: «Растет поколение людей, которые не знают, что такое компьютер. Все больше сенсоров, больше продуктов, связанных с вашим гаджетом. Приложения и сервисы уже сегодня позволяют решать самые разные задачи. Управление приложениями будет становиться все проще и доступнее. Платформы тоже будут меняться. Не уверен, что Windows проживет ещё десять лет, если не поменяет свою концепцию. Все больше устройств будут направлены именно на предсказывание. И надеюсь, что исчезнут пароли. Я ненавижу пароли».

После лекции И. Сегаловича руководитель поисковых сервисов «Яндекс» Александр Садовский провел для «потанинцев» тренинг на тему «Профессия – руководитель». Тренинг получился информативно насыщенным и интересным, а главное – своевременным, поскольку в ситуации, когда до защиты проектов и оглашения результатов осталось совсем немного,  самое время подумать о том, как его реализовать и как управлять процессом реализации.

Важной частью тренинга стала практическая часть. «Потанинцам» представился шанс поучаствовать в игре, направленной на выявление верной поведенческой стратегии руководителя в конфликтной ситуации. Ребята сами оценили полученные результаты, а А. Садовский дал свои комментарии. Он отметил удачные формулировки и тактики, но, в целом, подчеркнул, что виден недостаток опыта и нехватка знаний.  А знания эти необходимы, поскольку участники Летней школы – это, в первую очередь, создатели социальных проектов. Поэтому знания о проектном менеджменте очень важны для успешной его реализации и эффективной коммуникации с людьми, которые будут вовлечены в проектную деятельность.

А. Садовский сформулировал функции руководителя, подчеркнув, что зачастую маленькие коллективы могут успешно существовать без непосредственного управления, руководитель же нужен в больших коллективах, где коммуникация «каждый с каждым» невозможна. В крупных компаниях роль первого руководителя порой преувеличена. Ощущение, что директивно можно что-то изменить, ложно.

Сегодня руководители сталкиваются со множеством проблем, среди которых догматизм и микроменеджмент. По мнению А. Садовского, самой главной ошибкой молодых менеджеров является то, что они стараются быть везде и делать все за всех. Такая стратегия поведения не позволяет выделить главное и второстепенное, а также не способствует установлению доверительных отношений среди членов команды. Топ-менеджер «Яндекса» считает, что немаловажно для менеджера отличать «твердое» от «пустого»: «Твердое – это то на что можно положиться. Даже один пустой элемент в системе приводит к тому, что все станут пустыми».

Упомянул Александр Садовский и о преимуществах работы в сфере менеджмента: сложность решаемой задачи, рост масштаба решаемой проблемы, делегирование  рутинных полномочий. Были названы и три главных качества руководителя: требовательность, гибкость и адаптивность, а также умение посмотреть на ситуацию глазами другого человека.

Участники  тренингов и мастер-классов отметили практическую ценность этих мероприятий. Студентам выпал шанс вживую пообщаться с ведущими бизнес-экспертами, а также задать интересующие вопросы, которые так или иначе связаны с проектами и их реализацией. Ключевые фигуры российской бизнес среды поделились бесценным опытом, что вне стен Летней школы для многих «потанинцев» осталось бы только мечтой. Полученные знания и навыки помогут стипендиатам стать более успешными в области социального проектирования.