Определены победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина и Федерального агентства по культуре и кинематографии при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры.

В музее-усадьбе «Останкино» состоялась презентация проектов-победителей конкурса, во время которой жюри определило суммы грантов проектов-победителей, а гости ознакомились с различными вариантами ответа на вопрос, каким должен быть музей в современной экономической и социокультурной ситуации.

В конкурсе участвовали государственные и негосударственные музеи и музейные организации России. Конкурс проводился публично, по новаторской двухступенчатой схеме, которая позволила оценивать проекты с максимальной объективностью. На конкурс было прислано 450 проектов из 66 регионов страны, 38 из них вышли в финальный тур. Эксперты и жюри выделили наиболее яркие и социально значимые идеи, а их авторов пригласили на семинар-тренинг, после которого участники семинара получили возможность доработать свои предложения и вновь представили их на суд жюри. В результате было выбрано 15 проектов-победителей. 14 проектов будут поддержаны из грантового бюджета, выделенного Благотворительным фондом В. Потанина (165 тысяч долларов), а один проект - «Город на ладони: художественно-эстетическая реабилитация незрячих» - профинансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

«Музей и туризм»

В настоящее время в России существует объективная проблема - отсутствие взаимодействия между учреждениями культуры и туристическими компаниями, ориентированными на въездной туризм. Конкурс показал, что музеи предлагают два варианта выхода из ситуации. Первый заключается в том, что музей создает значимое культурное событие и вовлекает в него других субъектов туристического рынка. (Проекты «Событие века» (фестиваль «Битва Тимура с Тохтамышем») и «Большая Сибирь» (фестиваль «Озерных людей на Байкале»)). Суть второго пути в том, что музей сам берет на себя функции туроператора (проект «Гостеприимные Соловки»).

«Совместные музейные проекты»

В этой номинации лидерами стали четыре очень разных по сути и формату предложения. Масштабный проект международного музейного фестиваля исторических театров Европы «По обе стороны кулис» победил наряду с камерным проектом «Музейная долина» из Саратова, ориентированным на нужды местного сообщества. Проект «ART-PAPER club в «бумажном» городе», присланный из маленького карельского городка Сегеж, где градообразующим предприятием является целлюлозно-бумажный комбинат, стал удачным примером взаимодействия учреждения культуры и бизнеса. А в проекте «Школа волонтеров, арт-терапия в культуре» (Петербург - Кемерово) была предложена эффективная схема партнерства музея с медицинскими учреждениями.

«Новые образовательные программы»

В этой номинации проекты-призеры можно разделить на три группы. Первая – это «модернизационные» проекты, когда традиционная музейная деятельность не меняется, но к ней добавляется новая функция (проекты «Открытый музей в закрытом городе» - создание культурно-реабилитационного центра для жителей закрытого города Северска; «Музейный трамвай «Хакодатэ-Владивосток»).

Вторая группа включает инновационные предложения, ориентированные на изменение самой природы музея. Таких проектов среди победителей оказалось два: один - от Государственной Третьяковской галереи - направлен на решение серьезной общеевропейской проблемы, второй - от  Пермского областного музея - стал реакцией на специфическую российскую ситуацию. Сначала несколько слов о проекте ГТГ. Современное искусство, попадая в музей, умирает. Причина в том, что оно лишается среды, в которой существует, а зритель интересуется не столько самими произведениями, сколько их контекстом. Это противоречие хорошо видно на примере выставочно-музейного комплекса на Крымском валу, где под одной крышей располагаются «благополучный» ЦДХ и малопосещаемые залы современного искусства ГТГ. Проект «Система клубов современного искусства в Третьяковской галерее» представляет собой попытку создать адекватную среду бытования и понимания современного искусства внутри музея. Пермский проект «Территория музейного дизайна» представляет собой вариант решения двух острейших отечественных проблем: отсутствие интереса к музеям у молодежи и устаревший дизайн экспозиции. Подавляющее большинство наших музеев мало привлекательны не потому, что у них слабые коллекции, а из-за того, что они плохо, архаично предъявляются. Пермский музей предложил механизм, позволяющий привлечь молодежь, студентов в разработку экспозиционного и выставочного дизайна.

Есть в этой номинации проект еще одного типа - из маленького городка Няндома в Архангельской области, где вообще нет музея и учреждение культуры клубного типа берет на себя соответствующие функции - проект «Видеомузей».

«Социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями»

Оба проекта, выделенные жюри в этой номинации, оказались из Удмуртии - «Фактура времени» - экспозиция для слепых в Глазове и уже упоминавшийся «Город на ладони», Ижевск. Географическое совпадение явно неслучайно. В советские годы на территорию этой закрытой республики целенаправленно переселялись инвалиды, поэтому там до сих пор сконцентрированы самые крупные в стране предприятия для людей с ограниченными возможностями. Немаловажно, что местные учреждения культуры пытаются искать пути адаптации этих людей.

«Управленческие инновации»

Жюри отметило в этой номинации всего один проект - «Клуб любителей современного искусства «ВКЛ/ВЫКЛ», Екатеринбург. Проект предлагает решение, позволяющее маленькой организации, деятельность которой носит дискретный характер, привлечь и удерживать в состоянии заинтересованности большое количество союзников, партнеров, волонтеров. Вообще проблематика управленческих инноваций оказалась самой трудной для музеев, приученных к жесткой административной системе руководства. С самого начала в эту номинацию пришло меньше всего заявок участников. Неслучайно победителем стал ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) - организация не являющаяся музеем в классическом понимании этого слова, хотя и родственная по сути.