На Зимней школе студенты представили лучшие реализованные проекты прошлого года

С 28 января по 1 февраля в Сочи проходит очередная – уже девятая – Зимняя школа Благотворительного фонда Владимира Потанина, в ходе которой студенты, в частности, представили лучшие реализованные социальные проекты, поддержанные в прошлом году.  

Ежегодно Благотворительный фонд Владимира Потанина выделяет около 1 миллиона рублей на поддержку социально-значимых проектов, которые реализуют студенты-отличники по всей России. При выборе среди них лучших эксперты Фонда учитывают достижение намеченного результата, планомерное выполнение целей, соответствие реального и заявленного бюджетов, упоминания в СМИ и множество других важных показателей. По результатам прошлогодних Зимней и Летней школ Фонда, лучшими были признаны 9 социально-значимых проектов.

Один из них - «Правовая защита», представленный Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского. Его суть состоит в бесплатных юридических консультациях для жителей области посредством вебинаров (Интернет-семинаров).

Из полученного гранта ребята истратили лишь треть - 13950 рублей: многие партнеры шли навстречу и размещали рекламу вебинаров бесплатно. Самые серьезные трудности ребята встретили в общении с бюрократическим аппаратом, а также в своей команде, где не все были готовы идти к цели до победного конца – к завершению проекта остались лишь два организатора. Ребята признаются: «Обязательно стоит бороться за идею, если вы в нее верите». Не сдавшись, они получили многое: это не только благодарственные письма и добрые слова от жителей области, но и то, что проект будет жить дальше, уже без их участия на базе Центра повышения квалификации, где их идею подхватили единомышленники.

Гуманитарные проекты пользуются особой популярностью среди потанинских стипендиатов. Проблемами речевой грамотности студентов озаботились одновременно в Волгограде и Челябинске. Проект «ОрфоГраффити» Волгоградского государственного социально-педагогического университета был призван решить трудности с русским языком у первокурсников вуза. Команда-организатор поставила перед собой цель заинтересовать студентов быть грамотными и решала ее при помощи квест-игр и фотокроссов, направленных на изучение и запоминание правил русского языка. Как отмечают организаторы, интерес к этому вопросу очевиден: отзывы в социальных сетях и повышенное внимание к проекту тому свидетельство.

«SpeakBig» ­- проект Новосибирского государственного университета, цель которого сделать из плохих публичных выступлений  хорошие. Они организовали серию мастер-классов от известных в городе и стране риторов, а также преподавателей школы ораторского мастерства. Итоговым мероприятием стал ораторский чемпионат, где студенты могли блеснуть полученными навыками, а также получить бесценный опыт публичных выступлений. Главным успехом проекта организаторы считают настоящий ажиотаж вокруг него: вместо предполагаемых 200 участников зарегистрировались почти 1000, большинство из которых требуют возобновить проект в следующем семестре.

Совсем иные проблемы волнуют студентов из Казани и Красноярска. Проект «РадиоЦЕХ» Казанского национально-исследовательского технического университет им. А.Н. Туполева был направлен на популяризацию среди школьников уже существовавшей в стенах вуза радиолаборатории. Привлекли юных единомышленников заманчивой идеей: «А давайте запустим спутник?». Откликнулись на предложение многие, но позвали в святилище науки только самых способных – тех, кто проявил активное участие в мастер-классах и открытых олимпиадах. Чтобы осуществить грандиозный план, сначала студенты вместе со школьниками занялись созданием микроспутника  из деталей старых сотовых телефонов. Цель была достигнута, и студенты не сомневаются, что их спутник обязательно отправится в открытый космос – надо только передать его на Байконур.

Команда из Сибирского федерального университета представила проект «Новый взгляд». Их задачей также стала мотивация школьников к изучению точных наук. В 12 красноярских школах они демонстрировали опыты по практической химии и физике. Любопытствующих набиралось нескольких классов одновременно. Популярность проекта достигла небывалых высот – о нем сняли новостной сюжет на Первом канале, а также опубликовали информацию в крупнейших мировых изданиях, в том числе в Washingtonpost. Мастер-классы потанинских стипендиатов не раз попадали в рубрики «Фото дня» в СМИ, известных как в России, так и за рубежом.

В сфере ведения студентов-отличников также оказались вопросы поддержки социально незащищенных слоев населения. Так, Тверской государственный университет представил проект «Картинный дворик». Студенты  решили облагородить парк дома-интерната инвалидов на окраине города. Целевая аудитория у них была нестандартная – одинокие бабушки и дедушки. Волонтерами стали студенты ссузов, лицеев и школ. Ежедневно организаторы снимали видеоролики, пользовавшиеся большой популярностью в Сети. Интерес к дому-интернату повысился, а пенсионеры не только почувствовали внимание к себе, но и имеют возможность каждый день любоваться красивыми картинами из окна.

Челябинский государственный университет представил проект «Связь поколений». Его суть – проводить курсы компьютерной грамотности для пожилых людей по системе 3 преподавателя на 10 слушателей. Идеей живо заинтересовались 64 бабушки и 8 дедушек,  самому старшему студенту было 92 года. Пожилых людей научили создавать аккаунты в социальных сетях, а также пользоваться программой бесплатных видеозвонков. Проект оказался чрезвычайно актуален для тех, чьи близкие живут в других городах. Очень важно, как подчеркнул организаторы, что после окончания занятий студенты и молодые преподаватели остались на связи, а проект продолжается – распространяются разработанная программа и методические пособия.

Но не всем проектам, представленным на Зимних и Летних школах Фонда, было суждено получить грантовую поддержку. Однако главная черта любого потанинского стипендиата – его целеустремленность. Увлеченный идеей, он готов претворить свою мечту, свой проект в жизнь, даже несмотря на отсутствие средств. Так, команда Мордовского государственного университета с проектом «Дайте мне роль!» не получила грант от Фонда, его предоставил РОСБАНК. Ребята предлагали работать с детьми из социального реабилитационного центра – с теми, кто разлучен со своим родителями. Они ставили вместе с ними сценки и спектакли, учили сценической речи и актерскому мастерству, посещали настоящий театр. Под девизом «Играем в театр» студенты-волонтеры старались показать и доказать детям, что, попав в этот центр, они не оказались в тупике.

А вот студенты из Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.В. Королева с проектом «В ритме вальса» вообще не получили денежной поддержки. Это, впрочем, не помешало им с успехом и размахом реализовать свой грандиозный замысел – провести первый в Поволжье фестиваль исторического танца. От своей цели они не отступили ни на шаг, и бал состоялся. Целевая аудитория от студентов расширилась до пенсионеров и школьников. Проект стал настолько популярен и вызвал такой общественный резонанс, что организаторы, к своей радости, распространили его еще на 4 района Самарской области.

Все без исключения участники команд-победителей Школ Благотворительного фонда Владимира Потанина убеждены, что за свою идею надо бороться, и желают вновь прибывшим на Зимнюю школу потанинским стипендиатам успехов, веры в себя и свою мечту.

Победители этого года, чьи волонтерские проекты получат гранты на реализацию, будут объявлены на закрытии Школы 1 февраля.