Л.Зелькова о Стипендиальной программе: «Необходимо формировать новый запрос в образовании»

«По уровню негосударственных вложений в образование мы сильно отстаем от стран-конкурентов, – заявил вчера заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин, выступая на презентации обновленной Стипендиальной программы Владимира Потанина. – Развитие благотворительности в образовании – ключевая вещь, то, без чего мы не можем двигаться вперед. Между тем, без этих ресурсов мы не можем выйти на тот уровень финансирования высшей школы, который нам необходим. Несколько лет назад в нашей стране начали создаваться фонды целевого капитала. Процесс пошел, хотя надо честно признать, что объем средств в них пока недостаточен. Понятно, что формирование  благотворительных капиталов - длительный процесс, нужны десятилетия  или даже столетия. Но все равно заниматься этим необходимо. Как  помочь фондам в привлечении  средств в образовательные программы?  Сейчас подготовлены поправки в закон о науке, связанные с поддержкой негосударственных фондов науки и инноваций. Они предусматривают льготы и ряд других моментов, которые позволят создать  дополнительный стимул для привлечения средств».

- Буквально на днях мы отмечали 15-летие нашей стипендиальной  программы, - рассказала генеральный директор Фонда В. Потанина Лариса Зелькова. – С самого начала мы считали, что в российских условиях инвестировать надо в людей, а не в институции. Предыдущая версия программы была адресована, в первую очередь, студентам, поскольку в 90-е годы уровень востребованности высшего образования был низок и большинству школьников было совершенно неочевидно, что именно хорошее образование – это их ключ к благополучному будущему. Тогда мы решили поощрять не только талантливых физиков и математиков – задачей было сформировать общественный  заказ на качественное  образование по любой специальности. Именно поэтому мы старались охватить как можно большее количество людей – стипендию Потанина в разное время получали от 1200 до 1500 человек в 60 университетах страны в год. За эти годы программа развивалась, и в последние несколько лет у нас появилось ощущение, что мы перестали предлагать нашим грантополучателям «оригинальный продукт». Сегодня студенты могут участвовать в самых разных конкурсах и получать дополнительные стипендии от губернаторов и различных органов власти, включая федеральные. Есть и масса корпоративных стипендий, и так далее. Необходимо формировать новый запрос в образовании. Ситуация  изменилась: сегодня высшая школа во многом предлагает апгрейд школьного образования, серьезная профессиональная подготовка  начинается только в магистратуре. Поэтому наша стипендиальная  программа рассчитана на другую аудиторию: она адресована будущим  магистрам, а также преподавателям. Кроме того, теперь в ней могут участвовать и негосударственные вузы.

 Исполнительный секретарь некоммерческого партнерства «Форум доноров» Наталья Каминарская подчеркнула, что тема поддержки  образования является очень важной для донорского сообщества: «Недавно мы исследовали, какие направления деятельности предпочитают фонды - 58 из 78 фондов выбрали своим приоритетом поддержку  образования».

В процессе дискуссии прозвучали предложения, каким образом частные  фонды могли бы способствовать развитию высшей школы. По мнению  профессора Константина Сонина, проректора Российской экономической школы, необходимо поощрять мобильность студентов и преподавателей: «В нашей стране самое, пожалуй, немобильное образование в мире. Нужно способствовать подвижности научных кадров, причем из центра на периферию. В частности, многие в провинции хотели бы поехать учиться в Москву или Санкт-Петербург, однако, мало кто стремится учиться в  Томске, хотя там расположен один из самых замечательных  университетов страны».

 - Неплохо было бы создать рейтинг ключевых магистерских программ, - заметил Андрей Шатин, ректор Челябинского государственного университета. - Если уж речь идет о стимулировании горизонтальной  мобильности, то надо знать лучших преподавателей.

 По мнению руководителя программ направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Ивана Дементьева, необходимо целенаправленно искать и поддерживать лучшие образовательные  практики – только таким образом можно создать основу для развития. Профессор МГУ и ректор Российского международного олимпийского  университета Лев Белоусов уверен, что главное, чего не  хватает высшей школе – это самостоятельности, чтобы иметь  возможность решать свои образовательные задачи так, как университеты считают правильным.

 - Самая важная, на мой взгляд, миссия фонда Потанина – это  выстраивание социальной среды, - заявил проректор Воронежского  университета Василий Попов. – С помощью образовательных программ фонд уже смог задать в студенческом сообществе новый вектор: стало модно хорошо учиться, быть успешным, участвовать в социальных  проектах – причем не за деньги, а для души. С помощью фонда многие люди сделали для себя открытие: можно быть хорошим студентом и получать за это преференции, в том числе, материальные, и участие действительно открыто, и ты можешь стать лидером сообщества просто потому, что ты такой замечательный. Этот приоритет, которого фонд должен придерживаться и в будущем.