Лариса Зелькова: «Если открыть дверь, в нее обязательно кто-то войдет»

 

1 октября впервые отмечается Европейский день фондов. О том, зачем некоммерческим организациям-донорам собственный красный день календаря, почему он важен для российских НКО, и как отметит профессиональный праздник Благотворительный фонд Владимира Потанина – генеральный директор Фонда Лариса Зелькова.

 

Что означает новая дата для российских частных благотворительных фондов – это способ привлечь внимание к факту своего существования, возможность быть открытыми, ощутить себя частью международных процессов?

Прежде всего, это необходимость. В минувшее воскресенье «Первый канал» провел интересную акцию. Она называлась «Всем миром» и проходила в виде большого благотворительного телемарафона в пользу людей, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке. Идея была в том, чтобы с помощью зрителей собрать деньги на строительство для них нового жилья, школ, восстановление затопленных территорий. И все было бы замечательно – отклик огромный, денег собрали много… если бы ни одно «но»: телеканал объявил, что будет заниматься распределением собранной помощи самостоятельно. Для меня были очевидны две вещи. Во-первых, люди в нашей стране с готовностью отзываются на чужое горе, и телевидение может их объединить. Во-вторых, дело с имиджем некоммерческого сектора обстоит чудовищно. Всем так долго объясняли, что «третий сектор» не заслуживает никакого доверия, что даже крупнейший телеканал оказался неспособен найти организацию, которой бы смог доверить работу по адресному распределению помощи. Некоммерческого подрядчика, способного эти средства правильным образом потратить и добросовестно отчитаться.

Эта история – про отсутствие доверия. У людей есть готовность помогать, но нет инфраструктуры оказания помощи. Хорошо, что «Первый канал» может себе позволить тратить время и усилия на такую непрофильную деятельность, как адресная благотворительность. Но многие из тех, кто хотел бы помогать, не в силах этим заниматься. И должны, по идее, идти с этим в некоммерческие организации. Поэтому-то нам нужен День фондов – чтобы НКО могли рассказать, что и почему они делают, как и зачем распоряжаются ресурсами.

Проблемы российских фондов схожи с европейскими?

В Европе традиции существования фондов довольно устойчивые – им минимум 50 лет. Не одно поколение европейцев выросло с пониманием, что в любом городе есть самые разные некоммерческие организации (включая фонды), которые выполняют различные нужные задачи. У нас этого нет: поколения людей привыкли, что все проблемы решают горсовет, собес, муниципалитет, управа и так далее. Социальные проблемы могут быть похожи, но по способу их решения мы сильно отличаемся друг от друга. На западе их очень активно решают не только с помощью государства, а в России пока не готовы доверять негосударственным институтам.

Как Фонд Потанина отметит профессиональный праздник?

Мы активно продвигаем наши новые проекты. Я имею в виду, прежде всего, обновленную Стипендиальную программу. Сейчас очень ответственный момент: представители Фонда в лучших университетах нашей страны из тех 75, которые участвуют в нашей программе, рассказывают о том, как она изменилась, какие возможности дает студентам магистратуры и их преподавателям.

Одновременно (буквально за несколько дней до Дня фондов) мы определили для поощрения пять фондов целевого капитала, которые отличились в сборе средств в эндаументы в ходе нашей программы «Целевые капиталы: стратегия роста». Они получают сертификаты о том, что Владимир Потанин сделает взнос в их целевой капитал. Среди организаций – столичные и региональные, маленькие и большие. Нас это очень радует – мы бы очень хотели, чтобы институт эндаументов (целевых капиталов) в нашей стране как можно активнее развивался.

Какие изменения ожидают программу поддержки музеев?

10 лет подряд мы проводим конкурс для лучших проектировщиков музейного дела – через Фонд прошло более трех тысяч заявок. Для нас очень важно, чтобы конкурс был живым и развивался. В любом грантовом соревновании деньги, как это ни парадоксально, не главное. Получение гранта – финал приятный, но не единственно важный и возможный. Главное, чтобы музейные команды-участники разработали свои идеи, познакомились с коллегами, чему-то научились, узнали, как делают похожие проекты в других музеях нашей страны и за рубежом. Нам важно, чтобы наш конкурс и участие в нем стали для них источником развития. Даже если они в конце не получат заветный грант. У нас есть много примеров, когда музеи-участники выходили в полуфинал, дорабатывали проект, но в силу высокой конкуренции не получали грант на финише. Тем не менее, они реализовывали свой проект за счет других ресурсов. Мы считаем, что это очень позитивное явление, которое говорит о качестве наших программ.

Сейчас мы говорим о том, что следующие 10 лет для участников нашего музейного проекта будут другими. Почему? Мы бы хотели, чтобы они делали проекты, полагаясь не только на возможности собственных музеев, но и активнее выходили за их пределы: искали союзников в университетах, некоммерческих организациях, учреждениях культуры, действующих в их городах. Нам кажется очень важным научить их партнерству. Абсолютно очевидно, что ресурс рождения нового за счет внутренних возможностей если не исчерпан, то подходит концу. Нужно, чтобы они открылись миру, научились взаимодействовать с людьми, которые живут и работают рядом.

Это важный приоритет, но могут ли музеи отвечать за состояние среды вокруг себя?

Они могут ее формировать. На самом деле, у Фонда уже есть подобный опыт. В музейном конкурсе есть номинация «Музей и образовательные технологии» – там всегда фигурировало много партнеров. Проекты были адресованы либо школьникам (партнерство с учителями и школами), либо студентам, либо людям с ограниченными возможностями. Одна из самых успешных номинаций называлась «Технологии туризма» – в ней требовалось партнерство с туроператорами. Просто первые 10 лет мы делали ставку на умение придумать и реализовать интересную музейную идею, сейчас наряду с этим мы бы очень хотели добавить способность вступать в партнерство и делать различные совместные проекты. Если ты открываешь дверь, в нее обязательно кто-то войдет. А если ты сам выйдешь и станешь активно приглашать гостей, то это произойдет достаточно быстро.